"Көрісу - значит свидеться, встретиться. Что здесь имеется в виду. Представьте себе долгую и тяжелую зимовку, когда кочевники сидели маленькими аулами, мало общались. И вот после такой зимовки они выходят на весеннюю кочевку, где все встречаются, узнают, как дела друг у друга, благополучно ли все, радуются. Если есть обиды, то просят прощения, примиряются", - рассказывает Зира Наурзбаева.
Фото Турар Казангапов©
Фото Турар Казангапов©
Фото Турар Казангапов©
"Что касается слова "амал", то это казахские народные приметы, по которым предсказывают изменения погоды", - пояснила Зира.
"Наиболее известная примета - "құралай салқыны". Құралай - детеныши диких копытных. Когда дикие копытные весной, в апреле-мае, ягнятся, после этого два-три дня держится холод. Благодаря этому у детенышей быстрее заживает пуповина. Вот таких примет у казахов по несколько на каждый месяц", - рассказала она.
Фото Турар Казангапов©
"По словам мангыстауского краеведа, историка Мурата Акмырзаева, праздник называется "Амал", потому что по этим дням предсказывают погоду на год", - продолжила Наурзбаева.
"Акмырзаев объясняет это следующим образом. Три дня сам праздник - 14-16 марта, потом 17-21 марта - это "бесқонақ" - "добавочные" пять дней к 360-дневному календарю из 12 месяцев по 30 дней. Каждый из этих пяти дней предсказывает погоду на один из сезонов наступающего года и на год в целом. Потом начинается собственно Наурыз", - заключила культуролог.
Фото Турар Казангапов©
Празднование Амал. Мангистау. Наши дни. Фото Турар Казангапов©
Фото Турар Казангапов©
Фото Турар Казангапов©
Фото Турар Казангапов©
Празднование Амал. Мангистау. Наши дни. Фото Турар Казангапов©
Фото Турар Казангапов©
Празднование Амал. Мангистау. Наши дни. Фото Турар Казангапов©
Фото Турар Казангапов©
Фото Турар Казангапов©
Празднование Амал. Мангистау. Наши дни. Фото Турар Казангапов©
Фото Турар Казангапов©
Фото Турар Казангапов©
Празднование Амал. Мангистау. Наши дни. Фото Турар Казангапов©
Фото Турар Казангапов©
"Трудно однозначно сказать, почему этот праздник отмечается только на западе нашей страны. Все-таки казахский народ - это суперэтнос, сложенный из многих родственных племен и родов, которые часть исторического периода шли по отдельности, контактировали с другими народами, поэтому в каких-то моментах традиции отличаются", - обратила внимание Наурзбаева.
Фото Турар Казангапов©
"Но есть простое объяснение, не знаю, насколько оно правильное. Наурыз ведь привязан к весеннему равноденствию. Постепенно календарь и астрономия отдаляются друг от друга, в календарь вносят время от времени поправки, но на западе сохранился какой-то старый вариант", - предположила Зира.
Фото Турар Казангапов©
"Есть даже версия, что как у русских сейчас есть старый Новый год в связи с изменением календаря после революции, так и на западе казахи не приняли календарную реформу после революции и сохранили прежний вариант Наурыза", - говорит культуролог.
Фото Турар Казангапов©
Празднование Амал. Мангистау. Наши дни. Фото Турар Казангапов©
Фото Турар Казангапов©
Фото Турар Казангапов©