КРУШЕНИЕ САМОЛЕТА БЛИЗ АКТАУ: ХРОНИКА АВИАКАТАСТРОФЫ
22 марта 2021 | 11:45

Наурыз или Ұлыстың ұлы күні? Мнение эксперта

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов

Согласно различным историческим летописям, Наурыз - один из самых древних праздников на Земле. Другое название праздника в нашей стране - Ұлыстың Ұлы күні - Великий день для всего народа. Этномузыковед, доктор искусствоведения и профессор Казахской национальной академии искусств имени Жургенова Гульзада Омарова поделилась с Tengrinews.kz своим мнением о том, какое название верное и как отмечали праздник издревле.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Согласно различным историческим летописям, Наурыз - один из самых древних праздников на Земле. Другое название праздника в нашей стране - Ұлыстың Ұлы күні - Великий день для всего народа. Этномузыковед, доктор искусствоведения и профессор Казахской национальной академии искусств имени Жургенова Гульзада Омарова поделилась с Tengrinews.kz своим мнением о том, какое название верное и как отмечали праздник издревле.

Как говорит эксперт, согласно Шакариму Кудайбердиеву, название "Наурыз" пришло в кочевую среду из приграничных земледельческих оазисов, тогда как в кочевой тюркской среде первый день нового года назывался "Ұлыс": "Ескі қазақта (ескі түрікте) Жаңа жыл күннің аты – Ұлыс".

Но правильно ли связывать Ұлыс как начало нового года у казахов и кочевых народов Центральной Азии именно с днем весеннего равноденствия, то есть 21-22 марта?

"В целом, как следует из контекста празднования Наурыза, он отмечался как начало пробуждения природы, ее обновления. То есть этот праздник был связан с культом плодородия и культом Солнца и был актуален не только для земледельческих культур, но и скотоводческих. Отсюда главное приветствие в этот день у казахов: "Мал-жан аман ба?", то есть "Жив ли скот и люди?", - делится Гульзада Омарова. - Интересно, что в этом приветствии благополучие скота стоит на первом месте, потому как если все нормально со скотом, то и у людей все должно быть хорошо. Родственники, встречаясь после зимы, поздравляли и угощали друг друга Наурыз коже, которое варилось на бульоне из оставшегося от зимнего запаса мяса. Наурыз бата, наурыз өлең воспринимались как благопожелания хозяевам и друг другу, желали здоровья, благополучия, счастья, богатого приплода скота".

Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов

Спикер рассказала и о культе Солнца у казахов. По ее словам, об этом свидетельствуют мифологические представления о Қызыр ата (Қыдыр ата), который, по представлениям народа, приходит на землю в ночь на день весеннего равноденствия. Накануне, проводя в домах обряд очищения огнем и выбрасывая старье, избавляясь от всего плохого, люди ночью бодрствовали, стараясь не пропустить восход нового солнца, нового дня и поприветствовать его.

"Все это свидетельствует о том, что наряду с 12-летним животным (солнечно-юпитерным) циклическим календарем мүшел, по которому жили кочевники-казахи, большую роль играл в их хозяйственной жизни и годовой (собственно солнечный) календарь, по которому они определяли смену времен года и его начало, знаменующее новый год", - поделилась эксперт.

Гульзада Омарова подчеркнула, что празднование нового года у разных народов мира было часто связано именно с движением Солнца.

"Это нашло отражение в их календарях, ориентированных на зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. По годовому солнечному (иногда лунному или лунно-солнечному) календарю велись производственные и хозяйственные работы, подчиненные, таким образом, космическим циклам времени и их ритмам. Так, например, у славянских народов, в том числе и у русских, новый год был приурочен к зимнему солнцестоянию (21-22 декабря), после которого начинался "поворот солнца на лето". То есть дни становились длиннее, а ночи короче. И с этого дня крестьяне готовились к земледельческим весенним работам, посеву урожая – заготовке семян, рыхлению почвы, подготовке рабочего инвентаря и так далее", - делится она.


Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов

Но как и по каким признакам народ знал, что Наурыз, а вернее, Ұлыс наступает?

В прошлом в традиционных культурах именно астрономические наблюдения и знания, связанные с движением звезд и небесных объектов, позволяли точно вычислять не только смену годовых сезонов, но и месяцев, суток и даже часов.

По данным Асии Мухамбетовой, исследовавшей тенгрианский календарь кочевников-казахов мүшел, счет времени по времени суток в этом календаре – это малый цикл времени, по месяцам – это средний цикл (12 месяцев), а по годам – большой цикл. Наиболее важное значение в жизни кочевника имел именно большой цикл, образующий период в 12 лет мүшел (путь Юпитера вокруг Солнца), он и составил оптимальную временную координату не только производственного, но и жизненного цикла у кочевников.

Другой казахстанский ученый Ахмет Токтабай в своей статье "Наурыз", исследуя феномен времени наступления "Ұлыс" у казахов, говорит о том, что наступление весны и весеннего равноденствия связано с движением созвездия Плеяд (Үркер). По его словам, это созвездие в центральных регионах Казахстана можно увидеть на западном горизонте в момент солнечного заката. Когда Уркер располагается точно так же на восточном горизонте, это знаменует наступление холодов (осени), с наступлением зимы его можно увидеть в центре небосвода, а в самые жаркие дни лета этого созвездия не видно совсем.

Также ученый, опираясь на труды Абубакира Диваева, Ахмета Байтурсынова, Миржакипа Дулатова, указывает на относительную дату наступления весны в разных регионах.


Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов

Так, примерное наступление весны на юге – это период с 19 февраля по 20 марта, и связывается он с таким явлением, как "ұт": лучи солнца начинают проникать в дверной проем юрты. В более северных же широтах бесповоротное наступление весны определяют, как уже указывалось выше, по Плеядам (Уркер) и их слиянию с Луной именно в момент появления серпа нового месяца, то есть в новолуние. Таким образом, в разных регионах Казахстана дата Нового года, или Ұлыс, разная и неабсолютная.

Соответственно, на юге или юго-востоке встреча родных (Көрісу), которые зиму переживали в своих аулах и не виделись в течение всей зимы, происходила гораздо раньше, чем в центральных или западных регионах с более суровым климатом.

"И если сейчас в Казахстане Көрісу накануне Наурыза отмечается 14-15 марта (как в западных регионах), то для южных регионов это уже немного запоздалый акт, так как я хорошо помню, например, что в моем детстве (в Алматинской области) Наурыз көже варили уже в первой декаде марта.

Конечно, в современной жизни в праздновании казахского Наурыза – Ұлыстың ұлы күні мы берем за основу универсальную календарную дату весеннего равноденствия и отмечаем этот праздник в единстве со всеми восточными народами. Но вместе с тем необходимо передавать будущим поколениям и ценные народные знания, и исконные культурные традиции", - считает Гульзада Омарова.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 521.98  course up  542.28  course up  5.16  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer