KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 336.99
EUR / KZT - 377.83
CNY / KZT - 50.51
RUB / KZT - 5.27

Банк как спутник жизни

13 июля 2015, 15:44
3

ForteBank - молодая организация, которая была создана в начале 2015 года, после слияния с Альянс банком и Темiрбанком. Вполне естественно, что каждый новый игрок стремится к инновациям в банковском секторе, предлагает продукты, которые люди хотят видеть на рынке. Заместитель председателя правления АО "ForteBank" Гурам Андроникашвили рассказал, какие цели ставит перед собой компания и каким тенденциям она старается следовать.

TENGRINEWS: Гурам Леванович, сколько лет вы проработали за рубежом и в Казахстане, в каких организациях?
Гурам Андроникашвили:

Я начал деятельность в Лондоне, в группе компаний JP Morgan в 2001 году и проработал там почти 10 лет. После этого меня пригласили руководить казахстанским банком, который тогда назывался "Метрокомбанк", потом его переименовали в ForteBank, затем он приобрел Альянс и Темiрбанк. Таким образом, около пяти лет я работаю в Казахстане.

TENGRINEWS: Наверное, вы можете сделать некий анализ и назвать различия банковских систем Казахстана и Великобритании?
Г. Андроникашвили:

Работа, которую я делал в JP Morgan, не касалась розничных клиентов. Я участвовал в заключении крупных сделок как финансовый консультант. То, что мы делаем сейчас, - это работа с физическими и юридическими лицами, с базовыми продуктами - кредитами, депозитами и операционным обслуживанием. Если говорить о различиях, можно обратить внимание на то, что на Западе банковский сектор гораздо более стабильный. Например, если взять британскую систему - те несколько банков, которые держали долю рынка в Британии, продолжают это делать на протяжении последних 30-40 лет. В Казахстане рынок более молодой, динамичный и быстро развивающийся. Об этом говорит появление новых банков, таких как ForteBank.

TENGRINEWS: Какие тенденции прослеживаются на рынке? Меняются ли приоритеты у банков, ставят ли они себе новые задачи?
Г. Андроникашвили:

Да, приоритеты меняются, и они должны меняться. Раньше большинство банков видели себя как организацию, которая продает какие-то продукты, которая должна реализовать определенное количество кредитов или депозитов. Сейчас мы видим, что банки акцентируют внимание не на продуктах, а на клиентах, которых они обслуживают. Это переходный этап, на котором компании больше смотрят на качество обслуживания, взаимоотношения с клиентом. Когда финансовые организации общаются с клиентом, они не думают о прибыли только от одного продукта, а рассчитывают на взаимоотношения на более длительный период. На Западе это называется life cycle banking - банковские отношения на протяжении всей жизни. К примеру, как вы знаете, у студента особо нет денег и понятно, что ему нужна помощь от банка, кредит на обучение. Затем, когда человек начинает работать, понятно, что ему, допустим, нужно купить машину, и банк опять его кредитует. Потом задачей становится покупка жилья в ипотеку. Первые 10-15 лет взрослой жизни человек, как правило, уходит "в минус" - у него больше расходов, чем доходов. После этого идет процесс накопления денег. На Западе банки к этому уже пришли, и в Казахстане мы видим движение в этом направлении.

TENGRINEWS: Известно, что у вас есть новые проекты, в том числе Forte Card. Расскажите о нем подробнее.
Г. Андроникашвили:

Сначала расскажу о том, как мы создавали этот продукт. Обычно новые банковские предложения создаются следующим образом: специалисты рассматривают различные варианты, оценивают примерную доходность и составляют стратегию. На этом этапе практически отсутствует общение с клиентами. Возможно, это правильно, так как в банке работают те люди, которые знают, какие продукты нужны людям. Мы в ForteBank решили пойти другим путем. Мы захотели понять, что важно для клиента при использовании карточек, и начали работу с опроса более пяти тысяч людей. Большинство из них назвали три ключевых момента. Первое - это бесплатное снятие наличных в любых банкоматах. Второе - людям хотелось бы, чтобы деньги на карте что-то зарабатывали, как на депозите. Третье - клиенты пожелали получать вознаграждение за использование карточки.

TENGRINEWS: Как были реализованы эти пожелания?
Г. Андроникашвили:

Всего было собрано более 10 условий, которые были бы полезны клиентам. Мы учли большинство из них и создали такой продукт, который будет интересен реальным клиентам. Эта карточка беспрецедентна, в ней соединены все пожелания - бесплатное снятие наличных во всех банкоматах, начисление денег на остатки на карте, cashback - это новый концепт. Я вижу, что другие банки тоже начали его внедрять, но у нас преимущество двуемкое. Первое - мы отдаем один процент обратно, это самая большая ставка, второе - получение cashback мгновенно, без дополнительных заявлений. Понятно, что все это бесплатно не бывает, и мы сразу же сказали, что берем за услугу абонентскую плату в размере 250 тенге в месяц. Эту сумму мы тоже не сами посчитали, а спросили у людей, сколько они готовы платить. 75 процентов сказали, что будут рады иметь такой продукт и платить за него 250 тенге. Это инновационный для рынка проект. Мы стараемся обращать внимание на то, что важно клиентам.

TENGRINEWS: Каким образом можно "заработать" на деньгах, которые лежат на карте?
Г. Андроникашвили:

На остаток начисляются проценты, от трех до пяти процентов годовых, их размер зависит от типа карты. Определение суммы начислений происходит на ежедневной основе.

TENGRINEWS: Есть ли другие сервисы, которые планирует внедрить ForteBank?
Г. Андроникашвили:

Безусловно. Forte Card - это только наш первый шаг. Банк молодой, он был создан лишь в начале этого года. Дальше вы увидите другие изменения. Первое коснется процесса обслуживания. Мы говорим, что клиенты должны удобно обслуживаться в наших точках и с этим связан крупный проект. Сейчас все банковские точки и филиалы очень однообразны. Мы подошли к этому с точки зрения клиентов. Думаю, уже в конце года откроется наш пилотный филиал, до первого квартала следующего года 70-80 точек будут отремонтированы в новом стиле. Трудно объяснить на словах, как это будет. Вторая часть - это интернет- и мобильный банкинг. Да, в Казахстане есть банки, которые предлагают достаточно хороший сервис. Много про это я не буду рассказывать, но могу заявить, что мы будем внедрять самые передовые технологии. Все банки предлагают базовые функции - проверить остаток на счете, сделать перевод, оплатить коммунальные услуги. Но есть очень много других услуг, которые облегчат жизнь клиентам, и их мы будем внедрять. Такого в других банках я не видел, но думаю, что это у них тоже есть в планах. Есть несколько идей по продуктам, но они будут реализованы постепенно.

TENGRINEWS: Насколько активно развивается безналичный расчет? Ведь многие люди, особенно старшего поколения, предпочитает пользоваться наличными. Как можно изменить эту ситуацию к лучшему?
Г. Андроникашвили:

Я думаю, это совсем не трудно. Ситуация не связана с менталитетом старшего поколения. Я часто общаюсь с людьми и удивляюсь, насколько они быстро принимают новые технологии. Проблема не в технологиях, а в том, каким образом банки объясняют, как ими пользоваться. К примеру, мы видим, что смартфонами и планшетами могут пользоваться двухлетние дети и 80-летние пенсионеры. Система сложная, но легкая в использовании. Так же и все наши продукты должны быть простыми в использовании. Как мы стимулируем клиентов к безналичному расчету? Вспомните все эти сервисы, которые я только что назвал, - они полезны для клиента. Если мы платим за остатки на счете, возвращаем деньги после оплаты, люди будут этим пользоваться, для них это выгодно. Второе - это инфраструктура, POS-терминалы. К сожалению, в Казахстане пока их мало. Человек едет на работу на автобусе или покупает продукты на рынке и это его основные расходы, но он не оплатит проезд или покупки карточкой. Нехватка инфраструктуры - одна из основных причин, почему безналичный расчет плохо развивается. Это не вопрос менталитета. Люди очень развиты и продвинуты, они принимают новые технологии очень быстро. Нам, банковскому сообществу и государственным органам, нужно выстраивать инфраструктуру для безналичных платежей. До тех пор, пока я не смогу сесть в автобус и расплатиться карточкой, я буду снимать деньги и расплачиваться наличными. Это вопрос качества банковских продуктов. ForteBank уже выпустил такой продукт. Вы увидите, как другие банки будут его копировать, но я буду этому только рад. Это показывает то, что банки поворачиваются лицом к клиенту.


Нравится
Показать комментарии (3)