Алматы - симбиоз современности и прошлого. Как сделать город привлекательным для туристов
В начале октября в южной столице официально открылся туристический информационный центр Visit Almaty. Планируется, что новая инициатива акимата поможет сделать южную столицу более узнаваемой для туристов. Теперь каждый гость Алматы может прийти в центр и получить квалифицированную помощь по любым вопросам: где расположены основные достопримечательности, что непременно нужно посмотреть в городе, в какой гостинице остановиться, в каком ресторане можно попробовать местную кухню и, наконец, где заказать экскурсию. При создании центра учитывался опыт таких европейских городов, как Париж, Лондон, Дубай, Нью-Йорк и Барселона. Центром в тестовом режиме уже запущен официальный сайт Visitalmaty.kz, который в дальнейшем будет доступен на семи языках. На сайте представлена информация о городе, наиболее популярных достопримечательностях, местах общественного питания, а также постоянно обновляющийся календарь событий.
За этот год акиматом было проделано немало работы по продвижению туристического потенциала Алматы на международном уровне: город был представлен отдельным стендом на крупнейших профессиональных туристских выставках в Барселоне, Лондоне, Сингапуре, Тегеране и Дели, проводилась ротация роликов об Алматы на телеканале BBC, запущена рекламная кампания на телеканале Euronews. Также проведена инвентаризация туристских объектов и составляется портрет туриста для понимания того, почему он принимает решение приехать именно в Алматы, что ожидает от сферы обслуживания, какое впечатление у него остается от пребывания в мегаполисе, планирует ли он посетить другие города, и многого другого.
Ерлан Жайлаубай, руководитель управления туризма и внешних связей акимата Алматы, рассказывает как сделать так, чтобы в мегаполис приезжало больше туристов и каким образом Visit Almaty будет продвигать город на международных туристских рынках.
- TN:
Как возникла идея создать туристский информационный центр Visit Almaty?
- Ерлан Жайлаубай
Одной из задач управления туризма и внешних связей акимата Алматы является создание системы туристских информационных центров и пунктов. Это та задача, которая лежит за местным исполнительным органом, то есть за нашим управлением.
Вместе с тем перед Visit Almaty ставятся задачи шире. Это - продвижение туристического потенциала Алматы на международном и внутреннем рынках, проведение анализа рейтингов и конкурентоспособности региона, возможностей развития туризма и проведение исследований в данной отрасли.
В классическом понимании при развитии той или иной туристкой дестинации, помимо департаментов по развитию туризма, создаются организации, занимающиеся непосредственно продвижением данной территории. Эту функцию мы возложили на Visit Almaty, поэтому его основная задача - правильное продвижение алматинского турпродукта. Под алматинским турпродуктом мы подразумеваем, во-первых, культуру и открытость алматинцев, во-вторых, современность нашего города, а в-третьих, конечно же, первозданную природу.
Алматы представлен уникальным симбиозом старины и инноваций. Здесь можно увидеть как объекты культурного наследия ЮНЕСКО, так и современную архитектуру, креативные театры и творческие объединения. Кроме того, немаловажное преимущество - доступные цены на проживание и питание. А ввиду интернационализации и урбанизации найти здесь можно любую кухню и любое блюдо.
- TN:
Каких результатов уже удалось достичь за этот год?
- Ерлан Жайлаубай
В этом году мы составили подробную карту, базу данных туристических объектов, объектов размещения и питания. Кроме того, мы определили объекты на территории города и агломерации, которые потенциально интересны для туристов. Все рекомендации мы направили в соответствующие органы. Следующим этапом будет приведение этих объектов в надлежащий вид для удобства пребывания туристов.
Также мы занимались изучением положения дел в туристической отрасли, конкурентоспособности алматинского турпродукта.
В результате определен ряд преимуществ Алматы, которые могут стать драйверами роста туризма.
1. Тысячелетняя история города на Великом шелковом пути. Широкая представленность кулинарий народов Центральной Азии и стран Шелкового пути.
2. Наличие четырех памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО в Алматинском регионе (петроглифы Тамгалы, городища Каялык, Карамерген и Тальхиз).
3. Кочевническое прошлое нашего народа. Наличие сувенирной продукции в соответствии с международной сертификацией знака качества ЮНЕСКО. Гостеприимство жителей города Алматы.
4. Развитая инфраструктура современного города и близость практически первозданной природы. Доступные цены на проживание и питание. Как вы знаете, недавно Алматы был включен в сеть творческих городов ЮНЕСКО. Для нашего города это признание статуса города как международного культурного и творческого центра.
- TN:
Насколько важен туризм для Алматы?
- Ерлан Жайлаубай
Как вы знаете, сегодня туризм формирует 10 процентов мирового ВВП. В 2016 году в мире путешествовало 1,2 миллиарда человек, и этот тренд продолжает расти.
По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2030 году международный туризм вырастет на 3,3 процента в год и достигнет 1,8 миллиарда туристов.
Поэтому в программе "Алматы-2020" мы определили туризм новым драйвером роста и приоритетной отраслью экономики.
У нас есть все предпосылки для этого.
Сегодня в Алматы 87 процентов - сервисная экономика. Наш город самодостаточный, у нас более двух тысяч кафе, около 300 мест размещения, 19 театров, 20 музеев, 14 художественных галерей и выставок.
Развивать туризм в городе - это сегодняшняя необходимость, ведь это реально обеспечит дополнительные вливания инвестиций и создание новых рабочих мест.
- TN:
Как думаете, какой тип туризма может быть успешным у нас?
- Ерлан Жайлаубай
Мы можем продвигать и развивать событийный, горный, экологический, шопинг-туризм и так называемый деловой туризм. Например, именно в Алматы проводится множество конференций, деловых встреч и совещаний различного формата. Если деловые туристы едут к нам, мы, естественно, должны предоставлять им качественный набор услуг, включая календарь событий города и сервисные услуги во время их пребывания.
Кроме того, здесь проходят около 50 международных мероприятий, которые могут быть интересны туристам. Это как акиматовские мероприятия, так и частные инициативы, такие как фестивали The Spirit of Tengri, Jazzystan, FourЭ, "Парад оркестров". Мы можем стать центром событийного туризма в регионе.
Помимо того, мы планируем развивать и медицинский туризм. В городе работает огромное количество государственных и частных клиник, которые на достаточно хорошем уровне могут предоставлять медицинские услуги. Сюда уже даже приезжают пациенты из стран ближнего зарубежья, например для того, чтобы пройти процедуру искусственного оплодотворения. Наша задача просто состоит в том, чтобы грамотно продавать все эти услуги.
- TN:
Туристы из каких стран больше всего интересуются нашим городом?
- Ерлан Жайлаубай
В основном к нам приезжают туристы из Российской Федерации, Западной Европы, Китая и Юго-Восточной Азии. Также наиболее перспективными рынками для нас являются рынки Ирана и Индии. Туристам из этих стран интересны Казахстан и его культура. Для многих из них Алматы до сих пор остается городом с диковинкой. Мы и не азиатский город, но и не европейский. У нас никогда не было сожалений по этому поводу. Так как мы, алматинцы, казахстанцы, гордимся тем, что у нас есть своя культура, своя история, своя кухня.
Китайским туристам, например, нравится такой тренд - Шелковый путь. Ведь Казахстан, в частности Алматы, был составной частью Великого шелкового пути. Проспект Райымбек батыра и улица Тимирязева - это древние улицы, по которым раньше проходили бесчисленные караваны. Поэтому это направление нужно развивать, рассказывать о нем.
Кроме того, некоторым туристам интересен так называемый советский Алматы. Я общался с туристами, которые специально прилетели в Алматы, чтобы посмотреть на Дом дружбы. Я у них поинтересовался, а зачем вам это здание. Они мне ответили, что здесь была подписана Алматинская декларация, ознаменовавшая создание Союза Независимых Государств, и фактически прекращена холодная война. То есть в городе много объектов, которые для нас представляют собой совсем обычную архитектуру, а некоторые в этом видят высокую ценность.
- TN:
Что сейчас больше всего мешает развитию туризма?
- Ерлан Жайлаубай
Главный барьер - виза. Первое, что необходимо сделать, - это облегчение визового режима. Например, нам нужно внедрить электронные визы. Сейчас граждане 67 стран могут въехать в Казахстан без необходимости получения визы. Мы увидели, что туристы, которые приехали посетить международную выставку EXPO в Астане, заинтересовались и Алматы. Второй вопрос, который предстоит решить, - это удешевление перелетов. Когда в Казахстан приезжал глава Всемирной туристической организации, он говорил о том, что нашей стране есть что показать. Но если мы хотим, чтобы к нам приезжало как можно больше туристов, то мы должны обеспечить для них доступный перелет.
- TN:
В чем принципиальное отличие Visit Almaty, что центр будет делать, чтобы улучшить туристический потенциал города?
- Ерлан Жайлаубай
Вопрос в основном в правильной координации и реализации. Здесь также надо понимать, что созданный туристский центр не сможет решить все накопившиеся вопросы в отрасли. Да он и не должен их решать, у этого центра есть четкий функционал - продвижение туристического потенциала города. Все остальное ложится на плечи исполнительных органов - правительства и акимата. Развитие туризма города для нас является приоритетной задачей. Мы считаем, что развитием туризма должны заниматься все. Тогда можно будет изменить сложившуюся ситуацию и вывести сферу туристических услуг города на новый уровень.
Более того, Visit Almaty сотрудничает со Всемирной туристской организацией. Экспертами из этой организации уже проведено несколько исследований, которые дают четкое понимание того, что нужно реально сделать для развития туризма в Алматы.
Мы не собираемся сидеть и говорить, что, например, проблемы инфраструктуры Алматинской области не в нашей компетенции. Мы не собираемся говорить и о том, что аэропорт Алматы, автовокзал "Сайран" и другие подобные структуры находятся в частной собственности, поэтому к ним мы не имеем никакого отношения. Мы будем выявлять проблемы и совместно их решать. Будем говорить о том, что на автовокзале "Сайран" должен быть Wi-Fi, должно быть хорошее кафе, где можно недорого пообедать. Должны быть разработаны информационные стенды на английском языке, должен быть человек, способный помочь в случае необходимости иностранным туристам. Это те базовые вещи, которые там должны быть. Наверное, главное отличие - это другой подход: мы не только признаем недоработки, но и пытаемся их решить.
Для системного развития туризма и продвижения алматинского турпродукта в начале следующего года мы презентуем Комплексную программу развития туризма города Алматы до 2020 года.