Важно, чтобы о результатах госпрограммы говорило население, а не мои коллеги

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

С момента принятия государственной программы, обещающей сделать Казахстан цифровым, прошел год. Министерства и акиматы регулярно рапортуют о запуске новых проектов и систем, радостно сообщая, что благодаря им экономический эффект уже перевалил за 92 миллиарда тенге. Мол, то ли еще будет. Цифра внушительная, но насколько все же страна приблизилась к статусу "цифровой"? Об этом рассказал заместитель премьера Аскар Жумагалиев, который на своих прежних позициях запомнился многим по модернизации ЦОНов, запуску 3G и 4G и другим проектам. Сегодня он координирует всю работу госорганов по цифровизации.

TENGRINEWS:

Аскар Куанышевич, в последнее время вы активизировались в социальных сетях. Вы сами ведете свой аккаунт?

Аскар Жумагалиев

Честно говоря, я не могу себя назвать поклонником социальных сетей. Для них нужно очень много времени, а у меня его не так много, и когда оно есть, мне хочется его провести с семьей. Но сейчас в моей работе соцсети - это основной инструмент обратной связи с казахстанцами, который помогает следить за тем, как реализовывается госпрограмма "Цифровой Казахстан". Поэтому я там. Чтобы слышать отзывы, критику, советы граждан. Для меня важно, чтобы о результатах говорило прежде всего население, а не мои коллеги. Что касается постов, то, конечно, мне в этом помогают. Я могу кратко что-то написать, проговорить, а затем мои коллеги помогают с редактурой. Но отвечать на комментарии предпочитаю сам.

TENGRINEWS:

Мне кажется, население ассоциирует "Цифровой Казахстан" больше всего с государственными услугами и Интернетом.

Аскар Жумагалиев

Да, здесь вы правы. Поэтому эти два направления, о которых вы говорите, отдельно выделены в госпрограмме. Могу сказать, что для сферы госуслуг этот год был крайне важным. Во-первых, Президент поручил, чтобы до конца 2020 года 90 процентов государственных услуг были в электронном формате. Знаете, это очень простимулировало госорганы. Во-вторых, мы провели около 50 межведомственных комиссий по государственным услугам, где рассмотрели 746 услуг. Каждую отдельную услугу обсуждали и коллегиально принимали решения, как ее автоматизировать и оптимизировать - сократить срок оказания, количество документов, сделать проактивной или вовсе исключить. Результаты этого видны уже сегодня - вы можете провести перерегистрацию автомобиля онлайн не выходя из дома, подать заявление о замене водительского удостоверения, по SMS зарегистрировать рождение ребенка, оформить пособие и встать на очередь в детский сад. Или если раньше при выходе на пенсию, к примеру, вам нужно было писать 4 заявления, идти в ЦОН, потом в ЕНПФ, то сейчас достаточно заполнить только одно заявление в ЦОНе.

TENGRINEWS:

Все ли новшества воспринимаются на "ура"?

Аскар Жумагалиев

Знаете, любое нововведение должно пройти несколько стадий, прежде чем приживется. Так и происходит. Аркадий Волож, выступая в Астане, как-то рассуждал на эту тему. Он говорил, что когда инженеры, программисты создают какой-то продукт, поначалу люди критикуют, говорят, что бесполезная вещь какая-то. А затем, уже сами того не замечая, пользуются сайтом, приложением и прочими вещами ежедневно. Это становится привычным, как воздух. Так и здесь. Нововведения должны пройти и обкатку, и стадию привыкания.

TENGRINEWS:

У меня, кстати, сестра недавно родила. Думала, что тоже зарегистрирует рождение ребенка через SMS, но никакого сообщения на телефон не получила…

Аскар Жумагалиев

Вы можете пользоваться всеми проактивными услугами, получать услуги через SMS-пароль или через телеграм, только если ваш номер зарегистрирован в базе данных мобильных граждан. Иначе как система узнает, на какой номер вам отправить SMS? Я думаю, номер вашей сестры не зарегистрирован в базе данных. Внести свой номер в систему мобильных граждан можно либо через ЦОН, либо, если у вас есть ЭЦП, через портал "электронного правительства". Кстати, в этом году был запущен сервис по получению справок третьими лицами по согласию услугополучателя через SMS-сообщение. Для чего это сделали? Чтобы вам не нужно было нести, к примеру, в тот же банк справку о наличии или отсутствии недвижимости. Теперь они могут запросить ее самостоятельно. Но опять же, для этого в системе должен быть ваш номер, чтобы вам пришло SMS.

TENGRINEWS:

Возвращаясь к услуге по регистрации ребенка. Сейчас она объединена с оформлением пособия и постановкой на очередь в детсад. Если по первым двум нет вопросов, то с детскими садами по-прежнему в некоторых регионах еще порядок не навели.

Аскар Жумагалиев

Я уже говорил вам про межведомственную комиссию. Так вот, на ней мы пересмотрели бизнес-процесс оказания этой услуги, сделав его полностью прозрачным. Теперь на портале "электронного правительства" родители могут в онлайн-режиме "ловить" свободные места. Принцип такой же, когда вы ищете дешевые билеты на сайте. Вы видите, сколько свободных мест есть в том или ином саду. И там же автоматически отображаются освободившиеся места, если вдруг кто-то выбыл. На процесс "бронирования" места не могут оказать влияние ни чиновники, ни заведующие детскими садами. В этом году такой сервис доступен в 12 регионах, в том числе в Астане и Алматы, где наиболее остро стояла проблема. Помимо удобства для родителей, автоматизация позволила выявить в Павлодарской области 2000 вакантных мест в детских садах, что сравнимо со строительством четырех новых садов. До начала следующего учебного года эта услуга будет запущена по всему Казахстану.

TENGRINEWS:

Этой осенью у владельцев квартир появилась возможность посмотреть через портал "электронного правительства", кто у них прописан. В результате некоторые люди обнаружили у себя незнакомцев. Правда, не все смогли их сразу выписать. Одной алматинке, у которой якобы уже 14 лет "жил" гражданин Бон, удалось это сделать только после того, как вы отреагировали на ее пост в Фэйсбуке. А что делать остальным, которые тоже столкнулись с такой же проблемой? У некоторых оказались прописанными 10-15 человек.

Аскар Жумагалиев

Да, действительно, цифровизация государственных услуг позволила выявить "резиновые" квартиры. Благодаря новому сервису люди стали обнаруживать прописанных у себя незнакомцев. По статусу на сегодня могу сказать, что МВД проработало этот вопрос и при обращении в ЦОН, если вы собственник и у вас есть удостоверение личности, из вашей квартиры выпишут всех, кого вы пожелаете. Параллельно на днях МВД запустило сервис на портале egov, с помощью которого собственник жилья может онлайн выписать не проживающих в его квартире жильцов. Конечно, не все знают о том, что есть такая услуга, которая позволяет проверить количество прописанных жильцов, не все прочтут это интервью, поэтому Министерство внутренних дел предусмотрело механизмы уведомления населения о количестве прописанных в квартире человек: через квитанции ЕРЦ, через нотариусов при оформлении сделки купли-продажи и другие.

TENGRINEWS:

Еще одна обсуждаемая проблема связана с оплатой штрафов, когда водитель уже давно оплатил штраф, а он у него числится как неоплаченный. Почему так происходит, какая-то несогласованность систем?

Аскар Жумагалиев

У этой проблемы давняя история, то есть она возникла не сегодня и даже не вчера. Множество разных баз данных по штрафам, ошибок при заполнении протоколов, их позднее внесение в систему, отсутствие интеграции с банками - все это привело к ситуации, о которой вы говорите. Из-за процесса автоматизации, хотя здесь я бы сказал благодаря процессу автоматизации, все эти проблемы обнажились. К примеру, вы могли оплатить штраф через банк, но из-за того, что кассир не указал номер адмпротокола, система его не видела. И такие штрафы снимались после того, как граждане приносили квитанции дорожным полицейским. Хотя это неправильно. Ответственность гражданина должна заканчиваться на оплате - никто никуда ничего не должен приносить.

На протяжении года мы регулярно собирались по этим вопросам с МВД и прокуратурой. В итоге все базы по штрафам объединили в одну, Нацбанк обязал банки указывать номер протокола при оплате штрафа, а с начала года МВД обязывает всех дорожных полицейских выписывать только электронные протоколы, которые будут сразу же направляться в систему. Эти меры должны упорядочить процесс по штрафам. Что касается старых штрафов, то Министерство внутренних дел сейчас проводит по ним работу, сверяя данные в разных базах, снимая оплаченные штрафы. Правительство держит эту работу на контроле.

 

TENGRINEWS:

Вот мы говорим о цифровом Казахстане, а я до сих пор не могу онлайн посмотреть, какой налог мне нужно будет уплатить в этом году. Вернее, могу, но когда я уже должник. Почему нельзя узнать эту информацию заранее?

Аскар Жумагалиев

Да, вы правы, такой возможности действительно раньше не было. Но буквально на днях Министерство финансов на портале egov запустило сервис, с помощью которого можно проверить не только уже сложившуюся задолженность, но и предстоящие платежи. Данный сервис пока доступен в пилотном режиме для жителей Северо-Казахстанской и Павлодарской областей, но в первом квартале следующего года он будет доступен уже по всей стране. Более того, в следующем году планируется запустить функционал по отправке уведомлений, которые будут приходить в виде SMS или на электронную почту.

Хочу также отметить, что, помимо этого, Министерство финансов сейчас работает над упрощением самого процесса уплаты налога. Например, много жалоб от граждан было связано с неверным кодом налогового органа, который указывали налогоплательщики при уплате. В результате налог вроде бы уплачен, но человек продолжает числиться должником, потому что деньги ушли не туда. Сейчас Минфин ведет работу по переходу на единые реквизиты, то есть физлицам и юрлицам не нужно будет вводить КБК, КНП, БИН. Для этого, конечно, еще многое предстоит сделать, в том числе в части изменения законодательства.

TENGRINEWS:

Вы сказали, что физлицам будут приходить уведомления по SMS и на электронную почту. Хорошо было бы, чтобы уведомления, которые приходят в кабинет налогоплательщика, могли также отправляться на электронный адрес. Почту человек каждый день проверяет, а в кабинет некоторые вообще раз в полгода заходят, когда отчеты отправляют.

Аскар Жумагалиев

Уже в следующем году такая возможность появится, обещает Министерство финансов. По опыту Эстонии будут два канала получения уведомлений - электронная почта и SMS. Можно будет самостоятельно указать адрес электронной почты, на которую будет дублироваться корреспонденция из личного кабинета налогоплательщика.

TENGRINEWS:

Сегодня уже много услуг можно получить онлайн, не обращаясь в ЦОН. Но, к сожалению, у нас не все население имеет возможность пользоваться Интернетом. Как это решается?

Аскар Жумагалиев

Доступ к Интернету сегодня имеет 73 процента населения. Конечно, государство намерено довести качественную услугу до самых отдаленных сел, несмотря на протяженность нашей территории. Поэтому инфраструктуре выделено в госпрограмме отдельное направление. Этот год был очень важный с точки зрения развития этого направления. Глава государства дал старт двум значимым проектам. В течение ближайших трех лет за счет строительства волоконно-оптических линий связи доступ к скоростному Интернету получат 1249 сел, плюс еще более 3100 сел будут обеспечены широкополосным доступом в Интернет через 4G и другие технологии.

 

TENGRINEWS:

Бывает, кстати, что и в городах люди жалуются, что нет хорошего 4G.

Аскар Жумагалиев

У нас есть профильное Министерство информации и коммуникаций, которое проводит регулярный мониторинг качества предоставления услуг сотовой связи. Есть утвержденные нормы, которым эти услуги должны соответствовать. Если в результате этого мониторинга обнаруживаются проблемы, то операторам направляются рекомендации их исправить. Помимо этого, вы можете сами написать жалобу в Комитет связи, который на ее основе инициирует проверку.

TENGRINEWS:

Думаете, что после этого что-то изменится?

Аскар Жумагалиев

Если выяснится, что оператор оказывает услуги, которые действительно не соответствуют утвержденным нормам, то он получит предписание и будет оштрафован. В этом году были, кстати, первые прецеденты, когда операторов оштрафовали за некачественно оказываемые услуги.


Рабочая библиотека Аскара Жумагалиева

TENGRINEWS:

Аскар Куанышевич, в последнее время много говорится о реализации проектов "Умный город" во всех регионах. Что имеется в виду под этим понятием?

Аскар Жумагалиев

В основе идеи "умных городов" лежит простая задача - улучшить качество жизни жителей. Поэтому концепцией охвачены все сферы - здравоохранение, образование, безопасность, транспорт и ЖКХ. Электронное билетирование в общественном транспорте, переход поликлиник на безбумажный формат, онлайн-очередь в детсад, о чем я уже говорил, видеонаблюдение на дорогах, установка общедомовых приборов учета тепла - все это "умный город". То, к чему мы идем.

TENGRINEWS:

Писали, кстати, что общедомовые приборы учета тепла, которые сейчас устанавливаются, значительно уменьшают счета за отопление. Это правда?

Аскар Жумагалиев

Да, сейчас в каждом регионе по пилотному проекту устанавливаются такие счетчики. Пилот действительно показывает хорошие результаты. В домах, где устанавливаются общедомовые электронные приборы учета тепла, счет за отопление снижается в среднем на 36 процентов. Там много разных факторов влияет на эту цифру. Мне недавно предоставляли информацию о том, что после установки таких счетчиков в одном из домов Актобе экономия составила 86 процентов. То есть, если раньше жители этого дома платили 3547 тенге за отопление, то сейчас - 466 тенге. Произошло это за счет того, что оплата происходит по объему фактического потребления тепла, который фиксирует прибор.

TENGRINEWS:

А правда ли, что некоторые акиматы закупают такие счетчики по каким-то баснословным ценам?

Аскар Жумагалиев

Акиматы самостоятельно закупают товары и услуги, в том числе по цифровизации. На очередном совещании, которое я проводил с регионами, отечественные компании озвучивали критику, что закупаются схожие системы в сфере ЖКХ с большой разницей по стоимости. Учитывая эти моменты, со следующего года Министерство информации и коммуникаций будет мониторить эти процессы. Могу сказать, что конкретно по сферам ЖКХ, общественной безопасности, здравоохранения, образования, совместно с курирующими эти сферы министерствами они уже разработали минимальные требования к системам и оборудованию, а также рекомендуемый диапазон стоимости. Но если вдруг возникнут какие-либо нарушения, то для этого есть компетентные органы, которые обязательно это выявят и примут меры.

 

TENGRINEWS:

Вы сказали, что IT-компании высказали критику на совещании с регионами. Они участвуют в ваших совещаниях?

Аскар Жумагалиев

Да, они могут принимать участие во всех совещаниях, которые я провожу с госорганами, чтобы быть в курсе того, что делается, давать предложения и так далее. И в целом участию отечественных ИТ-компаний в проектах "Цифрового Казахстана" уделяется особое внимание, поскольку развитие казахстанского ИТ-рынка - одна из ключевых задач программы. К примеру, мы организовали роуд-туры в Кыргызстан и Узбекистан. И увидели высокий интерес к отечественным продуктам со стороны наших соседей. Я тоже считаю, что у нас достаточно компаний, которые могут предложить решения не хуже иностранных. И сейчас то самое время, когда мы их должны поддержать.

TENGRINEWS:

Раздать каждому по проекту?

Аскар Жумагалиев

Конкуренцию никто не отменял. На всех встречах я отмечаю, что главный критерий отбора - это качество. Никто не говорит, что государство обязано обеспечить проектами все ИТ-компании только потому, что они отечественные. В первую очередь, мы обеспечиваем доступ к информации, чтобы компании могли делать продукты под потребности рынка. Для этого в течение года было проведено более 20 дней цифровизации, на которых госорганы рассказывали о реализуемых и плановых проектах, где могут участвовать отечественные компании. Кстати, за это время 16 центральных государственных органов, 17 акиматов и 11 национальных компаний представили более 100 проектов, в которых могут участвовать ИТ-компании. Помимо этого, в этом году проводились выставки отечественных ІТ-решений, ведется активная работа по подготовке правового поля по новым цифровым технологиям. И в целом могу сказать, что сам Глава государства уделяет большое внимание развитию отечественной ИТ-отрасли. По его поручению был открыт "Астана Хаб", где предусмотрены налоговые льготы и упрощенный налоговый и визовый режимы. Все эти меры уже дают свой результат.

Сегодня уже порядка 1000 компаний задействованы в реализации проектов "Цифрового Казахстана". Только в электронной коммерции работают 300 предпринимателей, а у нас еще есть промышленность, сельское хозяйство, ЖКХ, строительство, транспорт, социальная сфера. Цифровизация ведь охватывает все отрасли, и везде участвуют казахстанские компании. Приоритет всегда отдается отечественным предпринимателям. Но если говорить о разработчиках софтов, то их у нас порядка 40, которые участвуют в реализации проектов "Цифрового Казахстана".

TENGRINEWS:

Аскар Куанышевич, какие задачи стоят на 2019 год?

Аскар Жумагалиев

Недавно Глава государства сказал, что "Цифровой Казахстан" - это шаг вперед, это сокращение расходов, повышение производительности труда, высокое качество продукции". Вот над этим мы и будем работать - продолжать, завершать проекты, которые были начаты, запускать новые. Задач множество. Это и дальнейшая автоматизация госуслуг, и внедрение технологий во все сферы экономики для повышения производительности труда, большие данные и многое другое. Я могу долго об этом рассказывать.

Учитывая, что мы с вами много говорили об услугах, скажу, что следующий год будет годом мобильного правительства. Сейчас у многих смартфоны, поэтому мы хотим завести на них максимальное количество электронных услуг. Электронную подпись можно будет записать на сим-карту и три года о ней даже не вспоминать, получая все услуги с телефона.

 

 

TENGRINEWS:

Аскар Куанышевич, спасибо вам за интервью.

Аскар Жумагалиев
Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 502.8  course up  547.58  course up  5.95  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer
yadro