Тимур Сулейменов: В госаппарате, как в футболе, можно быть каким угодно продвинутым, но если нет командной игры, результата не будет

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

На прошлой неделе исполнилось 100 дней работы Тимура Сулейменова в должности министра национальной экономики. Возвращение Сулейменова в министерство состоялось 28 декабря, до этого он работал в ведомстве в качестве вице-министра. До назначения главой министерства национальной экономики Сулейменов около пяти лет трудился в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в Москве.

В интервью Tengrinews.kz Сулейменов рассказал о том, какие напутствия ему дал Президент Нурсултан Назарбаев, каким он видит свое ведомство, о своем видении ситуации в ЕАЭС, а также о семье и любимом хобби.

TN:

Тимур Муратович, прошло 100 дней с Вашего назначения. Уход ваших двух предшественников - Ерболата Досаева и Куандыка Бишимбаева - был ознаменован разными инцидентами. И когда Вас назначал Президент, он говорил, что Вы образованный, подготовленный специалист, проходили обучение за границей… Были ли Вы внутренне готовы к этому назначению?

Тимур Сулейменов

Как Вы знаете, до этого я пять лет работал в Москве в Евразийской экономической комиссии, но, естественно, у меня всегда было желание вернуться, чтобы работать уже непосредственно в Казахстане - в казахстанском госаппарате. Евразийская экономическая комиссия – это наднациональный орган, в котором мы, работая на развитие и благо всего Евразийского экономического союза, конечно же, представляли, отстаивали интересы Казахстана, но тем не менее всегда хотелось более нацеленно поработать на благо нашей страны у себя на Родине. Поэтому, конечно же, желание вернуться было очень большое. Когда эта возможность представилась, я с большим удовольствием ее принял, это огромная ответственность и высокая честь для меня. Сказать, что я был на сто процентов уверен, что меня позовут и предложат, конечно, нет, тем не менее внутренняя готовность для этого у меня была всегда. Это то, что мне нравится делать, это то, к чему, я считаю, подготовлен, и где я могу принести пользу нашей стране.

TN:

За сколько времени до назначения Вы узнали, что теперь будете возглавлять Министерство национальной экономики?

Тимур Сулейменов

Я узнал об этом, честно говоря, за день, когда мне позвонили накануне вечером, я находился в Москве, и сказали: вылетайте. Я прилетел в Астану, прошел все необходимые подготовительные процедуры и собеседования, в том числе с премьер-министром. В обед меня принял Президент, и после обстоятельной беседы он сказал: "Я тебя назначаю, работай честно, работай целенаправленно, все должно получиться". О своем назначении я узнал непосредственно из уст Президента. После уже премьер-министр меня представил, и я начал работать. Сразу же после официальной церемонии принесли большое количество бумаг и началась работа, которая продолжается по сей день.

TN:

Министерство национальной экономики после Вашего прихода было немного оптимизировано, сфера строительства передана в МИР, СЭС вернули в Минздрав, вообще, какое у Вас видение этого министерства?

Тимур Сулейменов

Во-первых, вы сами знаете, Президент несколько раз говорил, и премьер-министр говорил о том, что Министерство национальной экономики должно быть экономическим штабом правительства, вообще госаппарата в целом. Мы должны готовить аналитику, вырабатывать предложения, обеспечивать координацию экономической деятельности всех государственных органов, разрабатывать государственные программы, чтобы все решения, которые готовятся в рамках других министерств, соответствовали стратегическому вектору, отраслевым и государственным программам. Это одна из наших основных задач, потому что если не иметь такого координирующего органа, то усилия государственных органов могут быть разнонаправленными. То есть, к примеру, Минсельхоз нацелен на увеличение субсидий, министерство финансов, естественно, всегда заботится о бюджете и не склонно раздувать его расходную часть. Находить баланс в этом с точки зрения интересов отраслей, бюджета, граждан, бизнеса как раз-таки и призвано министерство экономики, которое должно готовить грамотные, выверенные решения и вносить их на уровень Правительства, Администрации Президента. В нахождении этого сложного баланса, наверно, и заключается наша самая важная задача.

Во-вторых, у министерства есть сугубо отраслевые задачи. Мы отвечаем за налоговую политику, защиту конкуренции, регулирование естественных монополий, ведение статистики, внутреннюю торговлю, внешнеторговую политику. Тем не менее еще раз повторюсь, наша главная задача – это работать как экономический штаб Правительства.

С передачей функций в сферах общественного благополучия, так называется сейчас этот комитет, и строительства нам стало, наверное, несколько проще работать, потому что мы смогли сконцентрироваться на своей главной задаче.

TN:

Многие управленцы приводят с собой свою команду. Вы меняли состав сотрудников после прихода в Министерство национальной экономики?

Тимур Сулейменов

С точки зрения внутренних процессов мы никого не меняли. Все заместители министра, которые работали до меня, также продолжают работать, остались на своих местах все директора департаментов. Я на самом деле очень рад, что в Министерстве национальной экономики такая хорошая преемственность. Я до 2012 года работал в качестве вице-министра этого министерства, и когда я пришел сейчас, с удовольствием встретил знакомых коллег, директоров департаментов. Процентов 60-70 руководящего состава сохранилось, и в этом, я считаю, сила министерства экономики, в сохранении преемственности и институциональной памяти. Эти люди знают, как разрабатывался бюджет, как разрабатывалась та или иная государственная программа, и могут обеспечить дальнейшую преемственность этой работы. Поэтому какой-то необходимости значительного пересмотра структуры и состава нашего министерства нет. Оно и так очень сильное, в этом отношении мне очень повезло.

TN:

Некоторые эксперты говорят, что Комитет по статистике необходимо вывести из состава министерства, ссылаясь якобы на конфликт интересов. Как вы относитесь к такому мнению?

Тимур Сулейменов

Мне кажется, на самом деле это не совсем правильное утверждение, что тот или иной государственный служащий влияет на других государственных служащих с целью искажения информации. Фактически это подлог и, мне кажется, что в данном случае ни один здравый человек, тем более руководитель, этим заниматься не может и не будет. И здесь неважно, в чьем подчинении находится Комитет по статистике, потому что необходимо полагаться, как я уже говорил, на благоразумие, честность и гражданскую ответственность госслужащего, руководителей. На мой взгляд, здесь мы видим комплиментарность, взаимодополняемость двух ведомств, потому что министерство экономики, как я уже говорил, это аналитический центр. Аналитика без статистики невозможна, и поэтому когда это делается в рамках одного ведомства, это взаимодействие более быстрое, гибкое и оперативное. И, соответственно, то решение, которое было принято относительно включения агентства по статистике в состав министерства в качестве комитета, оно правильное. Каких-либо предпосылок, чтобы этот комитет выводить обратно, я не вижу. А вот работать над совершенствованием государственной статистики, конечно, нужно, потому что экономическая среда и жизнь в целом усложняются, и нам нужно получать ту статистику, о которой мы раньше не задумывались. Работа над совершенствованием должна вестись, и неважно, будет это происходить в рамках одного ведомства или разных. Главное - внутренняя кропотливая работа.

TN:

На чем сейчас сосредоточена работа министерства в первую очередь? Что, по-Вашему мнению, уже удалось сделать Вам за время работы в министерстве?

Тимур Сулейменов

Сейчас большая работа проводится по улучшению бизнес-среды. Министерство национальной экономики готовит масштабный пакет мер по дерегулированию, оптимизации контроля и надзора за бизнесом, который позволит увеличить долю МСБ в экономике. Важное направление посвящено развитию продуктивной занятости и массового предпринимательства. Бизнесу будут предоставлены льготные микрокредиты без отраслевых ограничений по ставке вознаграждения до 6 процентов. В целях решения проблемы залога будет внедрено гарантирование микрокредитов. Для начинающих предпринимателей размер гарантий составит до 85 процентов от стоимости микрокредита, для действующих – до 50 процентов, при том что гарантирование для предпринимателей будет бесплатным. Это очень выгодные условия, которые позволят открыть собственное дело.

Кроме того, мы пересматриваем подходы к ГЧП, значительно сократили предварительные процедуры и документы. Для привлечения инвесторов в июне будет создана Единая информационная база по всем республиканским и местным проектам ГЧП.

Отмечу, что Министерством национальной экономики ведется работа по разработке нового Налогового кодекса, принятие которого запланировано до конца 2017 года. Мы, прислушавшись к бизнесу, отказались от идеи объединения налогового и таможенного кодексов. В настоящее время концепция нового Налогового кодекса опубликована на сайте МНЭ для того, чтобы с ней могли ознакомиться, а также внести свои предложения и замечания бизнес-ассоциации, предприниматели и все лица, заинтересованные в этом вопросе. В рейтинге Всемирного Банка "DoingBusiness 2017" Казахстан занял 35-ю позицию, повысив свой рейтинг на 16 пунктов по сравнению с прошлым годом. Это хороший результат, но останавливаться на этом нельзя. Мы сделаем все, чтобы в этом году результаты были еще лучше. Впереди еще очень много работы.

TN:

Если вернуться к Вашей прошлой должности, то вы изнутри знаете ситуацию, то, что сейчас происходит в ЕАЭС, некоторые высказывания Беларуси. В Бишкеке на этой неделе будет очередное заседание ЕАЭС. Как вы сами считаете, что происходит? Считаете ли Вы, что ЕАЭС из-за определенных разногласий может потерять Беларусь?

Тимур Сулейменов

Я искренне надеюсь и, более того, я уверен, что Беларусь - наш экономический союз не покинет. Беларусь является страной - основательницей нашего союза, она обеспечивает очень большую долю взаимного товарооборота, у нее очень хорошая динамика торговли с Россией, Казахстаном. Соответственно, в интересах и Беларуси, и Казахстана, и России, и Армении, и Кыргызстана, чтобы взаимоотношения у нас складывались лучшим образом, поэтому эту ситуацию, наверно, зная изнутри, я исключаю. Какие-то проблемы, связанные с торговыми отношениями, они всегда были и остаются, и будут в дальнейшем, потому что это, в первую очередь, экономический союз, который дает много свобод и преференций бизнесу друг друга, но тем не менее каждый из государственных аппаратов отвечает за развитие своей экономики. Поэтому в любом случае будет определенная конкуренция, состязательность между предприятиями и здесь необходимо, конечно же, находить баланс. Мы уже видим сдвиги – Беларусь подтвердила свое участие на саммите глав государств в Бишкеке 14 апреля, это знак того, что они готовы к диалогу, готовы обсуждать те вопросы, которые накопились. Соответственно, уверен, что и на узкой, и на расширенной частях заседания все вопросы найдут свои решения. Повторюсь, Евразийский экономический союз – это серьезный проект с большим количеством интересов, зачастую пересекающихся, где-то вступающих в противоречия, но у него есть настоящее, и есть будущее, надо просто работать.

TN:

Вот еще интересно узнать Ваше мнение по поводу того, что казахстанцы, по данным Нацбанка, стали меньше покупать доллары. Некоторые высказываются, что у казахстанцев просто нет тенге, чтобы покупать эти доллары. Сами как относитесь к такой точке зрения? И в чем храните свои сбережения?

Тимур Сулейменов

Иностранная валюта - это тоже актив, это такая же единица, как, к примеру, ручка или шоколад. То есть, если раньше ручка стоила 30 тенге, а сейчас - 60, очевидно, что сейчас мы можем купить меньшее количество этих ручек. То же самое с долларами. Поэтому определенная доля истины в этом есть. Но мне кажется, самое главное, что постепенно меняется сложившийся стереотип о том, что мы все - и зарплаты свои, и стоимость машин, и недвижимость меряем в долларах. Постепенно мы отходим от этого, и это правильно. В национальную валюту нужно верить, потому что это один из символов нашего суверенитета. Поэтому я верю в тенге. Безусловно, нужно уметь управлять своими финансами, и в этом вопросы экономической грамотности выходят на первый план. Но тем не менее это наша валюта. Прямо отвечая на ваш вопрос, скажу, что у меня есть небольшие сбережения в долларах, процентов, наверное, 20, остальное все - в тенге.

TN:

Казахстанские министры не очень любят говорить о своих увлечениях, но временами все-таки какая-то информация просачивается в социальные сети. Скажите, у вас есть хобби? Хватает ли времени на что-то, кроме работы?

Тимур Сулейменов

Я очень люблю читать. Предпочитаю историческую литературу, иногда фантастику. Чтение помогает переключиться, отвлечься. Люблю играть в футбол и наблюдать за этой игрой как зритель, как болельщик. Мы регулярно играли в Москве, у нас была своя команда, с которой мы выступали не только внутри ЕЭК, но и на различных турнирах, на дипломатических, международных, парламентских играх. Футбол еще интересен и тем, что в этом виде спорта сочетаются индивидуальное мастерство и командная игра. Это очень похоже на работу в государственном аппарате. Ты можешь быть умным, продвинутым, креативным, но если у тебя нет сплоченной команды, если команда не настроена на цель, на победу, то у тебя ничего не получится. Свободное время стараюсь проводить со своими детьми, могу погонять с ними мяч или сходить в кино.

TN:

Когда вот Вы сказали, что для того чтобы себя разгрузить, читаете фантастику, к слову, о "разгрузить", чиновники всегда на связи, онлайн, со смартфонами. Недавно Багдат Мусин высказался по смартфонам, что этот запрет не эффективен в борьбе с утечкой информации, что в век информационных технологий как-то странно отказываться от смартфонов.

Тимур Сулейменов

Конечно, трудно обсуждать вышестоящий приказ, тем более изданный по инициативе специального органа, ответственного за защиту информации, но отмечу следующее. У нас в стране разрабатывается программа "Киберщит", которая будет направлена на защиту всего нашего информационного пространства. Я думаю, в рамках этой программы защите госсекретов будет посвящено одно из ключевых направлений. И в рамках этого мы все вместе сможем найти такие решения, которые будут ее обеспечивать. Будут ли это какие-то прошитые специальным образом смартфоны либо какая-то особая защитная программа для госаппарата, не знаю, но мы к этому придем. Поэтому, я думаю, что это временная мера.

TN:

В целом у нас сейчас активен класс молодых управленцев, это очень заметно, что уже и другой подход, и другое мышление, в том числе и Вы. Интересно, у Вас нет там какого-нибудь сообщества?

Тимур Сулейменов

У нас нет какой-то специальной группы в WhatsApp, если Вы об этом (смеется). Но есть коллеги примерно моего возраста, с которыми у нас очень хорошие отношения, мы можем с ними встретиться и вне работы. То же самое могу сказать и о более старших своих коллегах - руководителях министерств и ведомств. В целом отмечу, что в госаппарате сложились здоровые неконкурентные, а, наоборот, товарищеские отношения. Работать очень приятно, потому что со всеми коллегами мы находим взаимопонимание, и вот эта товарищеская взаимовыручка очень помогает.

TN:

Как Вы относитесь к социальным сетям? Некоторые Ваши коллеги активно используют их как для продвижения своего имиджа, так и для разъяснения каких-то инициатив.

Тимур Сулейменов

Конечно, это хороший инструмент. Я зарегистрирован, к примеру, на Facebook, достаточно давно, где-то с 2009 года, но у меня нет склонности там что-либо комментировать или выкладывать события из своей жизни. Это не связано с должностью, это связано с характером. Кроме того, переписка с очень большой аудиторией требует много времени, которого у меня нет, а прибегать к помощи блогеров я не намерен. Но все равно считаю, что соцсети – это важный инструмент, его нужно учитывать, при этом целиком и полностью полагаться на мнения в соцсетях все же не стоит, потому что далеко не все люди у нас в стране ими пользуются. Крайне важно прямое общение. Что касается деятельности Министерства национальной экономики, то в большинстве популярных соцсетей мы уже представлены и планируем дальше расширять свое присутствие.

TN:

Вы рассказывали, что любите погонять мяч с детьми. Скажите, у Вас большая семья? Чем занимаются Ваши родители?

Тимур Сулейменов

Родители у меня врачи. Папа - руководитель Павлодарского диспансера, он врач-онколог, до сих пор оперирует. Мама - врач-узист, ее хорошо знают в Павлодарской области. Родителей я своих люблю и горжусь ими. Супруга у меня тоже из Павлодара, мы познакомились в юности. Я долгое время за ней ухаживал без особой взаимности (смеется), но потом добился взаимности, и мы поженились. У нас четверо детей. Старший сын Жангир - 15 лет, дочка Мерейлі - 12 лет и двое близнецов Таир и Мадияр - им по 6 лет. Они очень смешные и прикольные, и вообще наблюдать за ростом близнецов - это очень интересно. Выходные дни я стараюсь посвящать им.

 

Беседовала Асемгуль Касенова

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 502.8  course up  547.58  course up  5.95  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer
yadro