Казахстанские застройщики переживают глубокий кризис, таким мнением с порталом "Крыша" поделился исполнительный директор Ассоциации застройщиков РК Аслан Тукиев.
Казахстанские застройщики переживают глубокий кризис, таким мнением с порталом "Крыша" поделился исполнительный директор Ассоциации застройщиков РК Аслан Тукиев.
По его мнению, 2015 год для многих застройщиков Казахстана стал годом проверки на прочность, следующий будет сложным, а 2017, вероятнее всего, провальным. Он уверен, что на плаву останутся только те компании, которые ограничили количество запланированных к строительству объектов.
"Застройщики находятся в глубоком кризисе. Доступных кредитов нет. Надежды на помощь со стороны государства также не оправдались. Должной поддержки нет и не будет", - сетует Тукиев. По его словам, сейчас с каждым скачком доллара маржа строительных компаний снижается, а к окончанию строительства и вовсе опускается до нуля.
"Раньше строительные компании могли рассчитывать на доход в 12-15 процентов, хотя закладывали, конечно, больше. Просто к моменту завершения строительства часть суммы съедала инфляция. Но даже такая небольшая прибыль помогала держаться на плаву. Сегодня этого нет", - заметил спикер.
Эксперт также рассказал, что многие компании еще в 2013 и 2014 годах снизили количество проектируемых и строящихся объектов. "Несмотря на громкие заявления некоторых чиновников, в 2016 году в эксплуатацию будет введено очень мало жилья. Застройщики просто не берутся строить. К примеру, одна из крупных строительных компаний взялась за строительство только трех объектов из 12 запланированных. То есть в следующий год-полтора жилищная отрасль Казахстана только в этом конкретном случае недополучит 9 жилых объектов", - подчеркнул Тукиев.
По его информации, дома элит- и бизнес-класса, скорее всего, строиться не будут и тому есть объективная причина - подорожавшие материалы. Импортная составляющая при строительстве таких объектов достигает 65 процентов. Он также отметил, что львиная часть застройщиков перешла на строительство жилья эконом-класса, чтобы не зависеть от курса валют.