ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ TENGRI LIVE

"Бизнес должен содержать себя сам". Зампред EFC о введении платы за портал госзакупок

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

С 1 января этого года в Казахстане введен в действие новый закон о государственных и квазигосударственных закупках. Изменениям, обещающим усовершенствовать область госфинансов, подвергся и сам электронный портал. Об итогах 10-летней работы, проблемах и планах портала ЭГЗ рассказал заместитель председателя "Центра электронных финансов", крупнейшего поставщика IT-решений для госорганов, Дархан Биржанов.

TN:

Как мы знаем, портал государственных закупок Республики Казахстан был запущен в 2009 году. Какие стадии развития он прошел за эти 10 лет? Как менялся и дополнялся его функционал?

Дархан Биржанов

Вспомним хронологию исторических событий, когда у нас было газетное издание "Бюллетень бухгалтера", в котором публиковались объявления о госзакупках, а все процедуры государственных закупок осуществлялись строго в бумажном формате.

С совершенствованием законодательства "О государственных закупках" и внедрением новых IT-технологий нами был создан первый портал, где были реализованы электронные объявления о госзакупках, а затем переведены в электронный формат первые закупки – способом запроса ценовых предложений. Это позволило потенциальным поставщикам с использованием электронной цифровой подписи подписывать ценовые предложения.

После в 2011 году была закуплена зарубежная IT-платформа, на которой были запущены два способа закупок – конкурс и аукцион. Но по мере использования этого решения на практике мы увидели в нем технологические и функциональные ограничения.

В связи с этим в 2015 году было принято решение, что портал требует реинжинирига с использованием технологий Open Source. И с 2016 года портал госзакупок функционирует на основе этой платформы.

Сегодня у нас 100 процентов процедур закупок – все переведено в электронный формат. При этом мы автоматизировали не только процедуры госзакупок, а полностью автоматизировали процесс: от объявления о госзакупке до заключения договоров и подписания актов выполненных работ. Отмечаю, что для проверки квалификации поставщика реализовано порядка 20 интеграций с информационными системами государственных органов.

TN:

Насколько прозрачным стал процесс государственных закупок в стране с началом использования портала ЭГЗ?

Дархан Биржанов

У нас есть статистика, что до 2016 года среднее количество потенциальных поставщиков, участвующих в конкурентной среде, составляло ~1,3 поставщика на один лот. По итогам 2018 года мы можем заявить, что эта цифра выросла до ~3,9 поставщика, участвующих в одном лоте, то есть четыре участника на конкурс. Это стало возможным благодаря проводимой Министерством финансов работе в части прозрачности закупочных процедур и исключения барьеров для бизнеса.

С 2017 года введена специальная норма, согласно которой перед объявлением приема заявок на конкурс-аукцион осуществляется предварительное обсуждение конкурсной документации, где потенциальные поставщики, при наличии, видят так называемые заточки в технических спецификациях и могут подать электронную жалобу для проверяющих. При этом у ревизоров имеется техническая возможность на портале моментально отреагировать на жалобу посредством электронного камерального контроля без выезда к организатору госзакупки.

В совокупности это позволяет исключить контакт ревизора с объектом контроля, предупреждая коррупционные риски.

TN:

Глава государства в своем Послании акцентировал внимание на высокой доле закупок способом из одного источника и поручил принять меры по снижению данного показателя. Как планируется это регулировать и насколько технически возможно в рамках портала ЭГЗ?

Дархан Биржанов

Действительно, на конец 2018 года доля одного источника составила 65 процентов. Предвидя это, Минфин проводит работу по внесению изменений в законодательство. Во-первых, предполагается сокращение оснований заказчикам для закупок из одного источника. Сейчас действует порядка 50 оснований, позволяющих использовать закупки из одного источника, это в основном текущие расходы на закуп коммунальных, финансовых и иных услуг, где имеется естественная монополия. Кроме того, есть закупки из одного источника, которые закупаются у субъектов интеллектуальной собственности, у лиц, определенных законами, и других. Но есть большая часть закупок до 100 МРП, где заказчикам также позволительно закупать из одного источника. Здесь мы предложили норму "Электронного магазина", где заказчики могут покупать любые товары, но уже в конкурентной среде.

TN:

В чем была необходимость внедрения платы за использование веб-портала в этом году? Чему это поспособствовало и что изменилось в сравнении с прошлым годом?

Дархан Биржанов

Давайте начнем с причин, почему портал госзакупок стал платным. Несмотря на то что портал был создан на бюджетные средства, на его содержание государство ежегодно тратило порядка 2 миллиардов тенге. Деньги шли на содержание серверов в дата-центрах, аренду вычислительных мощностей, контакт-центры, на техподдержку серверного и программного обеспечения. Мы ведь понимаем, что это деньги налогоплательщиков. И с учетом того, что у нас бюджет социально направленный, тратить деньги налогоплательщиков на содержание портала без разбора несправедливо. Ведь только бизнесмены извлекают выгоду или прибыль из участия в госзакупках! А как же те, кто не является таковыми?!

Вместе с тем из года в год мы стали понимать, что не можем реализовать дополнительные "фичи" (feature, англ. – дополнительная возможность, фишка – прим. ред.). Причина – не пропишешь их в законе. К примеру, как можно прописать норму СМС-информирования потенциальных поставщиков".

Поэтому государство совместно с НПП "Атамекен" приняло решение: пусть бизнес сам содержит портал госзакупок и выдвигает требования по его совершенствованию.

Для справедливости мы сделали дифференцированную тарификацию платности участия в госзакупках, разделив поставщиков на малый, средний и крупный бизнес. Малый бизнес, совершающий покупки до 1 миллиона тенге, платит 1 МРП в год. Следующие – по 10 МРП и, соответственно, выше в год. Эти две группы, участвующие до 10 миллионов тенге, занимают 70 процентов всех потенциальных поставщиков. 20 процентов – это участники закупок до 100 миллионов тенге. Оставшиеся 10 процентов участвуют в закупках на сумму свыше 100 миллионов тенге.

Если говорить об изменениях, то это обновление серверного оборудования портала, которое было закуплено в 2011 году, функционирование круглосуточного контакт-центра, повышение KPI по доступности портала до 99 процентов. В ближайшее время мы запускаем СМС-информирование поставщиков о важных событиях по закупке, где он принимает участие, например, то, что его заявку отклонила конкурсная комиссия или он стал победителем конкурса и ему требуется подписать договор на портале.

TN:

Портал ЭГЗ генерирует большой объем данных, которые могут быть использованы в проведении аналитических и других исследований. Как обстоят дела с доступом к этим данным для сторонних организаций?

Дархан Биржанов

С 2017 года мы запустили унифицированные сервисы, и 90 процентов данных портала госзакупок стало доступно любым организациям, желающим получить доступ к данным. Процесс организован так: организация пишет письмо-заявку с указанием цели в Минфин и в течение дня мы предоставляем доступ.

На сегодня зарегистрировано более 150 пользователей, желающих получить данные. Постоянно этими данными пользуются 70 компаний: подразделения акиматов, квазисектор, проверяющие органы, бизнес. Вся информация публична.

TN:

Какие планы относительно портала государственных закупок РК? Что планируется изменить, будут ли новшества?

Дархан Биржанов

Портал ЭГЗ уже стал частью бюджетного процесса. Мы создали прогнозную базу данных цен для использования в системе госпланирования. Иначе говоря, в будущем мы не будем позволять планировать выше, чем средние цены портала госзакупок. Второе – у нас в разработке есть один интересный проект "База данных электронных паспортов товаров". К слову, проект обещает создать настоящий бум интереса для бизнес-сообщества. Из предстоящих проектов на портале – это виртуальные помощники, которые появятся уже в первой половине будущего года; автоматизация части процессов закупок для квазисектора.

TN:

Расскажите подробнее о базе данных "Электронные паспорта товаров" (ЭТП).

Дархан Биржанов

Эта база создается для способа закупок "электронный магазин" с целью снижения закупок из одного источника. Это аналог MarketPlace, где любые магазины будут размещать свои прайс-листы с фото, выбирая товарные позиции из каталога. По заданным характеристикам заказчикам будет предоставлена возможность приобрести товары через этот электронный магазин. Новшество, которое мы планируем запустить к июлю 2020 года, сократит долю одного источника по товарам. При этом в дальнейшем эту базу данных ЭТП мы будем распространять для рынка с целью создания ими новых сервисов для населения.

Tengrinews
Рекламный материал
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 496.04  course down  517.04  course down  5.48  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer