Девальвация была вынужденной - Олжас Худайбергенов
Год назад случилось важное событие не только для тех, кто имеет отношение к сфере экономики и финансов, но и для простых граждан. Сменился председатель главного банка страны. После четырех лет работы в отставку ушел Григорий Марченко.
На его место пришел Кайрат Келимбетов, который позже назначил на пост своего советника не очень известного широкой общественности, но узнаваемого для экспертов и работников СМИ экономиста Олжаса Худайбергенова. Молодой и достаточно перспективный экономист рассказал, что его приход на эту должность формировался в течение пяти лет. Он признается, что если бы не было негативных ответов от Марченко на публикации Худайбергенова по вопросам, которые находятся в компетенции Нацбанка, может быть, он и не стал бы советником главы регулятора.
В феврале этого года Нацбанк провел девальвацию тенге. Реакция казахстанцев была более чем резкой. И, конечно, часть недовольства была направлена и в адрес вновь назначенного советника Келимбетова. Худайбергенов не раз пояснял ситуацию в социальных сетях, вступал в дискуссию с читателями. Мы решили поближе познакомиться с Олжасом, а также узнать у экономиста, была ли хоть какая-то возможность предотвратить повышение курса тенге.
- TN:
Ситуация с изменением курса тенге до сих пор волнует людей, они задаются вопросом, как после случившегося можно верить Нацбанку? Была ли хоть какая-то возможность предотвратить девальвацию?
- TN:
А почему нельзя было сделать плавную девальвацию?
- TN:
Курс тенге и в целом ситуация в Казахстане зависит от цены на нефть. Вы ранее в интервью СМИ заявляли, что нефть больше не поможет расти экономике Казахстана. Поясните, почему вы так считаете?
- TN:
А есть ли вероятность падения цен на нефть?
- TN:
Кайрат Келимбетов однажды заявлял, что если цена на нефть достигнет 80 долларов за баррель, то это повлияет на состояние платежного баланса нашей страны, и у казахстанцев появится повод для беспокойства. Так ли это?
- TN:
Хорошо, а если говорить о политике Нацбанка в целом, много ли того, с чем вы не согласны?
- TN:
Вот вы сравнительно недавно работаете в Нацбанке, но наверняка у вас уже есть четкая картина того, какие конкретные реформы в банковской системе Казахстана наиболее необходимы в ближайшие несколько лет?
- TN:
Что касается кредитов, известно, что в западных странах очень маленькие проценты на кредитование, в частности ипотечное. Через сколько лет мы сможем прийти к такому результату?
- TN:
Если вы считаете, что ставки должны быть таковыми, предпринимаете ли вы лично и Нацбанк в целом какие-либо шаги для этого? Когда казахстанцы смогут получить ипотеку по тем самым 3-4 процентам?
- TN:
Наряду с прочим, сейчас достаточно остро стоит проблема нехватки жилья казахстанцам, в частности в отдаленных регионах страны, где средняя зарплата составляет 50-60 тысяч тенге. Они не в состоянии купить квартиры самостоятельно, а многие программы по реализации жилья, например, "Доступное жилье", оказываются вовсе недоступными для простого народа. Так, когда же все-таки заработают все эти программы?
- TN:
А как нужно?
- TN:
Отставив в сторону тему ипотечного кредитования, давайте затронем биржевой рынок. Что вы думаете о нашей Казахстанской фондовой бирже (KASE), насколько эффективно она работает?
- TN:
В какой именно системе нужна перезагрузка? В системе KASE?
- TN:
Вы отметили, что показатели биржи низкие, схожее мнение недавно высказал и президент KASE Максат Кабашев. Он заявил, что "биржа готова умереть". Как вы думаете, наша биржа бессмертна или все же и у нее есть "свой век"?
- TN:
Давайте продолжим тему фондового рынка и поговорим о "Народном IPO". Советуете ли вы участвовать в нем и покупать акции, например, компании KEGOC, которая сейчас готовится к выходу?
- TN:
Но это же "Народное IPO", для чего тогда запускали такую программу, если представители Нацбанка не советуют с ней, так сказать, связываться? Ведь планировалось, что даже простые пенсионеры смогут купить акции нацкомпаний.
- TN:
То есть, это просто рекламный ход, и силы название "народный" не имеет?
- TN:
А вы сами будете участвовать?
- TN:
Несмотря на то, что вы не считаете себя обеспеченным человеком, все же вы успешный человек и ваши публикации вызывают восхищение у многих экспертов. Расскажите немного себе. Со скольки лет вы начали работать?
- TN:
Вы очень рано начали работать и в свои 32 года достигли очень многого. Как известно, ранее вы были обычным экспертом в области экономики. Как же вам все-таки удалось стать советником Нацбанка? Трудно ли было к этому прийти?
- TN:
То есть Григорий Марченко от своего имени написал официальное письмо в издание? Как вы поняли, что это касалось вашей публикации? Я понимаю, что он этого не указал.
- TN:
Вы один из тех экспертов, который всегда в курсе новостей. Интересно, откуда вы черпаете свои знания, какие книги в сфере экономики или в принципе вы читаете?
- TN:
Вы много публикуетесь, в том числе и в социальных сетях. А возникала ли у вас идея написать собственную книгу?
- TN:
А в целом много ли времени вы посвящаете работе и остается ли время для семьи, друзей?
- TN:
А сколько времени все-таки занимает работа?
- TN:
Спасибо за интересную беседу. Ажар Аширова