1. Главная
  2. Почитай

Прежде всего должно развиваться авторское кино

Интервью на тему ✅ Прежде всего должно развиваться авторское кино ⚡ Читайте важные интервью и конференции на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

Tengrinews.kz совместно с посольством Казахстана в России запускает цикл материалов о наших соотечественниках. Первой публикацией стало интервью с режиссером Рустемом Абдрашевым, с которым сотрудникам посольства удалось побеседовать после показа фильма "Казахское ханство. Алмазный меч" в Москве.

Рустем Абдрашев – режиссер фильма "Казахское ханство. Алмазный меч", сценарист, художник – довольно скромный человек. Когда готовилось это интервью, мы с трудом смогли найти статьи, где говорится о нем самом. Все, что удалось отыскать, было так или иначе связано с его фильмами, съемочным процессом. Но о Рустеме почти ни слова, за исключением скудной информации на кинопорталах. Нам это показалось несправедливым. Режиссер нового поколения, подаривший нам и всему миру первую казахскую историческую картину, которую не стыдно пустить в широкий прокат, должен говорить о себе больше. И мы его разговорили. 

TENGRINEWS:

С чего начинался Рустем Абдрашев? Где проходило ваше детство?

Рустем Абдрашев

Я родился в городе Алматы. В садике часто был карантин, и тогда мне приходилось проводить весь день с отцом. Самые яркие воспоминания о том, как мы ходили с ним на его работу. Вообще, он поэт. Но тогда возглавлял то ли отдел критики, то ли был главным редактором. Точно не помню, я тогда был очень маленький. Это было здание Союза писателей возле "Детского мира". Большая радость для меня, потому что самые хорошие игрушки продавались только в "Детском мире".

Чуть позже пришло осознание, что, когда я ходил с отцом, я видел тех людей, которые сейчас являются нашими литературными классиками. Вообще, это было удивительное время. Я бы назвал его колыбелью казахской литературы. Момент, когда целые звездные плеяды великих поэтов и писателей жили и творили. В этой атмосфере я рос, и дома у нас всегда были такие гости - художники, композиторы.

TENGRINEWS:

Тогда как вы пришли в кино?

Рустем Абдрашев

Я помню этот момент. Однажды отец пришел с работы и сказал: "Сегодня по центральному телевидению будут показывать фильм "Андрей Рублев" Тарковского". Он посадил меня у телевизора, и я помню, что фильм произвел на меня, тогда еще мальчишку, неизгладимое впечатление. Хотя, думаю, это было совсем не детское кино. Даже в наши дни не каждый взрослый может понять эту картину. Настолько она глубокая и сложная. Но она меня потрясла тем, что через картинку на экране можно было почувствовать все запахи. Удивительно, Тарковский мог снимать такие фильмы, от которых исходил аромат. Ты чувствовал запах земли, травы, воды. Только настоящий режиссер может создать подобный 3D-эффект. Это высший пилотаж большого художника. Тарковский – гений, который смог через экран принести запах того, что он изображает.

TENGRINEWS:

Кто был вашим гуру, кто наставлял на путь истинный?

Рустем Абдрашев

Однажды мы с отцом ехали в очередной раз в Союз писателей и встретили по пути его друга. Это был наш известный великий классик Сатыбалды Нарымбетов (советский и казахский кинорежиссер, сценарист, кинодраматург, писатель. – Прим. автора). Отец меня представил ему и сказал: рано или поздно мой сын окажется в кино, и тогда ты должен будешь стать его крестным отцом. Так и случилось. Сакен-ага остается для меня ментором, человеком, который своим незримым присутствием помогает мне. И не мешает, и в то же время окутывает своей энергетикой. Удивительно, но он никогда не вмешивался в мой творческий процесс, потому что любой художник не выносит вмешательства извне, когда создает что-то. Это очень ревностный момент, и он сам понимал это.

Еще Асанали Ашимов дал мне свое благословение, когда мы ездили в Мангыстау на священное захоронение Бекета-ата. Это было уже после первой моей картины "Остров возрождения", в которой я, по сути, рассказываю историю своего отца, о моменте зарождения в маленьком мальчике большого поэта.

TENGRINEWS:

Какие тренды сейчас существуют в мировом кинематографе и как они согласуются с тем, что снимают в Казахстане?

Рустем Абдрашев

Вообще, кинопроизводство это, с одной стороны, глобальный процесс, с другой стороны - оно имеет отпечатки регионального присутствия. К большому сожалению, мы не имеем возможности видеть всю мировую кинематографическую палитру. Для этого существуют кинофестивали, на которые попадают картины, обычно ускользающие от обывателя из-за элементарного отсутствия прокатных возможностей. Это как хорошие книги, имеющие своего читателя, но не выходящие в большой тираж.

Хорошо, что у нас в Казахстане есть несколько кинофестивалей, таких как "Звезды Шакена", "Евразия". Для подрастающего поколения кинематографистов и вообще интеллектуалов бесценно, когда можно увидеть работы других авторов, из соседних регионов например. К сожалению, мы в основном видим американское кино, коммерческое. Это не есть кинематограф в чистом виде. Это бизнес, чистой воды заработок. Отдельный тренд, тон которому задали американцы. Шоу, которое собирает деньги, как пылесос. А настоящее кино как вид искусства не настолько массово, но этот феномен существует. Например, недавно в рамках фестиваля "Звезды Шакена" я совершенно неожиданно открыл для себя якутское кино. В соседнем Татарстане тоже стали снимать достойные картины.

TENGRINEWS:

Идем ли мы в ногу? И если да, то куда именно мы идем? А если нет, то куда отклонились?

Рустем Абдрашев

Казахстанский кинематограф идет своей дорогой, развивается. Модно заниматься так называемым коммерческим кино. Я бы не сказал, что это идеально, но, по крайней мере, уже зарабатывают. Со временем это все устаканится, и все-таки настоящее кино не даст занять свою нишу. Самое главное, есть процесс. И наконец-то у нас уже есть закон о кино, который Президент подписал 3 января, регулирующий юридические вопросы. В России этот закон был принят лет пять-семь назад. Это даст большой толчок в развитии казахстанского кинематографа. Там очень много хороших и нужных законов, которые дают и льготы по налогам, и другие преференции. И все-таки я считаю, что прежде всего должно развиваться авторское кино. Потому что именно это кино дает нам показывать свой интеллектуальный и кинематографический уровень развития. Коммерческое кино не является показателем. Но все страны проходили через это, и мы тоже должны.

TENGRINEWS:

Получается ли сейчас в Казахстане зарабатывать на производстве кино или это работа для души?

Рустем Абдрашев

Да, конечно, получается.

TENGRINEWS:

Это обнадеживает. Назовите тогда трех своих любимых режиссеров, чтобы мы понимали, чем вы вдохновляетесь.

Рустем Абдрашев

Кюросава, Тарковский, Айманов.

TENGRINEWS:

Если бы у вас был выбор, вы бы стали кем-то другим?

Рустем Абдрашев

Возможно. Но, думаю, я все равно вернулся бы в кинематограф (улыбается).

TENGRINEWS:

Спасибо за интервью, Рустем!

Рустем Абдрашев



Join Telegram