На первый взгляд кажется, что двухэтажный дом, мягко говоря, велик для того, чтобы там жили только кошечки и собачки. Кто-то может сказать, что для животных было бы достаточно и одной комнаты.
Мы тоже сначала так подумали, пока не начали считать всех, кто здесь живет.
Итак, первая комната. Сразу бросаются в глаза домашние условия, в которых живут постояльцы. На фото смотритель приюта Елена.
Кажется, что кошки здесь чувствуют себя полноправными хозяевами, ну или по крайней мере личностями, во всяком случае к ним здесь так относятся.
Смотрители приюта общаются с ними, как с людьми, знают привычки и повадки каждого.
А это уже другая комната. На вопрос, почему кошки содержатся раздельно, смотритель Елена объяснила, что некоторые питомцы с характером, особо на руки к людям не идут и кидаются на других кошек, поэтому их решили разделить.
Внезапный визит журналистов кошек оживил, особенно их заинтересовала камера нашего фотографа.
Самая большая комната дома тоже принадлежит кошачьим.
Правда, сначала помещение нам показалось абсолютно пустым и кошек там было не видно.
Оказалось, что у питомцев по графику был тихий час и все животные мирно спали в клетках.
Услышав разговоры людей, кошки начали просыпаться и требовать к себе внимания. "Все ласки хотят, со всеми поговорить нужно", - объясняет смотритель и начинает беседовать с кошачьими. Они отвечают ей взаимностью.
Комната тут же наполнилась мяуканьем.
"Ох ты, когти!" - вскрикнул наш фотограф. Он не заметил, как в его ногу вцепился любопытный кот.
На первый взгляд ничего особенного - все кошки как кошки. Но у каждого животного, принесенного сюда, помимо своего характера, есть и история.
Часто очень печальная. Одному коту сломали хвост, другому ампутировали ноги, есть также частично парализованная кошка.
"Эта девочка - Сима (слева), она задние лапы потеряла. Она такая добрая, ласкается ко всем", - говорит Елена. Мы смотрим на Симу и видим, как она безрезультатно пытается остатками задних лап почесать за ухом.
Как рассказывает владелица приюта Бактыгуль Жумабекова, увечья кошкам почему-то в основном причиняют люди.
"У нас много таких, которым люди челюсть сломали. Часто бывает, люди ударят кошку или пнут неосознанно, а у животного позвоночник ломается", - с болью в сердце говорит Бактыгуль.
"Есть у нас кот Пират, год в клетке сидел, мы его летом решили выпустить, а на второй день он пришел, челюсть сломанная висит, сейчас у него там спица, вылечили", - продолжает женщина.
"А этот котенок, который на вас, он тоже пострадал от людей, у него было тоже что-то с челюстью. Может быть, кто-то нечаянно пнул", - продолжает хозяйка приюта.
"Некоторые люди почему-то не осознают и даже не задумываются, что животным тоже может быть больно. Вот иногда приносят сюда кошек или собак, я говорю, им в больницу надо. А люди недоумевают: но это же кошка, разве ее надо лечить? Я считаю, что народу надо разъяснять как-то, что это живые существа, что Бог их создал не для того, чтобы они вот так мучились. Ведь тем самым Он нас, людей, проверяет, насколько мы разумные", - делится с нами своими мыслями Жумабекова.
"У меня есть соседи, так вот, стоит нашей кошке в их огород забраться, они тут же службу отлова вызывают. Я говорю, вы понимаете, что их там убьют? Простите, что она выскочила к вашим помидорам. А они говорят: для чего тогда служба отлова, если их не убивать. Но есть и такие соседи, которые, наоборот, говорят, благодаря нашему приюту они поняли, что это живые существа. То есть нужно любовь к животным на своем примере показывать, а говорить "люди, не убивайте", "люди, вы жестокие" бесполезно, такие слова наоборот злят больше", - считает хозяйка приюта.
Сама Бактыгуль живет в поселке Косшы, что близ Астаны. Особняк в одном из районов города она приобрела два года назад за 204 тысячи долларов. Причем она изначально покупала этот дом с целью организовать здесь приют.
Как можно заметить, часть кошек находится в клетках, а часть "на свободе". В клетках - те, кто только поступил и не прошел вакцинацию.
"Этот дом я купила чисто для кошек, здесь никто не живет, только кошки. Давно была такая идея, можно сказать, с детства", - рассказывает женщина.
Сама она когда-то работала учителем начальных классов, затем в архиве. Сейчас занимается бизнесом, который никак не связан с животными.
Несмотря на то, что приют большой, Бактыгуль и двум смотрителям часто приходится отказывать тем, кто приносит сюда животных.
"Если в день 30-40 человек просят взять кошек, то мы можем себе позволить только двух-трех, берем тех, кто находится в самом тяжелом состоянии, остальным отказываем", - говорит хозяйка.
"Раньше я держала животных в поселке Косшы, питомцев там было много. Ведь часто люди строят там дома для продажи. Берут сначала собак, кошек, а когда дома продают, животные на улице оказываются", - рассказывает Бактыгуль. Тот приют пришлось закрыть, места там было мало.
В самой теплой комнате дома, которая находится на заднем дворе в отдельной пристройке, содержатся кошки, которые нуждаются в особом уходе. Часто это животные, от которых отказываются клиники. Ветеринары рекомендуют их усыпить, мол, не выживут, умрут. Но в приюте их выхаживают.
Большая заслуга в том этой девушки - одной из смотрителей. Меруерт Сартаева или просто Мика в приюте находится каждый день.
Девушка говорит, что очень любит животных, и поэтому забота о них ей в радость. Кстати, нужно отметить, что за чистотой в приюте следят основательно. Вопреки всем ожиданиям никакого неприятного запаха здесь не чувствуется.
Стоит Мике зайти в комнату, как ее тут же обступают питомцы. Ко всем она обращается по кличкам. Удивляемся, как она еще различает всех их. "Ведь их же по морде видно, где девочка, где мальчик, и сразу видно, кто откуда, какая у него история, кто с улицы, а кто домашний, кто давно, кто недавно", - говорит она.
Помимо кошек, в приюте есть и собаки.
Среди них и те, которые также пострадали из-за людей. Вот, например, этого пса переехала машина. У него сломан таз, ветеринары прописали покой.
Вообще тема наезда на животных очень больная для Бактыгуль. "Очень много кошек и собак сбивают машины, душа разрывается. На моих глазах сбили кошку. Я стала говорить водителю, а он мне: ну, это же кошка, что ты орешь?" - рассказывает женщина.
На уход за животными, услуги ветеринарной клиники и корм уходит очень много денег. Часть расходов, правда, берут на себя волонтеры.
Бактыгуль надеется, что когда-нибудь государство все же построит достойный приют, в котором найдется место всем бездомным животным. А она, как и другие волонтеры, готова взять на себя уход за питомцами.
А еще она хочет донести до государства, чтобы пересмотрели работу службы отлова бродячих животных, которая, по ее словам, отстреливает бездомных кошек и собак.
"До государства надо как-то донести положение дел. Ведь им не звонят как нам, они не видят вот этих искалеченных, умирающих животных, которых нам приносят. Вот видите, там котенок у нас сидит, люди избили, а когда мне принесли, у него голова шаталась..." - рассказывает хозяйка приюта.
"Мне некоторые люди говорят, вы их слишком много кормите. Не знаю, я считаю, что ведь им в жизни всего то нужно поесть, безопасность и тепло. Они полностью зависят от нас", - говорит Бактыгуль.
До того как владелица и смотрители приюта не сбились со счета, в особняке проживали 282 особи кошек и собак.
Но в этом приюте есть еще кое-кто.
Это лиса по кличке Алиса.
Хищника передали две недели назад из контактного зоопарка, который расположен в одном из торгово-развлекательных центров столицы.
Лисица напала на обезьяну, и руководство зоопарка решило отдать ее в приют Бактыгуль.
Хозяйка приюта выяснила, что такой вид лисы обитает в Жамбылской области и сейчас ищет возможность, чтобы отвезти животное в те края.
Пока же Алисе выделили отдельный вольер и кормят курицей. Но в связи с похолоданием ее придется перевести в коттедж. В таком случае это уже будет не кошкин дом, а настоящий теремок.
Провожая нас, Бактыгуль считает нужным отметить: "Вот если бы создали приют на государственном уровне, мы бы все силы туда вкладывали, ничего бы не жалели, лишь бы построили. А так, нас много таких, кто дома свои отдает под приют..."