1. Главная
  2. Почитай

Как транспортный сектор поможет росту экономики Казахстана

Интервью на тему ✅ Как транспортный сектор поможет росту экономики Казахстана ⚡ Читайте важные интервью и конференции на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

Диверсификация и увеличение доли несырьевого экспорта Казахстана - приоритетное направление развития национальной экономики.

Глава государства Нурсултан Назарбаев в своем послании "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" поставил перед Правительством задачу по увеличению несырьевого экспорта в два раза к 2025 году.

Вклад транспортно-логистического комплекса в решение данной задачи заключается с одной стороны в предоставлении доступных и качественных транспортно-логистических услуг для экономики страны, с другой – в развитии экспорта отечественных транспортно-логистических услуг, то есть транзитных перевозок.

О мерах принимаемых АО "НК «Қазақстан темір жолы" в данных направлениях рассказал председатель правления АО "КТЖ-Грузовые перевозки" Оралхан Кулаков.

Глава государства в Послании "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" обозначил ряд приоритетов по модернизации транспортных коридоров, расширению географии перевозок и их объемов. Правительству поставлена задача к 2020 году обеспечить увеличение годового объема транзитных перевозок в 7 раз для грузов, перевозимых контейнерами, доходов от транзитных перевозок в 5,5 раза.

TN:

Оралхан Райханович, расскажите о проводимой работе и участии вашей компании в развитии экспорта казахстанской продукции.

Оралхан Кулаков

АО "КТЖ-Грузовые перевозки" и АО "НК "КТЖ" в целом реализует ряд мероприятий по созданию благоприятных условий для развития экспортных перевозок.

Во-первых, это качественное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, реализуемое при всесторонней государственной поддержке.

Построены новые и расширяются пропускные способности действующих железнодорожных линий, увеличена пропускная способность логистической и терминальной инфраструктуры на приграничных с Китаем железнодорожных станциях Алтыколь/Достык до 40 миллионов тонн, открыт новый железнодорожный коридор в направлении стран Кавказа, Турции и Ирана.

Для реализации высокого потенциала роста перевозок через Каспий развивается портовая инфраструктура: завершен проект по северному расширению порта Актау. Сдан в эксплуатацию железнодорожно-паромный комплекс в порту Курык и в начале следующего года завершится реализация его второй фазы - строительство автомобильного паромного комплекса с логистической инфраструктурой и зоной таможенного обслуживания.

За счет расширения международного порта Актау и строительства паромного комплекса Курык казахстанские мощности по перевалке на Каспии увеличатся с 16 до 26 миллионов тонн в год к 2018 году.

Для привлечения и оптимального распределения грузопотоков формируется внутренняя и внешняя сеть транспортно-логистических центров в ключевых узлах их консолидации/деконсолидации, создан и функционирует ТЛЦ Астана, завершается строительство ТЛЦ Шымкент.

Строительство вторых путей на участке Алматы-Шу позволит увеличить пропускную способность участка в 2,5 раза.

Во-вторых, это совершенствование операционной деятельности, внедрение новых логистических решений на основе системы Supply Chain Management (управление цепочками поставок). Совместно с АО "KTZ Express", сформирован сервис, предоставляемый клиентам по принципу "одного окна" и включающий как непосредственно перевозочные услуги, так и сопутствующие услуги (таможенно-брокерское обслуживание и другие).

Также проводится активная работа с крупными грузоотправителями по решению проблемных вопросов, возникающих при организации перевозок грузов, таких как, оптимизация логистических цепочек, обеспечение подвижным составом, подача-уборка вагонов. Это позволяет снизить объемы, используемых погрузочных ресурсов (грузовых вагонов).

Хотел бы привести пример проекта, реализуемого нашей компанией с российскими партнерами по системе Supply Chain Management. Это организация маршрутных отправок казахстанского угля на российскую станцию Лужская.

Кастомизированный подход к потребностям клиента позволил нам перейти на графиковые нитки расписания движения груженных и порожних поездов, увеличить вес грузового поезда до 6,3 тысяч тонн и длину поезда до 71 усл. вагонов, сократить общий оборот полувагонов с 20 суток до 15 суток. Это позволило увеличить объем перевозок в данном направлении в 3,5 раза.

Для обеспечения доступности грузоотправителей к парку грузовых вагонов создан и функционирует специализированный электронный торговый аукцион, это в разы повышает прозрачность и эффективность использования как нашего парка вагонов, так и парка грузовых вагонов частных компаний РК.

В рамках повышения операционной эффективности проводится работа по повышению оборота подвижного состава и эффективности производственных процессов, ведется работа по обновлению подвижного состава новыми инновационными моделями вагонов и локомотивов, что позволяет увеличить жизненный цикл активов.

Кроме того, оптимизированы технологических процессы, возникающие при отправке грузов на экспорт. Так, для грузов, следующих на экспорт в контейнерах, сокращено время простоя в ожидании постановки в поезд, оптимизированы объемы сортировочной работы в пути следования. Например, для контейнеров, следующих по маршруту Алматы-Локоть и далее на Находку, это позволило оптимизировать время следования по Казахстану на 60 процентов с 5 до 2 суток, что соответственно позволяет клиенту снизить издержки на аренду подвижного состава. Работа в данном направлении будет продолжена.

В-третьих, для упрощения доступа клиентов к услугам грузовых железнодорожных перевозок и ускорения процессов обмена информацией сделана ставка на цифровизацию процессов взаимоотношения с клиентами. Мы полностью реализовали проект внедрения автоматической системы управления "Договорная и коммерческая работа" (АСУ ДКР). Сейчас в ней работают все грузоотправители Республики (более 19 тысяч). На сегодняшний день к АСУ ДКР в промышленном режиме с возможностью оформления электронных перевозочных накладных подключены порядка 422 станций (93 процента). Данная система позволяет по безбумажной технологии позволяет клиентам осуществлять подачу заявок на перевозки грузов, заявок на присвоение единых лицевых счетов, кодов экспедирования и заключения договоров на оказание экспедиторских услуг.

На этом мы не останавливаемся, в рамках достигнутых договоренностей с  Российскими железными дорогами с марта 2017 года начато отправление грузов ТОО "Богатырь Комир" со станции Екибастуз-2 на российскую станцию Малорефтинская, оформленных по безбумажной технологии в АСУ ДКР. В обратном направлении перевозки также оформляются по безбумажной технологии. В ближайшей перспективе ставится задача маштабировать применения безбумажной технологии работы на внутриреспубликанские перевозки и с перевозки с сопредельными железными дорогами.

 

TN:

Применяются ли какие-то меры тарифного характера со стороны железнодорожного перевозчика для повышения конкурентоспособности казахстанской продукции на экспортных рынках?

Оралхан Кулаков

Несомненно! Существующая система тарифного регулирования грузовых перевозок предусматривает применение гибких подходов для развития экспортных и транзитных перевозок.

Для привлечения дополнительных грузопотоков реализуется гибкая тарифная политика РК и установлены благоприятные тарифные условия на перевозки черных металлов, удобрений, хлопка, сахара-сырца, глинозема, цветных металлов, плодоовощной продукции, нефтепродуктов. В частности речь идет об установлении временных понижающих коэффициентов к тарифам на услуги магистральной железнодорожной сети на перевозку грузов, механизм которых регламентирован законодательством. Эти меры способствуют снижению издержек экспортеров.

Кроме того, в целях увеличения экспортно-импортных перевозок и конкурентоспособности казахстанских грузов согласованы преференции для грузоотправителей перевозящих грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту в направлении стран Кавказа и Турции, а также по маршруту Казахстан-Туркменистан-Иран.

TN:

А что говорит статистика, к чему привела реализация мер АО «НК «КТЖ», направленных на развитие экспортных перевозок?

Оралхан Кулаков

Наблюдается рост объемов перевозок, с начала года грузооборот в экспортном сообщении вырос на 9 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года и составил 50,7 миллиардов тонно-километров. В разрезе направлений экспортные отправки увеличились в адрес железных дорог Кыргызстана на 24 процента, Китая – 19 процентов и России 12 процентов.

В разрезе ключевых грузовых позиций: погрузка зерна на экспорт за 9 месяцев текущего года увеличилась на 7 процентов, фактические объемы погрузки муки выросли к запланированному уровню на 32 процента. Наблюдается увеличение объема погрузки в Афганистан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан. Также развиваются поставки зерна в Китай, развитие получили контейнерные перевозки зерна. За отчетный период 2017 года погружено 5200 тонн зерна в контейнерах, в том числе произведена перевозка 792 тонн зерна со станции Жалтыр назначением Вьетнам через порт Ляньюньган.

Вместе с номенклатурой перевозимых грузов, растет и география перевозок. В частности отмечается рост экспорта угля и химикатов в направлении портов России и далее в направлении стран ЕС. Кроме того, с начала года зафиксирована  положительная динамика в отношении погрузки удобрений, лома черных металлов в РФ, цветной руды – в направлении РФ и Китай, черных металлов – в РФ, Иран, Китай, железной руды назначением в РФ и Китай.

TN:

Развитие транзитных перевозок это по сути экспорт казахстанских транспортных услуг, что также способствует диверсификации казахстанской экономики, расскажите о работе в данном направлении и роль вашей компании в этой работе?

Оралхан Кулаков

Географическое расположение страны, развития транспортная инфраструктура, интегрированная в глобальные цепочки поставок, государственная политика по возрождению исторической роли Великого Шелкового пути и становлению Казахстана крупнейшим деловым и транзитным хабом Центрально - Азиатского региона предопределяют нашу миссию и задачи в формировании и развитии трансевразийских транспортных коридоров и перевозок по ним.

В рамках вышеуказанных задач "Казахстан темир жолы" трансформировался в транспортно-логистического оператора, объединяющего сервисы и инфраструктуру всех видов транспорта. Компания развивает новые сегменты бизнеса в партнерстве и альянсе с лидерами глобального рынка транспортно-логистических услуг: с российскими и белорусскими коллегами в рамках Объединенной транспортно-логистической компании, с транспортными компаниями стран Кавказа, Турции, Украины и восточной Европы в рамках Ассоциации ТМТМ (Транскаспийский международный транспортный маршрут), с коллегами Туркменистана, Ирана развивается маршрут в направлении стран Персидского залива. Кроме того, в текущем году глобальный морской оператор компания COSCO Shipping вошел в проект развития Сухого порта в СЭЗ "Хоргос восточные ворота", что усиливает нашу интеграцию в глобальные логистические цепочки и повышает конкурентоспособность трансказахстанских маршрутов.

По итогам 6 лет достигнуты определенные успехи и обеспечен ежегодный двухкратный объем роста транзитных контейнерных перевозок в сообщении Китай – Европа, скорости движения контейнерных поездов по территории Казахстана достигли уровня 1100 километров в сутки. Это показатель один из лучших показателей среди наших партнеров по коридору. В этом есть непосредственная заслуга работников АО "КТЖ – Грузовые перевозки" поскольку нашей компанией обеспечивается планирование графиков движения поездов, прием отправление поездов по межгосударственным стыковым пунктом, диспетчерское регулирование движением поездов по магистральным железнодорожным путям. Мы ведем активную работу по увеличению средней скорости таких поездов до 1500 километров в сутки.

Все эти усилия и меры направлены на выполнения поручения Главы государства по увеличению объемов контейнерных транзитных перевозок до 2 миллионов ДФЭ к 2020 году.

TN:

Недавно АО "КТЖ-Грузовые перевозки" получило статус Национального перевозчика грузов. Что это дает компании и к чему это обязывает?

Оралхан Кулаков

Совершенно верно, совсем недавно, постановлением правительства РК от 29 сентября 2017 года АО "КТЖ – Грузовые перевозки" присвоен статус Национального перевозчика грузов.

Задачи, которые нам следует выполнять в рамках данного статуса, прописаны в Законе "О железнодорожном транспорте": это выполнение воинских и специальных перевозок, выполнение плана формирования поездов. То есть – это выполнение роли системного перевозчика, выполняющего перевозки грузов по всей сети железных дорог РК.

Получение такого статуса доказательство высокого доверия со стороны государства.




Join Telegram