В следующем году селу Петерфельд, которое находится в Северо-Казахстанской области, исполнится 110 лет. Деревню эту в 1908 году основали приезжие немцы. Землевладелец Петр Рыбалов, у которого немцы собирались приобрести участки, поставил условие, чтобы поселок назвали в его честь. Так и сделали. Петерфельд в переводе с немецкого означает "петрово поле". До середины 30-х годов прошлого века это село было абсолютно немецким. То есть говорили в нем исключительно на немецком языке. Впрочем, с тех пор многое изменилось. Репортаж Рената Ташкинбаева и Турара Казангапова.
В будний день на улицах Петерфельда практически нет людей.
Подавляющая часть местных в светлое время суток находится в Петропавловске. "Ранним утром люди уезжают в город, а вся жизнь здесь начинается только вечером", - говорят петерфельдцы.
Улица Молодежная. Но, как уверяют сами жители, для молодежи, помимо учебы в школе, в этом поселке занятий-то никаких и нет. Когда-то был клуб, но его давно уже здесь нет.
Местная школа для Петерфельда - это не только образовательный центр, но и культурный, здесь проходят все мероприятия и отмечаются все праздники.
"Был клуб, но его развалили. Столовая была хорошая - тоже развалили. Садик двухэтажный. Все поразваливали", - жалуются местные жители. Как пояснили в акимате, клуб и другие объекты на заре независимости Казахстана приобрели частники, которые не были заинтересованы в их поддержании в надлежащем состоянии.
Разрушенные и заброшенные здания в поселке.
Когда-то этот поселок был на 100 процентов немецким. Но в 90-е почти все немцы уехали на историческую родину. Остались лишь единицы.
Найти в этом поселке что-то немецкое - задача не из легких. Но первое, что бросается в глаза, - аккуратные дома, ухоженная территория возле них и чистые улицы.
Впрочем, сами жители ничего примечательного в своем селе не видят. И вообще считают, что в их регионе есть деревни поухоженнее и почище Петерфельда.
"Вообще это село само по себе имело большое будущее. Сюда Назарбаев даже дважды приезжал", - говорит Светлана Викторовна.
"Я сам лично видел Назарбаева, он вот здесь стоял, на этой дороге. В генеральских погонах", - говорит ее супруг Дмитрий Филиппович.
Фамилия Светланы и Дмитрия - Зенченко. Но, как выяснилось, они не приходятся родственниками знаменитому предпринимателю и другу Президента - Геннадию Ивановичу Зенченко. "Мы однофамильцы", - улыбаясь говорит женщина.
"У нас в то время председатель был. Он Президенту здесь, на пустыре, показывал и рассказывал о больших планах, что поставит дом культуры с бассейном..." - говорит мужчина.
Но клуба местные жители не могут дождаться уже 20 лет.
Во дворе семьи Зенченко можно заметить конуру. Вместо настоящей собаки в ней игрушечная. "Была у нас собачка, но зимой начала гулять, так и ушла, не вернулась. Другую не стали брать, к ним же тоже привыкаешь. Вот, посадили в будку (игрушечную - прим. автора)", - делится с нами Дмитрий Филиппович.
"Еще 20 лет назад почти все немцы уехали, осталось только несколько семей, кто действительно принципиально не уехал. А так мы им всегда говорили: "Ну какая тебе там историческая родина, ты здесь родился". Они отвечали: "Мы ради детей". А вот теперь-то живут там уже по 20 лет с лишним и говорят: "Никогда Германия нам родиной не станет", - рассуждает Светлана Викторовна. Она сейчас на пенсии, а раньше работала учителем русского языка и литературы в местной школе.
"Маленькие дети, кто в школе учился, они как-то еще привыкли, а для взрослых - там же совсем другой менталитет, все по-другому, и, самое главное, они не могут понять, чем им там заняться. Вот они пришли домой, особенно пенсионеры, а чем заняться - не знают. Коренные немцы одеваются, красятся, сидят в кафе, друг к дружке ходят, захотели - поехали во Францию, а эти никуда не хотят, они привыкли к другому образу жизни, им надо травку подкосить, еще что-то, а там этого нет. Но там многие свои частные дома построили все равно, хоть это и дорого", - отмечает пенсионерка.
"Вот на той улице живут два Шварца, там Шрайбер, еще дальше семья - наполовину немцы, а так все, по-моему, больше у нас тут и нет немцев", - перечисляет Валентина Федоровна Константинова. Сама она наполовину немка. Но не местная. Больше 23 лет назад приехала из Тараза.
Этот дом они как раз купили у немецкой семьи, которая уезжала в Германию.
Как нам рассказали местные жители, по крайней мере две семьи, уехавшие в ФРГ, через какое-то время вернулись обратно в казахстанский Петерфельд. Беседовать со СМИ эти семьи не захотели, отметив, что как-то уже давали интервью.
А вот, так скажем, коренные немцы легко соглашаются на интервью, только просят не фотографировать. "От немецкого здесь осталось только название", - смеется мужчина. Он прожил здесь всю жизнь, но при этом на жизнь в Петерфельде не жалуется: "Нормально живем, не обижаемся ни на что".
Отвечая на вопрос, почему он решил не уезжать в Германию, говорит так: "Везде хорошо, где нас нет".
Столовая местной школы. Прозвенел звонок, и ученики выстраиваются в очередь за обедом.
"Клуба нет, молодежи вообще отдыхать негде. Вот приезжают к нам с концертами артисты, проводят их в школе. Как-то концерт хороший был, людям понравился, артисты говорят: "В следующий раз приедем, но вы клуб стройте". А кто его теперь построит?" - рассуждают местные жители.
"Работы в селе практически нет, вся молодежь в Петропавловске. Работают только школа, детский садик, животноводство и все, а вся молодежь в городе. Но школа у нас хорошая, знания там хорошие дают, дети в университеты поступают", - говорят в Петерфельде.
Школьницы Петерфельда.
"У нас здесь в основном работа какая? Школа, детский сад, акимат, амбулатория и все. Есть фермер, но местные туда не особо идут работать, в основном в городе все", - говорит завуч по воспитательной работе школы Яков Ганс. Он хоть и немец, но не местный, приехал из другого района. На фото Яков вместе с супругой Анной.
"Здесь немцев вообще мало, уже практически нет коренных, все в Германии живут. Но говорят, раньше поселок лучше был, аккуратней, более чистый, колхоз-миллионер был", - отмечает Яков.
Многие немцы иногда приезжают на родину погостить. "Скучают, плачут, а что они могут увидеть? Дома некрашеные, да заборы разрушенные?" - говорят местные.
"В худшую сторону изменился поселок. Раньше мы приехали - тут чистота и порядок был вообще, сейчас вся деревня бурьяном заросла, никто ничего не хочет сажать", - отмечают они. Впрочем, другие считают, что сейчас в поселок начали приезжать люди, которые, так сказать, осознанно хотят жить в деревне.
"Вот сейчас стали приезжать люди, которые полностью рассчитывают на свои силы, дома стали краситься, заборы стали строиться, убирают сараи, отделывают пластиком дома. В общем сейчас поехали в село люди, которые действительно хотят жить в селе и которые могут вложить деньги в эту жизнь", - замечают петерфельдцы.
В местном магазине, как это принято в селах, продается все сразу - продукты питания, одежда и даже книги.
Каждый час из Петерфельда в Петропавловск выезжает автобус.
Отъезд точно по расписанию. Салон маршрутки постепенно наполняется пассажирами.
Среди них Яков Емельянович Гертнер. Мужчина хоть и родился в другом месте, но в Петерфельде живет с детства. "Поселок чистый, не совсем, правда, такой, какой он был когда-то, но сравнительно чистый и ухоженный, стараются смотреть", - говорит пенсионер.
"Мы пахали как лошади, а теперь прозябаем. Пахал, пахал, 45 лет стажа, минималку заработал (минимальную пенсию - прим. автора) и все, сейчас доживаем со старухой вдвоем", - отмечает он.
У Якова Емельяновича серьга в ухе. Он рассказал, что решил надеть кольцо после очередной поездки в Германию. Он там был в гостях и у видел у некоторых стариков кольцо в ухе. Позже поспорил с внуком и решил себе тоже надеть серьгу.
Пенсионер категорически не согласен с утверждением, что единственное немецкое, что осталось от поселка, это название. "Не все разъехались, и не только название осталось, много чего осталось - дома, погост остался (кладбище - прим. автора), родственники там лежат, за ними тоже ухаживать надо, не возьмешь же все с собой", - говорит он.
Сам Яков Гертнер в Германию не стремится. "А шо там делать? Нас и здесь неплохо кормят", - говорит он.
Кстати, когда-то Петерфельд был чисто немецким селом, то есть, помимо немецкого, на других языках там не говорили. Но в середине 30-х годов прошлого века сюда приехала первая семья казахов. И этого хватило, чтобы немецкие дети начали говорить по-казахски, а казахские - по-немецки.
"Вы лучше моего Гошу сфотографируйте. Он вам потанцует даже", - говорит бывший работник почты Валентина Федоровна, указывая на собачку.
Гоша, слушаясь хозяйку, начинает танцевать.
"Была баня, из этой бани сделали кафе. Хорошо, знаете, бывает и похороны там делают, и другие мероприятия. А так ничего нет", - говорит женщина.
На 80-летие заселения первых казахов в Петерфельд петропавловское телевидение показало сюжет, в котором хранительница музея петерфельдской школы рассказывала об истории села. "А когда-то у нас здесь выступал Вольф Мессинг даже. Кто это такой, я надеюсь, все знают..." - с гордостью говорила женщина.
Местные жители настоятельно советовали нам поговорить с этой женщиной, потому что "она знает все про Петерфельд". Но, к сожалению, пенсионерка поехала провожать в Германию очередную семью немцев, которые приезжали в Казахстан, чтобы посмотреть "родные места".
Текст Ренат Ташкинбаев. Фото Турар Казангапов.
По московскому времени. Некоторые особенности казахстанского города Петропавловск
Северо-Казахстанская депрессия. Как живут наши села на границе с Россией