Новых рецептов нет. Надо больше пахать - экс-глава МВД о поднятии авторитета полиции
Может ли полицейский стать другом для казахстанцев? Этот и другие вопросы мы задали экс-министру внутренних дел, генерал-полковнику Каирбеку Сулейменову. Он работал на руководящих должностях МВД еще в начале 90-х, как признается он сам, в непростое время. С 1995 по 2003 год был главой этого ведомства и командующим внутренними войсками. Позже работал помощником Главы государства, секретарем Совета Безопасности. Был депутатом Мажилиса Парламента. Сегодня он возглавляет Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции в Национальной палате предпринимателей "Атамекен". В интервью Tengrinews.kz Каирбек Шошанович также комментирует и очень популярную тему насчет известной реформы в Грузии.
- TN:
В последнее время, с момента трагической гибели Дениса Тена, в нашем обществе много говорят о том, что надо что-то менять в нашей правоохранительной системе, в работе полиции. Вы следите за всеми этими обсуждениями?
- Каирбек Сулейменов
Да, слежу по мере актуальности поднимаемых вопросов. Полагаю, что реформирование правоохранительных органов, в том числе и полиции, необходимо. Однако реформы - это не только уточнение полномочий с передачей каких-либо структур из одного ведомства в другое, но и большая креативная работа по совершенствованию регламентов деятельности внутри самих силовых органов. А эта работа невидима для широкого круга читателей и она требует высокой доли самокритичной оценки результатов, настоящего государственного подхода к проблеме и подлинного профессионализма.
- TN:
Много говорится о том, что люди в Казахстане не чувствуют себя защищенными, и более того, когда они видят полицейского, то не уважают его, а боятся. Почему так?
- Каирбек Сулейменов
Да, имидж полицейских снизился до критического уровня, и связано это главным образом не столько с качеством работы, сколько с очевидными проблемами поведения полицейских, если вести речь об органах внутренних дел. Нет жесткой и целенаправленной работы внутри полиции по предупреждению чрезвычайных происшествий среди личного состава. Поэтому авторитет полиции среди граждан стал вызывать вопросы.
- TN:
Вот и Президент говорил недавно, что во всем цивилизованном мире полицейский - друг гражданина, "а у нас кто?" Как сделать так, чтобы казахстанцы начали уважать полицейских и чтобы сотрудники полиции были друзьями для наших граждан, ну или хотя бы теми, кто вызывает позитивные чувства?
- Каирбек Сулейменов
Для этого надо укреплять связь с населением. И не только посредством отчетов перед населением и проведения публичных мероприятий, а в основном путем налаживания контактов "на земле", то есть подворными и поквартирными обходами, личными контактами участковых и оперуполномоченных криминальной полиции по месту жительства в процессе контроля за поведением подучетных лиц и так далее. Ничего нового! Полиция ведет огромную работу, и ее надо уметь демонстрировать населению. К сожалению, это делается эффективно не везде.
- TN:
Часто приводится опыт Грузии, где была проведена реформа полиции. У нас такое возможно?
- Каирбек Сулейменов
Опыт Грузии, конечно, положительный. Особенно его имиджевый эффект. Грузинская реформа была многоплановой, в том числе решались вопросы материально-технического переоснащения, но мы запомнили только массовое увольнение полицейских в течение суток. Однако одномоментные увольнения десятков тысяч сотрудников, не разбираясь в конкретных результатах работы каждого из них, это не для нас. Это связано с конституционными правами сотрудников и может повлечь судебные разбирательства. Надо помнить, что "революция в полиции" бывшим президентом Грузии осуществлялась в критической, как он считал, ситуации. В Грузии это была акция в целях сохранения устойчивости новой администрации. Коррупция была тесно связана с организованной преступностью. В этой стране в те годы отмечалась чрезмерная концентрация "воров в законе", что отрицательно сказывалось и на политической ситуации. В Казахстане, в обстановке политической стабильности, на мой взгляд, нет необходимости такого рода мер, хотя встряхнуть полицию в определенной мере следовало бы.
- TN:
Как-то вы говорили, что не считаете реформу в Грузии успешной, потому что там все еще присутствует коррупция. Это действительно так?
- Каирбек Сулейменов
Об эффективности реформы в Грузии судить не могу, так как прошло много времени с момента ее осуществления, но наши граждане, бывающие там, отмечают положительные сдвиги как в поведении полицейских, так и в организации работы госструктур, контролирующих правопорядок.
- TN:
Когда вы были министром внутренних дел, что для вас было самое сложное в работе?
- Каирбек Сулейменов
Нельзя выделять какую-то одну проблему. Да и время было непростое - критический уровень организованной преступности: бандитизм, заказные убийства, рэкет, всплеск наркопреступности и так далее. Но работа с личным составом, воспитание, обучение кадров всегда были в центре внимания руководства МВД и всех его подразделений, в том числе внутренних войск. Существенной проблемой было налаживание конструктивного взаимодействия с иными правоохранительными органами, спецслужбами.
Сейчас ведь всем стало известно, что эти вопросы были и приходилось отстаивать многие позиции ради успеха общего дела. А самым сложным, пожалуй, было постоянное нагнетание обстановки высокой персональной ответственности руководителей всех рангов за результаты работы и дисциплины. Естественно, что и самому надо было соответствовать тем требованиям, которые от меня исходили.
- TN:
Я знаю, что вам поручали в свое время искоренить организованную преступность. Расскажите, как вам это удалось и не было ли угроз в ваш адрес со стороны криминала, когда вы проводили эту работу?
- Каирбек Сулейменов
О методах и результатах борьбы с организованной преступностью следует говорить отдельно, так как это особая тема, касающаяся не только криминологических, но и социально-экономических аспектов. Главное, что в девяностых годах нам удалось в основном решить эту проблему. Об угрозах в свой адрес ничего говорить не буду. Это непрофессионально!
- TN:
Если бы вы сейчас были главой МВД, чтобы вы сделали, чтобы изменить положение дел в полиции и отношение к ней граждан?
- Каирбек Сулейменов
Легко давать оценки, "видя бой со стороны". У меня, конечно, имеется своя точка зрения на ситуацию, и я в сдержанных тонах, стараясь быть максимально корректным, высказываю в СМИ свои пожелания.
К сожалению, официальные ветеранские организации МВД в основном заняты праздничными и ритуальными мероприятиями (что также необходимо), но не пытаются влиять на процесс профессиональной подготовки сотрудников, хотя потенциал здесь огромный. Но это отвлечение. А что касается изменения отношения граждан к полиции, то хотел бы подчеркнуть, что она и в прошлом не пользовалась особой всенародной любовью как, например, армия или органы госбезопасности.
Полицейских, может быть, не любили, но уважали. Выход здесь один - формирование положительного имиджа надо начинать с изменений внутри системы органов внутренних дел. Коренным образом повысить качество работы всех служб, и градус взаимоотношений с гражданами нормализуется.
Не сказал бы и о том, что ситуация в МВД полностью вышла из-под контроля. Поправимо! Мы иногда забываем о том, что подавляющее число сотрудников честно выполняют свой долг и верны присяге.
Никаких новых рецептов для поднятия авторитета полиции нет и быть не может. Надо больше пахать и уметь видеть недостатки, а самое важное - не быть в зависимости от подчиненных, чтобы иметь моральное право с них спрашивать.
Подготовил Ренат Ташкинбаев