Легко ли начинающие бизнесмены могут разместиться в комфортном бизнес-центре в Астане без потерь для собственного развития, рассказали эксперты по коммерческой недвижимости, передает Tengrinews.kz.
Легко ли начинающие бизнесмены могут разместиться в комфортном бизнес-центре в Астане без потерь для собственного развития, рассказали эксперты по коммерческой недвижимости, передает Tengrinews.kz.
Нужен ли офис?
Для начала специалисты предлагают уточнить, каким видом деятельности молодой предприниматель решил заняться. Так ли необходим постоянный офис работы? Если да, то сразу возникает вопрос, в какой части города и за какую стоимость? Эксперт по недвижимости компании "Регион 02" Арман Айдаров отмечает, что почти во всех бизнес-центрах Астаны завышены цены на аренду офисов.
"Если устоявшийся бизнес может себе позволить находиться в центре города в комфортном офисе, то для малого и среднего бизнеса это невыгодно. Цены очень высокие. Малый и средний бизнес ежемесячную аренду в ведущих бизнес-центрах почти не вытягивает", - отмечает Арман Айдаров.
По его словам, в этом отношении ситуация в Астане не отличается от Алматы.
Предложение превышает спрос
По словам директора по коммуникациям агентства "Витрина недвижимости" Ергазы Мусатаева, рынок предложений в Астане превышает спрос, поэтому в некоторых бизнес-центрах пустуют офисы.
"К сожалению, многие владельцы бизнес-центров еще не смотрят правде в глаза. Если предложений больше, чем самого спроса, нужно отпускать цены ниже. Но почему же владельцы бизнес-центров не опускают свои цены до приемлемых? Потому что они не сделали перерасчет на нынешнее время. Они живут прошлыми ценами и считают свои центры по классу выше, чем они есть на самом деле", - заметил Ергазы Мусатаев.
Фото ©Турар Казангапов
Эксперт отмечает, что цены остались на уровне 2016 года. "В тот период цены были аргументированными. Сейчас же рынок коммерческих площадей еще не встал на нужный уровень, если сравнивать его с жилым фондом", - добавил он.
Правый или левый берег
Из-за дороговизны арендуемых помещений многие предприниматели выбирают правый берег в Астане. Но и при таком раскладе возникают сомнения, нужен ли офис вдали от государственных структур, больших торговых центров, головных отделений банков. Следует также учитывать, что на левобережье Астаны порой очень сложно найти парковку и нередко возникают автомобильные заторы.
"Не знаю, когда у нас упорядочится коммерческая недвижимость. Когда будут построены лояльные по ценам бизнес-центры. Есть, конечно, и в Алматы, и в Астане дешевые офисы, чаще всего они расположены в нижних частях города. Но не все предприниматели поедут в нижнюю часть города, в Астане - это правый берег", - добавил Арман Айдаров.
Сколько стоит офис
На ценообразование аренды помещений влияют несколько факторов. Как уже упоминалось, месторасположение и класс бизнес-центра. К примеру, бизнес-центр класса "А" предполагает развитую инфраструктуру и техническое оснащение, доступные места для парковок автомобилей, охрану и видеонаблюдение, кондиционирование и ряд других создающих комфорт факторов.
По словам экспертов, нередко арендодатели относят себя к классу "А" даже при имеющихся проблемах с парковкой. Даже если цена аренды высока, это не значит, что есть свободные места на парковке, а если и есть, то всего на несколько человек от компании. Конечно, если это не собственное здание для отдельной компании.
Ергазы Мусатаев отметил, что в Астане в среднем один квадратный метр в крупном бизнес-центре стоит от 5 000 до 12 000 тенге. "Здесь уже другой вопрос. Готовы ли владельцы малого и среднего бизнеса не экономить на своем офисе. Ведь аналогичных вариантов достаточно", - утверждает консультант.
Как отмечает эксперт по недвижимости Арман Айдаров, лучшая цена за квадратный метр офисного помещения составляет от 2 500 до 3 500 тенге. Но только в этом случае не стоит надеяться на парковку и достаточное количество на ней мест, Интернет и, как правило, на хорошее расположение.
По словам консультанта по недвижимости, в Алматы малый и средний бизнес развивается все-таки лучше, чем в Астане, так как в столицу чаще приезжают трудоустраиваться на государственную службу.
"Сегодня часть офисов в бизнес-центрах пустует, цена высокая. Все-таки для МСБ нужны какие-то льготы в отношении офисов, так как доходы у начинающего бизнеса не оправдывают аренду и коммунальные услуги. Проблема с парковкой будет еще долго актуальна. А ведь парковка на стороне может грозить штрафом. Остальное все можно решить", - считает Арман Айдаров.
Выход есть
Специалисты утверждают, что если представители малого бизнеса все-таки размещаются в крупных бизнес-центрах, то максимум на полгода.
"Сейчас в бизнес-центрах квадратуры большие, что невыгодно. А офисы с небольшой квадратурой практически всегда заняты. В этой ситуации набирают популярность офисы одного дня - коворкинги, что им более выгодно. Все, конечно, зависит от вида деятельности. Если в компании есть бухгалтерия, то лучше иметь постоянный офис", - утверждает Арман Айдаров.
Однако при всей ситуации эксперты по недвижимости не осуждают арендодателей, отмечая, что те несут колоссальные расходы на коммунальные услуги. Все же консультанты советуют молодым предпринимателям не бояться и развивать свое дело, но прежде подумав, где будут размещаться, выгодна им та или иная локация. Эксперты рекомендуют не гнаться за красивыми панорамами, если это в ущерб компании.