В нашем предыдущем материале мы рассказали, как живет район, который в Стамбуле называют "казахским". Здесь есть немало мест, которые ассоциируются с Казахстаном, его культурой. Корреспонденты Tengrinews.kz пообщались с героями, которые живут в Зейтинбурну. Это этнические казахи, чьи предки когда-то волею судьбы оказались в Турции. А сегодня мы расскажем о тех, кто переехал в Стамбул уже после обретения независимости Казахстаном.
В нашем предыдущем материале мы рассказали, как живет район, который в Стамбуле называют "казахским". Здесь есть немало мест, которые ассоциируются с Казахстаном, его культурой. Корреспонденты Tengrinews.kz пообщались с героями, которые живут в Зейтинбурну. Это этнические казахи, чьи предки когда-то волею судьбы оказались в Турции. А сегодня мы расскажем о тех, кто переехал в Стамбул уже после обретения независимости Казахстаном.
Знакомьтесь, в центре - это Алма Бармакова. Переезжать в Стамбул она не планировала, а приехала сюда, по ее словам, за здоровьем. После небольшой операции требовалась реабилитация, и наша героиня решила задержаться здесь. За полгода Алма полюбила Стамбул и осталась жить в этом городе.
О бизнесе в Зейтинбурну
"Два года я занималась различными работами, в основном это торговля, была байером. Вышла на международный уровень, у меня были клиенты из Америки, Африки, Европы, Азии, нашего Казахстана.
Потом поняла, что это, может, не совсем мое, и решила купить ресторан в Зейтинбурну. В ноябре будет год, как мы открылись. Сам бизнес нелегкий, это большой труд, терпение, эту работу надо любить. Но мне все нравится".
С Алмой мы познакомились в том самом ресторане "Алма ханым".
"В ближайшие пять лет хочу расширить свой ресторанный бизнес плюс у меня есть свой бренд в одежде "Алма ханым". Я шью худи, двойки, спортивные штаны, брюки, свитшоты. Фабрика находится тоже здесь, в Зейтинбурну. Скоро первая партия будет. Пока пробную модель отшиваем. Модели придумываю я сама. Отправка будет в Казахстан, Европу, Америку, Африку.
Второй бизнес связан с образованием, потому что сюда приезжает учиться много студентов. Я бы хотела наладить коммуникации, чтобы молодежь ехала уже информированная, подготовленная. Чтобы ребята знали, какой вуз им подходит, могли подобрать оптимальную стоимость.
Об образовании в Турции
В Турции учиться очень дешево, намного дешевле, чем в Казахстане, даже несмотря на то, что хорошим жильем здесь не обеспечивают. При этом пусть никто не заблуждается, что в Турции можно поступить на грант. Это нужно быть вундеркиндом, чтобы турецкое государство оплатило обучение иностранцу.
Казахстанцы должны понимать, что будут учиться в частных вузах. В государственные вузы поступить даже на платной основе сложно. Нужно сдавать тесты на уровень знаний, который должен соответствовать данному вузу. А до этого необходимо будет пройти годовые курсы турецкого языка.
На фото: интерьер ресторана
О работе и ВНЖ
Турецкий диплом еще не дает гарантии, что вы здесь сможете устроиться на работу. А если вы приехали сюда уже с дипломом, то вам нужно будет пройти сертификацию. Если нет турецкого гражданства, в этом вам откажут.
Сюда могут приезжать специалисты, если есть специальное приглашение из Турции, а приехать просто с дипломом - так не получится.
Я сама получила ВНЖ и каждый год его продлеваю. ВНЖ с этого года для тех, кто прибыл впервые, не дают, даже не пытайтесь. Единственное, выдают для студентов. Еще есть возможность, если вы купите жилье от 75 тысяч долларов и выше в районе, где вас могут прописать. А сейчас очень много закрытых районов в Стамбуле. Вне Стамбула можно посмотреть. И если вам дадут прописку, то это только для ВНЖ.
О районе Зейтинбурну
Этот район - исторически казахский. Когда казахское население переселяли во время джута в 1930-е годы, многие казахи начали переезжать в другие страны, чтобы выжить. И они были в числе тех людей, которые основали Зейтинбурну. Это были приезжие не только из Казахстана, а также из Афганистана, Ирана, Сирии, но их предки были из Казахстана. Здесь проживает много казахов: и местных, и приезжих, потому что легко адаптироваться и район благополучный для проживания.
Есть другие районы в Стамбуле, где их также немало, например, Бейликдюзю.
В Зейтинбурну я бы не советовала покупать жилье, потому что это закрытый район, здесь не выдают гражданство, прописку. Вы можете купить квартиру, и все. А если захотите продать ее, то местные покупать ее не будут и вы будете искать таких же иностранцев. Если прописки нет, то больше 90 дней проживать в Турции вы не сможете.
Что касается аренды жилья, то однушка выйдет в 5 тысяч лир в месяц (около 127 тысяч тенге).
Если говорить в целом про Стамбул, то в этом году казахстанцы купили здесь более полутора тысяч квартир.
О Казахстане и адаптации
Алматы - мой любимый город, там прошла моя молодость, студенчество. Я окончила медуниверситет имени Асфендиярова, проработала там 20 лет. Я люблю свой университет, любила свою работу, студентов, но в связи со здоровьем мне пришлось завершить эту карьеру, и я занялась бизнесом.
Я никогда не мешкаю, ни с кем не советуюсь, учусь на своих ошибках. Если сегодня пришла в голову какая-нибудь бизнес-идея, то все силы вкладываю, чтобы завтра уже начать, и в течение недели должна этот бизнес открыть. Если этого нет, значит, это не мое.
Когда сюда переехала, не было отчужденности здесь, я чувствовала себя как рыба в воде. Был барьер с языком, но в течение полутора-двух месяцев я начала понимать турецкий язык.
Здесь лояльное отношение к казахам, узбекам, киргизам. Но больше всех уважают казахов, потому что старый турецкий похож на наш язык, из-за этого легче общаться.
Еще я обратила внимание на то, что здесь люди не зациклены на брендах, одеваются просто. В Алматы на этом больше заостряют внимание.
О казахской кухне
В мой ресторан приходят не только казахи, но еще и турки, узбеки, афганцы, россияне, англичане, французы, немцы, ирландцы. За год круг моих посетителей расширился.
Иностранцы заинтересованы в казахской культуре, им нравится наша казахская еда. Они спрашивают, как мы готовим.
Европейцы чаще всего заказывают бешбармак и манты. Турки - лагман, манты, шашлык. Гости из Чечни также предпочитают бешбармак, потому что мы готовим его не из местного мяса, а из казахстанского. Я делаю доставку из Казахстана. Пусть это дорого, но тем не менее я еще ни разу не изменила мой рецепт.
Сотрудники моего ресторана тоже из Казахстана. Это уйгуры, дунгане, казахи. Кто-то приехал по моему приглашению, кто-то живет здесь, одна девушка вышла замуж за местного казаха".
В процессе разговора мы заказали манты и сорпу по-казахски. Действительно, все очень вкусно, по-домашнему.
О соотечественниках
"Нас всего трое здесь из тех, кто занимается ресторанным бизнесом. Я первая открыла, потом остальные. 90 процентов казахов, которые сюда приезжают, занимаются торговлей, все байеры.
Местные казахи здесь живут очень хорошо. В трех квартирах живут сами, а три-четыре будут еще сдавать. А приезжие по-разному: кто-то удачно приезжает, кто-то неудачно, кто-то замуж выходит.
Конечно, я поддерживаю наших соотечественников, все приходящие - мои гости. Могу помочь советом, с жильем. Я бы не хотела, чтобы наши дети оставались на улице.
Был случай, когда мальчик-казахстанец находился в трудной ситуации, он бросил клич, я его приютила. Сейчас живет в Англии и тоже занимается ресторанным бизнесом. От посудомойщика перешел к повару, я его всему обучила.
О местных обычаях
Я считаю, что нам есть чему поучиться у турков. В этой стране очень трепетное отношение к животным. У меня целый мешок с кормом для бродячих кошек, всех их кормлю. Это благо, садака.
А еще здесь менталитет такой: если вы зашли в любой магазин, то вам предложат сладости, чай просто так. Я тоже люблю делать приятные сюрпризы, например, дарю казахстанский шоколад моим поставщикам.
Ко мне сюда приезжают мои дети. У меня единственная дочь, три внука, четвертый на подходе.
Всем привет, кто скучает по мне, приезжайте сюда!"
В тот день, когда мы пришли, Алма организовала душевную встречу казахстанцев. Сюда они приехали из разных районов Стамбула. Мы пообщались с некоторыми гостями.
На фото: Акнур (справа) и Назира
О чем говорят казахстанцы
Акнур переехала в Стамбул из Кызылорды почти 30 лет назад.
"У меня была своя фирма, связанная с продуктами питания. Мы осуществляли оптовые завозы в рестораны. А сейчас свое агентство недвижимости. Я его назвала "Астана", чтобы наши понимали, что это свое.
Мне все здесь нравится, но в то же время скучаю по родине. Когда вижу казахов, моя душа чувствует, что это мое. Все мои казахи, все мои родные. В июле мы были в Казахстане, там я вижу быстрое развитие. 30 лет назад там вообще ничего не было. Мне прям захотелось тоже там купить недвижимость и жить на две страны".
Назира проживает здесь с внучкой.
"Моя внучка учится в Турции. Сама я из Алматы. Бывает, варю здесь бешбармак и зову гостей. Мясо специально привозят родственники из Казахстана".
На фото: слева направо Бахыт, Кульмария, Динара
Бахыт приехала в Стамбул, чтобы также дать сыну образование. Сейчас он учится в 9 классе, хочет быть нейрохирургом.
"Пока еще привыкаем. Сын дополнительно учит турецкий. Здесь большие возможности для детей. Это первый трамплин, дальше Европа".
Динара - дочь Кульмарии, переехала сюда из Кокшетау с мужем и детьми.
"Мы жили в Северном Казахстане, поэтому Анталья, Аланья были не для нас. Выбрали Стамбул, так как здесь комфортно".
Алишеру 18. Сам он учится в Стамбуле, а в ресторане подрабатывает официантом.
"Я учусь по специальности "бизнес-управление". В среднем стоимость обучения в Турции - 3-4 тысячи долларов. Есть и подороже - от 7 до 15 тысяч. Когда я сюда приехал, то уже знал турецкий. Я тут не впервые, мне привычно. Раньше учился в Анкаре, а туда из Астаны приехал.
В Турции уже три года нахожусь. В будущем хочу поехать в Европу, поступить в магистратуру. Потом пожить либо в Швейцарии, либо в Англии.
А потом, как встану на ноги, в Казахстан вернусь. Там я хотел бы просто отдыхать, когда у меня уже будет состояние. Желание есть такое, я очень скучаю. Каждый день читаю новости о Казахстане. Рад, что Астана снова стала Астаной. Люблю ее за то, что родился там".
Раушан 25 лет. Она работает байером.
"Я из Алматы. Раньше жила в Турции, потом в Европе, а сейчас снова здесь. Возим из Турции в Казахстан на продажу женские и детские вещи, золото.
Хотела бы в будущем путешествовать, снимать видео, делать фото. Позже хочу вернуться в Казахстан. Скучаю, уже год там не была".
С Фериде мы познакомились уже в другом казахском ресторане - "Шанырак", который также находится в Зейтинбурну.
"Мой отец - коренной житель Турции. Мы решили съездить в его родную страну и остались тут. Сюда я прилетела не по своему желанию. Полтора года сидела в изоляции, вообще ни с кем не разговаривала, была апатия. Потом подружилась с девушкой из Казахстана и стало легче.
Стамбул - очень красивый город, но я скучаю по Алматы, дому, родине. У меня богатая эмоциональная палитра, если говорить про Алматы. Я и злилась там, и радовалась, и грустила. Но оттуда самые теплые воспоминания. Потом обязательно в 18 лет, как накоплю деньги, улечу домой.
Сейчас я работаю в ресторане по выходным и учусь. По зарплате - 200 лир (5 тысяч 71 тенге) за день плюс два процента от общей выручки заказов. Сюда много людей приезжает из Алматы, Астаны. Кто-то открыл свой бизнес, кто-то приехал отдохнуть.
Я учусь на фотографа и графического дизайнера. А в будущем хочу стать психологом и кондитером.
В Стамбуле я научилась не стесняться людей. В Алматы, если я приеду, у меня уже будет гораздо больше друзей, чем было".
Текст: Анастасия Солнцева