Наставник - это друг, а не спонсор. О казахстанцах, неравнодушных к судьбам воспитанников детдомов
В трех городах Казахстана - Астане, Алматы и Караганде реализуется проект "Наставники", смысл которого заключается в том, что взрослые люди берут на себя ответственность и заводят дружбу с воспитанниками детских домов, одновременно являясь для них товарищем, советчиком и тем близким человеком, которого так не хватает ребенку, из-за разных причин лишившемуся возможности жить в любящей семье. Случается, что дружба эта перерастает в опеку. Но для этого должно пройти время, должны созреть как наставники, так и сами дети. Об итогах работы программы и проблемах, с которыми сталкиваются желающие стать наставниками, нам рассказала руководитель проекта, глава координационного совета общественного движения "Ребенок должен жить в семье" Шолпан Байболова.
- TN:
В ноябре прошлого года у нас было интервью с соучредителем проекта "Наставники" Мадиной Бакиевой. В беседе она говорила, что уже на тот период можно было заметить определенные изменения в поведении детей, в том числе это замечали и работники детдомов. Сейчас прошло еще больше времени. Как вы замечаете, действительно ли что-то меняется в восприятии, отношении этих детей, и в чем выражаются эти изменения?
- TN:
Прежде чем стать наставником, у вас существует отбор. То есть какая-то часть людей, я так понимаю, не проходит. Получается, они не готовы к такой ответственности?
- TN:
Да, я даже по вашему отчету смотрел, например, в Астане было подано 144 заявки на участие в проекте, а в итоге образовалось лишь 26 пар наставник-ребенок.
- TN:
Очень часто можно слышать об иждивенческом отношении детей-сирот, избалованных вниманием, подарками и прочим. Вы как-то даже в одном интервью говорили, что такие дети часто свое будущее рисуют нереалистичным. Как можно изменить такое отношение?
- TN:
Вообще что-то меняется в системе наших интернатных учреждений, где дети-сироты содержатся? Насколько наша система отличается от соседней российской. Вы наверняка знаете, есть в России журналистка Елена Погребижская, которая несколько серьезных документальных фильмов посвятила этой теме, о том, что ребенок, который попадает в эту систему, он потом заканчивает жизнь не в лучших условиях.
- TN:
А что-то меняется в этой системе?
- TN:
Это должны быть какие-то государственные программы поддержки?