1. Главная
  2. Узнай
  3. Культура

Мурат Ауэзов: Абай стал спасителем казахского народа10 августа 2020, 19:37

В день 175-летия великого Абая в Казахстане все так же говорят об актуальности и универсальности идей, которые звучали в произведениях поэта, писателя и просветителя. Председатель редакционной коллегии культурологического альманаха "Рух-Мирас", президент Фонда Мухтара Ауэзова и исследователь творчества Абая Мурат Ауэзов отмечает, что в этом контексте поэта можно сравнивать с мыслителями эпохи Ренессанса, чьи идеи также не склонны устаревать.

"Зная произведения Абая, его жизнь, можно совершенно уверенно говорить, что он стоит на своем высоком пьедестале по праву. Это абсолютно убедительная личность. Надо просто побольше знать об Абае, чтобы горделиво и со спокойной совестью говорить: да, наш народ родил такую личность огромного исторического масштаба. Абай актуален и современен, потому что действительно стал спасителем казахского народа. Традиции тысячелетнего кочевья, которое в ХХ веке стало архаичным, нужно было сохранить, чтобы сам народ не ушел в небытие. Нужно было модернизировать его. О том, что наступают скорбные времена, начали говорить уже ближайшие предшественники Абая, поэты-апокалиптики течения "Зар заман", или лихолетья. Их настроения передавались народу, и требовалось его мобилизовать, перестроить, модернизировать его сознание. Абай искал пути к этой модернизации, и он и нашел. Первый и главный из них – это путь большого знания", - говорит Мурат Ауэзов.

Он уверен, что Абай изначально находился в благоприятных обстоятельствах, имея возможность коммуницировать как с мыслителями из царской России, сосланными по городам, раскиданным вдоль Иртыша, так и с мусульманскими суфиями, которые несли в казахскую степь знания эпохи мусульманского Возрождения.

"Абая нельзя вырывать из контекста среды, в которой он вырос. Он провел титаническую работу, для которой неслучайно оказался одарен выдающимися способностями: в юности писал стихи на фарси, прекрасно знал арабский язык, читал труды античных авторов – в том числе и на русском языке, которым в свое время овладел. И все это для того, чтобы решить проблемы своего народа в XIX, прощальном для кочевой цивилизации веке, для которой больше не было пути вперед. Народа с богатейшим языком и культурой, которые Абай мечтал сохранить. Задачи, которые стояли перед ним, сегодня встречаются сплошь и рядом: его окружала стремительно меняющаяся действительность, которой необходимо соответствовать, сохранив свою уникальность", - продолжает Мурат Ауэзов.

С другой стороны, исследователь отмечает строгость Абая по отношению к своему собственному народу – в его мыслях часто встречается национальная самокритика, смешанная с огромной любовью, которая в литературе встречается очень и очень редко.

"Абай находил для своего народа и самые горькие слова, готовя его к грядущим преодолениям и тяжким испытаниям. У многих великих встречается эта честная мысль – "свой – неправ". Для этого нужно было огромное мужество и огромный талант убедительно об этом говорить. Абай – прекрасный поэт, великолепный оратор, это настоящий человек ренессансного типа, целеустремленный, эффективный в своей работе. На его призывы, что народу нужно знание, отзывалась целая степь, даже люди среднего достатка начали отдавать своих детей в школы, которые тогда начали появляться, а самые талантливые уезжали учиться дальше – в Москву и Санкт-Петербург. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что к концу XIX века прослойка просвещенных людей, из которых позже родится партия "Алаш", образовалась благодаря Абаю", - поясняет Мурат Ауэзов.

Елдос Токтарбай, писатель, литературовед и абаевед, автор монографий "Абайтану әліппесі", "Абай және Алаш", "История стихотворений Абая", уверен, что проблемы текстологии произведений Абая содержат в себе ряд задач, которые только предстоит решить.

"Для нас, казахов, Абай – великий поэт, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и ее первый классик, реформатор культуры в духе сближения с европейской культурой на основе просвещенного ислама. Абай боролся за свободу и независимость своего народа", - говорит Елдос Токтарбай.

Писатель считает, что идеи Абая в XX веке перевоплотились во всеказахскую идею "Алаш Орды", где и были подняты первые вопросы абаеведения.

"Именно алашордынцы открыли многосторонность Абая. К сожалению, в советский период мы исследовали Абая в рамках цензуры, так как в его творчестве поднимались вопросы религии, культуры и духовности. Абай – великий сын казахского народа, истинный степняк, который, сидя в юрте, читал великих мировых поэтов и писателей, открывая последующим поколениям дверь в Европу. Поэтому Абай для нас большое созвездие, которое нужно изучать", - отмечает Токтарбай.

Доцент, кандидат филологических наук ТарГПУ абаевед Рахат Саламатова утверждает, что тот факт, что 10 августа стало днем Абая в Казахстане, отражает стремительное развитие нашей страны на пути духовного обновления.

"Статья Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева подняла новые идеи, связанные с современными социальными тенденциями и инновациями. Были раскрыты и проанализированы глубокие тайны, просветительское и идеологическое содержание творческого наследия Абая. Абай – идеолог, нацеленный не только на казахский народ, но и на духовное развитие всего человечества. Он неустанно искал новые идеи для достижения этой великой цели. Представление Абая о целостном человеке – это модель со своим системным научным характером "Толық адам", созданная для просвещения и светлого будущего всего общества. С днем Абая, друзья! Желаю каждому казахстанцу счастья и становления на уровне "Толық адам", - заключает Рахат Саламатова.