- Телефон доверия для детей и молодежи. Алло!
- Телефон доверия для детей и молодежи. Алло!
- ...
- Алло, говорите!
- Здравствуйте... Может, вы сможете мне помочь?
На телефонную линию 150 для детей и подростков обращается примерно 20 человек в сутки из разных точек Казахстана. В штате работают шесть психологов, расположившихся в двухкомнатной квартире жилого дома в одном из микрорайонов Алматы.
Основная часть звонков поступает днем. Их принимают четыре оператора. В ночное время у трубки остается дежурить один психолог. Телефон может долго молчать, но в эти часы не все дети и подростки сладко спят. По опыту специалистов, ночью переживания и одиночество могут стать особенно невыносимыми. Звонок может раздаться около 4 утра. Кто-то все-таки решился обратиться за помощью.
Чаще всего номер 150 набирают девушки от 15 до 18 лет. Ранняя беременность, разбитое сердце, ссора с подругой... Звонят школьники, которых унижают одноклассники, застенчивые мальчишки, сгорающие от стыда при виде объекта влюбленности, сыновья тиранов-отцов, иногородние студенты - им порой не с кем посоветоваться в чужом городе.
Первые 15 минут в разговоре ключевые. За это время психолог может сделать промежуточный вывод, эффективен ли разговор. По правилам на каждую беседу отводится не более 30 минут, но если того требует ситуация, психологи готовы говорить с абонентом дольше. И еще одна правило - не называть собеседникам реальных имен.
Фото: Tengrinews.kz
А.А. принимает звонки уже на протяжении 4 лет. Вспоминая самый тяжелый случай в своей работе, она словно мысленно переносится в прошлое.
Это был разговор с парнем. Ему поставили диагноз "рак кожи и печени", жить осталось от 8 месяцев до 2 лет: "Я бывший детдомовец. Живу один. Ни родителей, ни жены. Теперь уже, наверное, смысла нет задерживаться". Молодой человек пояснил, что купил в аптеке смертельную дозу лекарств. После этих слов в трубке начали слышаться звуки открываемых ампул.
"Он говорит: "Сейчас я умру". Мне самой стало страшно. Я начала дрожать, бросило в жар. Но взяла себя в руки и просто начала с ним разговаривать. Шаг за шагом, - рассказывает А.А. - И в какой-то момент стало ясно, что разговор эффективен. В конце разговора он сказал: "Можно ваш адрес узнать, я отправлю цветы". Я спросила, почему он так решил. А он поблагодарил и добавил: "Вы мою жизнь спасли. Я был так расстроен, что хотел умереть. И только сейчас понял, что это неправильно".
А.А. на вид не больше 30, одета просто - джинсы, свитер. Когда она рассказывает о работе, лицо девушки быстро меняет выражение: от задумчивости до непосредственной улыбки. Говорит, после начала работы на телефоне доверия поняла, что жила в "розовых очках". Одно дело - теория в университете, где тебе рассказывают, как поддерживать людей в тяжелых жизненных ситуациях, реальный разговор - совсем другой случай. А.А. создает впечатление жизнерадостного и позитивного человека, возможно, это и позволяет ей заряжать абонентов надеждой.
Фото: pixabay.com
Как минимум раз в месяц с заявкой на самоубийство звонит ребенок. Молодежь в более старшем возрасте - чаще. Телефон 150 знают в ДВД и ДЧС, и, бывает, связывают расстроенных людей с психологами.
А.А. продолжает вспоминать необычные звонки, и вдруг на ее лице появляется улыбка. Однажды на номер 150 позвонила маленькая девочка и звонким голоском начала читать стишок: "Мама не стала меня слушать. И сказала, что можно позвонить вам. Я расскажу стишок, который учу к утреннику в детском саду".
Так она декламировала стихи на протяжении недели. "Мы ее все здесь слушали. Прочитает стишок. Ей скажешь: "Молодец!", и она кладет трубку. Потом, когда звонки прекратились, нам ее очень не хватало", - вспоминает другая сотрудница телефона доверия З.Г.
Иллюстративное фото: ©REUTERS
Коллега А.А. намного старше ее. Она проводит тренинги для родителей и всегда просит их рассказать детям про номер 150.
А.А. вспоминаются истории, связанные с темой сексуального насилия, пережитого в детстве. З.Г. подхватывает эту тему и делится своими размышлениями.
"Родители учат детей не разговаривать с незнакомцами, но про знакомых ничего не говорят. Эта педагогическая ошибка может приводить к плачевным итогам. Ребенок еще вчера видел какого-то человека, сидящего за одним столом с родителями дома, и поэтому, встретившись с ним где-то во дворе, легко идет на контакт", - предупреждает она.
Сотрудники линии доверия отмечают, что даже после положительного исхода разговора не могут быть уверены, что реально смогли помочь человеку. Некоторые абоненты, получив поддержку, через время все равно перезванивают. Бывает, обращаются и люди в более взрослом возрасте.
А.А. рассказывает: "Звонил 28-летний мужчина. Он с 9 до 11 лет подвергался сексуальным домогательствам со стороны дяди. Когда стал взрослеть, у него начались проблемы в интимной жизни. С девушками не может общаться, но и с мужчинами, к которым его тянет, ничего не получается. И у него, в общем, отношений не было. Дядю ненавидит, хочет убить. Они иногда встречаются, и он, несмотря на то, что уже взрослый мужчина, все равно боится".
"Еще звонит женщина, ей 38 лет. Ее 20 лет назад изнасиловали трое мужчин. Она говорит, что ненавидит мужской пол. И что они до сих пор ее преследуют. Но это уже клиника. Мы таких людей, к сожалению, не консультируем", - вспоминает собеседница.
Иллюстративное фото: ©REUTERS
Пока мы беседуем, в комнате раздается звонок, все тревожно прислушиваются. Но оказывается, что кто-то ошибся номером. "Вот такие звонки тоже бывают: 105, 150 путают", - возвращается к разговору А.А.
Говоря о проблемах школьников, собеседница вспоминает еще один разговор. "Звонил третьеклассник. Говорит: "Я в школу не хочу идти. Одноклассник надо мной постоянно издевается, говорит какие-то слова в мой адрес, бывает, подтолкнет". И спрашивает: "Какая у меня проблема? Почему он ко мне пристает?" В итоге, как оказалось, он пристает и к другим. Я сказала мальчику, что проблема не в нем. Может быть, у него дома какие-то проблемы. Например, недостаток внимания родителей, либо над ним издеваются. Объяснила, что к этому ребенку нужно относится с пониманием", - делится девушка.
Иллюстративное фото: ©REUTERS
Пример неоднозначного поведения родителей А.А. тоже привела. На линию доверия позвонила мама, сидя рядом с дочкой. С того конца провода доносились неприятные слова: "Неблагодарная тварь. Я ей все покупаю, Iphone не Iphone... "
"Я просто хотела сказать: "Женщина, лечитесь сами, девочка ваша не виновата". Она не понимает, что ее покупки не заменят материнскую ласку", - делится психолог.
Взаимоотношения в семье - большая проблема, отмечает З.Г., дети, бывает, остаются неуслышанными. Это одна из причин, по которой они склоняются к суициду, думая, что тогда на них обратят внимание.
Также на номер 150 часто поступают звонки от одиноких людей, которые хотят просто пообщаться. "Друзей нет, родственников нет. Им не с кем поговорить, посоветоваться. Начинают рассказывать про работу. Про личную жизнь, - говорит собеседница, отмечая, что таким людям стараются тоже уделять время. - Но бывают и особо "зависающие". Душевнобольные люди, можно так сказать. Один парень постоянно звонит, но мы его номер записали, уже не берем трубку. Он рассказывает, что переспал то с мамой, то с сестрой, то еще с кем-то. Очень много сексуально озабоченных людей. Прям очень много таких и женщин, и мужчин. Некоторые грозятся найти нас и разобраться, если их не желают выслушать".
Фото: ©REUTERS
В последние 3-4 года на линию доверия все чаще обращаются с такой проблемой, как игромания. Звонят как дети, так и родители. В некоторых семьях доходит до того, что начинают пропадать деньги. Сотрудники линии 150 вообще отмечают, что проблемы детских зависимостей в Казахстане (помимо игромании - наркомания, клиптомания, алкоголизм и так далее) мало исследованы.
Павел Атоянц