"Не нужно уповать на нефть". Аким Ералы Тугжанов о зарплатах мангистауцев и Жанаозене
Мангистауская область - один из самых нефтяных регионов Казахстана. Здесь добывается четверть от всего объема черного золота страны. Чем еще может похвастать Мангистау, какие ожидания у жителей от "нефтянки" и к каким зарплатам они привыкли - на вопросы корреспондента Tengrinews.kz ответил аким Мангистауской области - Ералы Тугжанов.
- TN:
Помните ли вы свой первый рабочий день в качестве акима? Сколько часов длится ваш рабочий день?
- Ералы Тугжанов
У нас ненормированный рабочий день. Субботы и воскресенья у акимов нет. Во всяком случае, у меня. Первый год вообще было тяжело. Я получил назначение 14 марта 2017 года, это был Амал. По традиции наших предков в первый же день утром собрал всех аксакалов, познакомился, приветствовали друг друга после зимы. Вот с этого начался мой первый рабочий день.
- TN:
То есть для вас было важно получить благословение местных аксакалов?
- Ералы Тугжанов
Да, здесь есть такая традиция. Пошел к аксакалам, потом съездил к мечети Бекета ата. После этого обязательно нужно было съездить в Мангистауский район. Это своего рода карашанырак. Здесь так принято. Думаю, это нормально. Это же хорошие традиции. Мы должны их поддерживать.
- TN:
Чем сегодня может гордиться Мангистауская область, кроме нефти?
- Ералы Тугжанов
Нефть - это, конечно, главное. Но нефть - это не богатство, это всего лишь сырье. Главное богатство - это народ, земля. В Мангистауской области добывается четверть от всего объема нефти. Но она может когда-нибудь закончиться. Поэтому нужны другие источники дохода.
В первую очередь это развитие туризма. В Мангистау огромнейший потенциал. В Актау мы построили большую набережную - променад протяженностью четыре километра. В мае закончим, уже будет восемь километров променада на берегу. Там же скальная тропа, Аңыз алаңдары.
Не менее перспективное направление для развития - транспортная логистика. У нас есть порт Актау, Форт-Шевченко, порт Курык. В Дубае с участием президента Казахстана мы подписали большое соглашение по перевозке грузов. В перспективе большой поток товаров из Азии и Китая пойдет в Европу именно через Мангистаускую область. Это короткий и прямой путь.
Поэтому транспортная логистика, туризм, сельское хозяйство, МСБ - это как раз перспективные направления для развития в регионе, кроме нефти.
- TN:
Летом в Актау проходил V Каспийский саммит c участием президентов нескольких стран. Что вы им показывали?
- Ералы Тугжанов
Когда сюда приехали иностранные делегаты из 70 стран мира, они поехали не на море. Им была интересна наша степь.
Про Мангистау думают, что здесь голая степь. Но кто здесь уже был, знает, что у нас целый музей под открытым небом. Одна только долина Бозжыра, подземная мечеть Бекет ата, некрополь Сисем ата. Таких пантеонов в Казахстане только два - в Алматинской области и у нас в Мангистау. Подземные колодцы, подземные мечети. Это все стоит посмотреть.
- TN:
Некоторые эксперты прогнозируют, что имеющейся нефти хватит на ближайшие 20 с лишним лет. Насколько это соответствует действительности?
- Ералы Тугжанов
Постепенное сокращение нефти идет. Но это не означает, что нефть закончится, потому что есть дополнительные огромные резервные возможности, которыми сегодня мы занимаемся. Это Каламкас на море, это Хазар. Сейчас идут переговоры по разработке добычи новых направлений.
Но не на это надо уповать. Не надо на нефть делать ставку. Если там получится, это будет хорошо. Но нам надо делать ставку на развитие малого и среднего бизнеса.
Недавно для жителей Мангистауской области мы запустили проект "Нур капитал", кредит под 1 процент. Деньги мы даем на развитие МСБ. Это есть гарантия стабильности каждой семьи и развития государства.
Многие компании зависят от колебания цен. В первую очередь цен на нефть. И от этого не должно зависеть ни финансовое состояние, ни экономика страны, ни экономика области.
- TN:
Можете подробнее рассказать про кредиты под один процент? В банках такие кредиты не выдают.
- Ералы Тугжанов
Это проект, который был реализован совместно с фондом "Даму". Его мы сначала запустили в Жанаозене. Потому что Жанаозен развивается, людей нужно трудоустраивать.
Были критики, которые говорили, что проект даже не покрывает инфляционные расходы, не подходит ни под одну финансовую схему. Но у нас задача другая. Мы не надеемся на сиюминутный возврат денег. Ведь часть этих денег в свое время просто закапывались и направлялись на инфраструктуру. Поэтому с фондом "Даму" договорились, что мы находим внебюджетные деньги, на это они дают нам один к двум. Итого на ровном месте мы имели 2 миллиарда 700 миллионов тенге на выдачу кредитов.
Кому выдаем деньги? В первую очередь тем, кто создает новые производства. Кто создает новые рабочие места. За счет налогов мы эти деньги будем возвращать. Кредиты населению выдаются сроком до семи лет.
Самое главное - сегодня многие люди из "нефтянки" идут в МСБ. Потому что это гарантия для их детей и внуков.
- TN:
Считается, что жители западных регионов работают только в "нефтянке". Какова зарплата у мангистаусцев?
- Ералы Тугжанов
Вы знаете, на самом деле так и есть. Сформировалась такая ментальность. Я не боюсь сказать, что сложилась такая "рабская психология" - полная зависимость от нефтяной сферы. Потому что они видят будущее в нефтяной сфере. Все просятся работать в "нефтянке". Но нужно понимать, что нефть имеет способность закончиться. Поэтому мы объясняем, что надо развивать МСБ.
В нефтяной сфере, конечно, зарплаты очень высокие. От 550 до 600 тысяч тенге. Но средний показатель - 270 тысяч тенге, в зависимости от отрасли.
- TN:
Есть еще такое мнение, что местные жители как-то не очень хорошо воспринимают чужаков. А вы, как известно, не местный...
- Ералы Тугжанов
Кто сказал, что я не местный? (улыбается). Все казахи, которые живут в Казахстане, все они местные. В кадровом вопросе не может быть ни родовых вещей, ни землячества.
С местным населением на эту тему мы открыто разговаривали. Были моменты, я не скрываю. Мне говорили, что я якобы приглашаю знакомых из Уральска, из Астаны. Из Уральска я пригласил только одну девушку, которая сделала то, чего не смог сделать весь аппарат за полгода. Она исправила все за две недели. Вот таких людей, конечно, я приглашаю.
- TN:
Что насчет "своей команды"?
- Ералы Тугжанов
У меня нет такого понятия. Я приглашал тех людей, которых хорошо знал, которые могут работать. Из ассамблеи ни одного человека с собой не забрал. Но тех, кого я знал, два-три человека я пригласил. Все акимы, которых я назначил в районы, - это местные кадры, все местные ребята.
- TN:
К вам обращаются родственники или друзья с просьбой трудоустроить детей, родню?
- Ералы Тугжанов
Да, такие обращения бывают, я этого не скрываю. Я просто отказываю. Мы внедрили новую оплату труда для госслужащих - ФБШ (факторно-балльная шкала). Проводится официальный конкурс. По этим конкурсам подбираем кандидатуры по квалификационным требованиям.
Честно говоря, в начале сталкивался с определенными традиционными вещами. Когда в акимате люди просто могли встать и уйти с работы, потому что садака. Ушин, ас, 40 дней, 100 дней - это священно. На два-три часа люди уходят и считают это как должное. Это проблема. Во многих местных компаниях эта проблема стоит, когда люди могут уехать на свои мероприятия, на свадьбу. А садака - это как обязательная вещь.
Среди госслужащих эту ментальность приходилось ломать. Сегодня уже все поняли, что это госслужба. По своим делам можно сходить и до работы, и после работы.
- TN:
В вашей биографии указано, что вы когда-то работали преподавателем. Как вы пришли в акимы?
- Ералы Тугжанов
Я окончил карагандинский университет. Отработал три года преподавателем. Потом поступил в аспирантуру, уехал в Академию наук.
- TN:
Трудно было переквалифицироваться из преподавателя в акимы?
- Ералы Тугжанов
В начале 2000-х меня направили в Караганду заместителем акима области. Вот так произошла переквалификация из юриста на политическую должность. Конечно, когда в первый раз пришел в исполнительную власть после работы в институте - был определенный шок. Потому что там все-таки другой ритм, научная обстановка, другая атмосфера.
В Карагандинской области я курировал социальную сферу. Когда я пришел в акимат и увидел режим работы, что нет выходных, в первые два месяца у меня было такое состояние пограничное. Думаю, куда я попал. Потом я уже себя настроил. Раз уже решение принято - то все, надо идти.
- TN:
Ералы Лукпанович, скоро будет два года, как вы возглавили Мангистаускую область. Но до этого вы не были акимом. С какими трудностями столкнулись и как справлялись с ними?
- Ералы Тугжанов
Трудностей, конечно, было немало. Когда я пришел, объем промышленного производства был 96,9 процента. Объем инвестиций был 82 процента. Главный показатель у нас - объем промышленного производства. Я дал обещание, что доведу его до 100 процентов. Надо было до конца "копнуть" и найти резерв.
Я всех нефтяников собрал и сказал: будет 100 процентов. Хотя они мне говорили, что не будет, что нефти все меньше. Но мы нашли механизм, "копнули" эти компании. И к концу 2017 года мы вышли на 100 процентов. По инвестициям мы вышли на 103 процента.
По инвестициям в этом году мы пойдем фактически на двойное увеличение, потенциальные возможности есть. Надо правильно точки нажимать. Конечно, ушло много времени и нервов.
Но назначение на эту должность Главой государства - это большая честь для меня. И это доверие Нурсултана Абишевича я должен оправдать.
- TN:
Недавно была новость, что вашего младшего брата назначили заместителем акима Актюбинской области. То есть в вашей семье уже есть аким и заместитель акима?
- Ералы Тугжанов
У нас простая семья. Отец у меня лесник, мама всю жизнь проработала санитаркой. Старший брат у меня сейчас немного болеет, дома лежит. Он работал обычным военруком. Еще один брат - в военкомате работал прапорщиком. Младший братишка работает лесником в селе. Продолжает дело отца. Младший брат уже был заместителем акима области, его пригласили во второй раз. Это его выбор.
- TN:
Меня всегда интересовал вопрос: есть ли дружба между акимами? Общаетесь ли вы друг с другом? Может быть, есть общий WhatsApp-чат, где вы переписываетесь?
- Ералы Тугжанов
Конечно, мы постоянно на связи. Но общего WhatsApp-чата нет (улыбается). Вот, допустим, по западному региону Бердибек Машбекович человек опытный, и мы с ним в постоянном контакте. С акимом Атырауской области часто общаемся, тоже человек с большим опытом. Разные вопросы возникают. Конечно, постоянно консультируемся.
- TN:
А с кем из акимов общаетесь лучше всех?
- Ералы Тугжанов
С Бердибеком Машбековичем (Аким Актюбинской области Бердибек Сапарбаев - Прим. ред.). С акимом Алматинской области Амандыком Баталовым, с акимом Алматы Бауыржан Байбеком. С акимом Атырауской области Нурланом Ногаевым, акимом Карагандинской области Ерланом Кошановым. Есть определенные точки соприкосновения по разным проектам.
- TN:
Как вы можете охарактеризовать жителей Мангистау? В народе ходит слава об их воинственности.
- Ералы Тугжанов
Вопрос не столько в воинственности. Вопрос в ментальности. Каждый регион имеет определенные особенности. Я бы сказал, что здесь, в Мангистау, очень сильны традиции. Здесь есть традиции, которые нужно перенимать всем казахстанцам. Тот же салем салу, уважение к старшим. Вот здесь, например, на "салам алейкум" отвечают "сау бол". То есть человек просто вам желает здоровья. А "до свидания" здесь звучит как "кош бол". Тот же праздник Амал. К старшим нужно сходить, выразить свое почтение старикам. Эти все традиции взаимоотношений надо соблюдать.
- TN:
Мангистауская область считается одним из сложных регионов. Как сейчас обстоят дела в Жанаозене?
- Ералы Тугжанов
У казахов есть выражение: "50 жылда - Ел жана". Недавно мы отметили 50 лет Жанаозену. Я официально хочу сказать: нет проблемы. Многие проблемы мы уже решили. В первую очередь создали рабочие места, отремонтировали аварийные и ветхие дома. Средняя зарплата в Жанаозене сегодня 410 тысяч тенге. Это один из самых высоких показателей в Казахстане.
Всегда слышу: "Ойбай, как у вас там в Мангистау?" Да, есть определенные проблемы, есть определенное латентное напряжение. Есть определенные группы, которым интересно поднять эту тему Жанаозена.
Я слышу иногда там: "Вот Жанаозен, давай попробуем поднять Жанаозен". Ничего ни у кого не получится. Жанаозен сейчас великолепный, красивый город. Жанаозен действительно стал Жанаозеном. Город сегодня совсем другой. С другой ментальностью. Если вопросы возникают - мы их моментально решаем.
- TN:
Известно, что в западных регионах Казахстана высокий уровень религиозного экстремизма. Что предпринимается в этом направлении?
- Ералы Тугжанов
Сейчас в школах у нас никто не надевает хиджаб. Это один из серьезных вопросов, который мы сумели решить. Второе - не нужно идти по жесткому пути, арестовывать и так далее. Нужно заниматься профилактикой. Постоянно с людьми встречаться и объяснять. Не залы собирать и нравоучения читать. А персонально заниматься с каждым. Между прочим, подземные мечети в Мангистау - это один из реальных способов объяснить, что никакого радикального ислама в Казахстане никогда не было. По Мангистауской области таких серьезных опасений не вижу. Четкие понимания и подходы в этом вопросе есть.
- TN:
Ералы Лукпанович, в Google наиболее часто с вашим именем ищут сведения о вашем роде. Запросы выглядят так: "Ералы Тугжанов руы ким?".
- Ералы Тугжанов
Честно говоря, здесь в Мангистау эта тема стоит на повестке дня. В первую очередь обязательно спрашивают:"Сен кім? Атаң кім?" Я табын из жетіру. Я думаю, это, в принципе, может, и нормально, знать надо своих жеті ата. Но это не надо идеализировать. Из этого не надо делать особую систему взаимоотношений. Это полнейший абсурд.
Родовые вещи надо знать, чтобы не было кровосмешения, чтобы знать своих предков. В родовых вещах лежит мощное консолидирующее начало. Но если мы пойдем только по этому пути - это неправильно.
- TN:
Удается ли вам уделять время семье?
- Ералы Тугжанов
Моя семья уже через неделю приехала за мной. У меня четыре дочери. Старшие замужем, самой младшей дочери - 10 лет. Старшая дочь работает в структуре "КазТрансОйла". Вторая и третья дочери занимаются воспитанием детей, создали детские центры. Еще одна дочь живет в Шымкенте.
Свободного времени, конечно, очень мало. Но чем я старше, происходят определенные переосмысления. Стараюсь уделять больше внимания младшей дочери. Занимаюсь спортом, сейчас увлекаюсь настольным теннисом. Иногда борьбой. Это то, чем я занимался в молодости. Форму надо держать. Если есть время, читаю книги. Сейчас читаю мифы казахов, Серикбола Кондыбая.
- TN:
Вы уже знаете, чем будете заниматься на пенсии?
- Ералы Тугжанов
Скорее всего, буду заниматься научной деятельностью. Потому что много идей, вещей, которые переосмыслил. Это то, чем я в свое время занимался.
- TN:
И наш традиционный вопрос. В чем смысл жизни?
- Ералы Тугжанов
Честно говоря, он, наверное, кроется в простом. Это, во-первых, выполнить те задачи, которые ты поставил перед собой. Правильное воспитание детей, как их воспитаешь - в последующем получишь тот же продукт. Надо всем этим заниматься. Но сейчас для меня главное - оправдать доверие Президента и народа.
Беседовала Айнаш Ондирис