Чтобы попасть в этот поселок, нужно преодолеть три железнодорожных переезда. Но это не деревня, а черта города. Называется эта местность "поселок Автоматика" и относится к району "Сарыарка". На вопрос, считают ли местные себя жителями столицы, они отвечают категорично - да. Добраться до центральных районов Астаны из Автоматики действительно несложно - сюда ходит автобус, причем очень часто. Но все же район этот отличается от остального города, и, когда оказываешься здесь, создается впечатление, будто расположен он на острове. Репортаж Турара Казангапова и Рената Ташкинбаева.
Почему этот поселок называется "Автоматика"? На этот вопрос те, кто живет здесь лет 20, сразу ответить затрудняются.
Хорошенько подумав, они указывают на нефтебазу, мол, раньше называлось так предприятие, рядом с которым и образовался поселок.
Но люди, которые приехали сюда еще в советское время, знают больше. Они рассказывают, что это был не просто поселок возле нефтебазы, а в свое время элитный район, к тому же засекреченный.
Это сейчас все дома здесь аварийные и ветхие, а когда-то здесь было все на высшем уровне.
"Тогда у нас знаете какое снабжение было - у нас всегда колбаса была, я весь город колбасой снабжала. Мы были секретным местом, даже нельзя было говорить, мы подписывали бумагу, потому что относились к предприятию "Автоматика", где хранился авиационный бензин", - рассказывает местная жительница, которая просила не называть ее имя и не фотографировать ее.
По всей видимости, она до сих пор боится разглашать информацию.
Другая наша собеседница вспоминает, что когда-то это были образцовые дома, дворы и подъезды сверкали от чистоты. Сейчас, конечно, все иначе.
Мусор в подъездах - это мелочи, люди жалуются на отсутствие канализации в домах - это чувствуется сразу, как переступаешь порог дома.
Бутылки из-под спиртного в подъездах не редкость. Пьют в поселке, еще как пьют.
"Мы пытались одно время открывать и магазин, и кафе, но у нас народ такой - им бы лишь бы выпить, да между собой передраться. Поэтому мы месяц или два от силы продержали кафе и закрыли", - рассказывает продавщица единственного магазина в Автоматике. Название у магазина такое же, как и у поселка.
Казалось бы, этот магазин должен процветать, ведь у него здесь нет конкурентов. Но ассортимент здесь очень скудный.
Сюда местные жители ходят за самым необходимым, а закупаться предпочитают в супермаркетах в городе. "Благо, что эта колбаса лежит, а то вообще вы приехали бы и было пусто. В основном идут товары первой необходимости - хлеб, молоко, сигареты", - говорит продавщица.
В самом поселке тишина. Может показаться, что это такое посленовогоднее спокойствие. Но на самом деле здесь всегда так. Именно за то, что здесь нет суеты, этот район и нравится местным жителям.
"Нам здесь хорошо, дети гуляют и мы не переживаем, что ребенок потеряется или что-то произойдет. Причем дети одни гуляют с двух лет. Выйдешь, посмотришь, ага, они тут гуляют. А в город переедешь, там уже по-другому будет, а тут все на виду", - рассказывает пенсионерка Клавдия Яковлевна Овчаренко.
Она живет с внуками в одной из ветхих двухэтажек 1968 года постройки, в которых нет отопления, квартиры согревают углем.
Клавдия Яковлевна говорит, что если бы не любовь некоторых местных к выпивке, возможно, нормальное отопление, которое обеспечивала нефтебаза, сохранилось бы и до сегодняшнего дня.
"Отопления у нас не стало в новогоднюю ночь с 1995 на 1996 год, все было заморожено, пьяные там были", - говорит женщина.
"Не было бы такого пьянства и следило бы начальство на Новый год, они бы до сих пор, может быть, нас и отапливали", - отмечает она.
Судя по елке в зале, Новый год здесь любят, но так уж получилось, что именно перед этим праздником шесть лет назад в этой семье произошла трагедия.
"Это случилось 29 декабря в 2010 году. Угорели три человека: моя дочь, внук старший и правнук, ему было 1,5 годика. Жена внука после случившегося уехала в Караганду, она на тот момент была беременна, сейчас ее ребенку уже шесть лет", - говорит пенсионерка. На фото Клавдия Яковлевна с внучками Юлей и Викой.
Трагедия эта произошла в доме напротив. В этой аварийной пятиэтажке такие случаи не редкость. В октябре прошлого года в этом доме от угарного газа погибли сразу три ребенка.
Убитые горем родители повезли хоронить своих детей на родину, в Туркестан. И с тех пор назад не возвращались.
"Да потому что в пятиэтажке половина людей сидят на электричестве (используют обогреватели - прим. автора). Вот дети, которые угорели, они на пол поставили плитку, коротнуло что-то и под кровать пошло, а дети спали, вот и угорели среди белого дня все трое", - говорит со знанием дела внучка Клавдии Яковлевны Юлия.
Девушка говорит, что, по большому счету, ее в Автоматике все устраивает. На вопрос, хотела бы она переехать в город, отвечает - и да, и нет, признается - привыкла к тишине и спокойствию.
Тем временем взрослые жители Автоматики запасаются углем и в то же время испытывают определенную тревогу. Аварийный дом, в котором одновременно люди используют печное отопление, электрообогреватели и газовые баллоны, они называют опасным объектом. "Как на взрывчатке сидим", - говорят они.
Между тем, по информации акимата города, жильцов 1-го, 2-го, 3-го, 4-го (в этом живет Клавдия Яковлевна с внуками) и 5-го домов поселка Автоматика планируется переселить в феврале-марте уже этого года.
Что касается роковой пятиэтажки по адресу: Автоматика 6, то снос ее запланирован на 2018-2020 годы.
Жители поселка Автоматика
На переселение местные жители как бы готовы, но у них есть вопросы на счет равнозначности предоставляемого жилья.
Говорят, предоставлять им будут квартиры по количеству квадратных метров, и некоторые из них переживают, что вместо двухкомнатной им достанется однокомнатная квартира.
Уже когда мы покидали поселок, местный житель посчитал нужным уточнить кое-что.
"Сначала этот поселок назывался "Автоматика", потом "микрорайон 13", а потом - "проезд 41", - сказал мужчина.
Конечно, с бандитским 13-м районом из популярного французского фильма эту местность сравнивать не стоит. Но похоже, эта цифра для поселка Автоматика действительно не очень счастливая. Трагедия, произошедшая осенью 2016-го, когда угорели трое детей, случилась в квартире № 13. Фото Турар Казангапов©