ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
12 ноября 2022 | 09:06

"Заплатили 870 миллионов". Сельчане отказываются покидать разрушенный поселок в Улытау

Мейирим Смайыл руководитель спецпроектов Tengrinews.kz
Турар Казангапов Фотокорреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

В необычной ситуации оказались жители поселка Жезказган (не путать с городом Жезказган) в области Улытау. Десятилетиями они жили на богатых залежах медной руды, однако теперь им нужно оставить свои дома и отдать земли корпорации "Казахмыс" для разработки месторождения. Корреспонденты Tengrinews.kz приехали в поселок и поговорили с немногочисленными оставшимися жителями некогда большого поселка.


Иконка комментария блок соц сети

В необычной ситуации оказались жители поселка Жезказган (не путать с городом Жезказган) в области Улытау. Десятилетиями они жили на богатых залежах медной руды, однако теперь им нужно оставить свои дома и отдать земли корпорации "Казахмыс" для разработки месторождения. Корреспонденты Tengrinews.kz приехали в поселок и поговорили с немногочисленными оставшимися жителями некогда большого поселка.

О переселении сельчан стало известно еще в 2011 году. Тогда был подписан комплексный план социально-экономического развития городов Жезказгана, Сатпаева и Улытауского района на 2019-2022 годы. Однако само переселение началось в последние годы.

За это время в Сатпаеве построили многоэтажки для тех, кто захотел переехать в квартиры и частные дома с участками для тех, кто ранее жил в коттеджах. Тем, кто добивался материальной компенсации, выделили деньги из бюджета правительства. Большинство из них покинули регион навсегда, переехав в другие города и страны.

Сегодня в поселке, по словам местных жителей, остались жить шесть семей. Они категорически не согласны с переселением, не готовы покидать свое насиженное место и не согласны с компенсацией, которую им выплатили за дома и сельский бизнес. Но требования у них необычные.

Почти два года оставшиеся сельчане живут в ужасающих условиях, в разрушающихся домах - чуть дальше уже идет разработка месторождения и подземные работы, без света, воды, канализации и отопления.

В руинах домов поселились стаи бродячих собак.

Василий Пянтковский живет в поселке 17 лет. Сейчас в его доме нет ни воды, ни света, ни отопления. Для жизни он приобрел электрогенератор.

"Моя семья живет у дочери в Жезказгане - жена с маленьким сыном. Я здесь один. Сыну год и 9 месяцев. Они мне первоначально сделали оценку дома в 2014 году - было почти 38 миллионов. Но позже меня вызвали в суд и внаглую при прокуроре, при судье заявили, что у них таких денег нет. Я говорю: "Хорошо, дайте мне такой же дом, такой же участок, перевезите, пропишите, отдайте мне документы на руки, я вам отдам свои". Мне обещали тогда, что этот вопрос решат", - поделился житель поселка.

От некогда большого дома остались одни руины. Сейчас мужчина ютится в помещении, которое раньше было коридором.

"Потом они мне перечислили 7 миллионов 200 тысяч тенге. Потом перечислили еще пять с 5 миллионов. Я говорю: "Я имею полное право требовать от вас жилье либо такое же, как мое, либо лучше, но не хуже". Потом ко мне приехал замакима Сатпаева, сказал, что мне докинут до 25 миллионов. Я говорю: "А вы найдите мне за 25 миллионов такой же дом, такой же участок, насаждения. Перевезите, пропишите, а деньги оставьте себе". Нет! В общем, они перечислили мне до 25 миллионов", - рассказал Василий.

По данным сайта "Крыша", частные дома в Сатпаеве стоят от 15 до 90 миллионов тенге. К примеру, за 25 миллионов тенге можно приобрести 5-комнатный дом на 130 квадратных метров с участком в 13 соток 1990 года постройки. Или 3-комнатный дом в 90 квадратных метров с 9 сотками земли, но уже 2000 года постройки.

Однако сельчанин уверен, что за такие деньги найти равнозначный дом для себя он не сможет. Поэтому он намерен оставаться жить в поселке, пока ему не выплатят 38 миллионов тенге, озвученные оценщиком.

Деньги, перечисленные за дом, Василий не тратит, хотя они уже лежат на его счету. По его словам, если эти деньги будут потрачены, у акимата будет основание для принудительного выселения.

Единственным соседом Василия стал приблудившийся щенок, который не отходит от своего хозяина ни на шаг.

К двухэтажному дому мы добирались через поваленные деревья и разрушенные дома.

В нем, как оказалось, в одном из 12 квартир живет семья Галушкиных. Им правительство выплатило 870 миллионов тенге. Сейчас эти деньги лежат заблокированные на счетах членов семьи. Сами Галушкины отказываются покидать свой дом и тратить эти деньги.

Евгений и Надежда Галушкины прожили в поселке больше 30 лет. Здесь же живет с семьей их сын Андрей Галушкин со своей семьей. На их семью в поселке приходится 14 объектов недвижимости - три квартиры, несколько зданий пекарни и здание бывшего кинотеатра "Космос". Кинотеатр был построен в 1962 году. После распада СССР Галушкины выкупили старое здание на аукционе и сделали его частью пекарни - держали там свой автопарк.

"Пекарня наша обеспечивала весь поселок - 20 наименований товаров. Работали сто человек. Всем платили хорошие зарплаты. А кинотеатр мы не сделали, там был производственный комплекс, стояли грузовые машины", - рассказал Евгений Галушкин.

Сейчас бизнес вести уже невозможно, да и не для кого - жителей в поселке почти не осталось. По словам пенсионеров, когда началось переселение, поселок заполонили преступники - разворовали пекарню, вывезли дорогое импортное оборудование.

"Нам заплатили 870 миллионов тенге за три квартиры, пекарню и кинотеатр "Космос". Дело в том, что мы хотим... Здесь перспективы никакой нет. Это город умирающий (Сатпаев. - Прим.). Пройдет еще 15-20 лет и здесь будет как в свое время в Абае, как в Аркалыке. Мы хотим уехать в Астану и в Астане восстановить весь наш комплекс, который здесь у нас был. Открыть пекарню", - рассказал Евгений Галушкин.

Семья уже не один год судится с акиматами и правительством. Галушкины считают, что 870 миллионов тенге - недостаточная сумма за их сельский бизнес и недвижимость.

"У нас было 20 судебных разбирательств, нас везде засуживали. Сейчас мы дошли до Верховного суда. В суде мы говорили, что деньги нам не нужны, постройте нам пекарню, такую же, как у нас была, постройте нам кинотеатр в Астане. Мы требуем, чтобы постановление правительства отменили и мы договаривались с "Казахмысом". Постановление противоречит Конституции. Они написали, что здесь нашли новое месторождение. Но его открыли давно, когда я приехала сюда в 1968 году, они уже разрабатывали здесь", - сказала Надежда Галушкина.

А пока сельчане протестуют, им приходится жить в непростых условиях. Воду и отопление им отключили еще осенью 2020 года, электричество - 10 января 2021 года.

С тех пор воду они привозят в пятилитровых бутылках на машине из Сатпаева. Вместо холодильника используют подъезд. Там на лестницах стоят баночки с продуктами. Холодильник в квартире сейчас заменяет шкаф.

Еду пенсионеры готовят на газовой плите. В месяц на приготовление еды уходит 4 газовых баллона. Тепло в доме поддерживают три газовых обогревателя. На каждый приходится тратить по 10 газовых баллонов в месяц.

Надежды на то, что в суде встанут на их сторону, у Галушкиных немного, но они не сдаются.

"Будем стоять тут до конца. Мы хотим добиться своего, мы хотим получить свои деньги. Мы не просим ничего сверх. В наших документах прописана стоимость всего. Только оборудование мы покупали на 50 тысяч долларов в 2001 году. Все растащили", - заявил Евгений Галушкин.

Еще одного жильца мы не застали дома, но связались с ним по телефону. 61-летний Сергей Тоноянц сообщил, что в феврале у него от переохлаждения отказали ноги. Дочь перевезла его к себе в Сатпаев.

"Я живу у дочери в однокомнатной квартире, ютимся. Они меня кинули, они обещали мне доплату сделать. Мне закинули 9,6 миллиона тенге. Но на эти деньги ничего не купишь. Они обещали мне сверху 13 миллионов доплатить. Всем доплатили, осталось нас 8 семей, и на нас у них деньги кончились. Куда мы только не писали", - рассказал Сергей.

Оценщики, которых нанял акимат, по его словам, оценили его дом в 11,9 миллиона тенге. Они не учли хозпостройки и гаражи. Несогласный с этими цифрами сельчанин нанял своих оценщиков. Те уже посчитали и гаражи, и деревья, и хозпостройки. Вышло в 14,7 миллиона тенге. Но суд эту оценку не принял.

"Более того, в суде срезали с акиматовской оценки кадастровую стоимость земли. В итоге получилось 9,6 миллиона тенге. Засудили нагло", - заявил Сергей Тоноянц.

Ситуацию прокомментировал и аким области Улытау Берик Абдигалыулы. Он пояснил, что все нюансы вопроса были решены в судах.

"Я знаю, многие не довольны суммой компенсации, но все это решается через суд. Мы действуем в рамках закона. Но они сейчас находятся в поселке с риском для жизни. Службы ЧС нас предупредили, что там разлом идет, и в любой момент земля может упасть. Мы волнуемся за эти семьи. Нам необходимо их переселить. Вопрос не в деньгах, а в их жизни. Сейчас даже кладбище "Казахмыс" по просьбе родственников перезахоранивает", - сказал Абдигалыулы.

Однако по закону "О жилищных отношениях" выселять людей в отопительный период из единственного жилища нельзя. Поэтому хоть отопления в поселке уже давно нет, принудительно выселить их сейчас не получится.

Подготовила Мейирим Смайыл.

Фото Турара Казангапова.

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети