СКАЧИВАЙТЕ НОВОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ TENGRINEWS
01 сентября 2021 | 10:00

Отрасль глазами нефтепроводчиков

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

В Казахстане 2021 год ознаменован большой датой - 30-летием со дня обретения независимости. За эти годы в стране был сформирован высококлассный отряд транспортировщиков черного золота. В преддверии Дня работников нефтегазового комплекса еще раз вспомним о тех, кто причастен к становлению отрасли. Интересные истории о профессиональной деятельности нефтепроводчиков из первых уст читайте в данном материале.

Невероятно, но факт. В Казахстане добывать нефть начали намного раньше, чем в Иране, Саудовской Аравии или Кувейте, сегодняшних мировых лидерах по добыче черного золота. Индустриальный размах нефтедобыча в стране приобрела в советский период, положив начало зарождению новой для республики нефтепроводной отрасли.

Сегодня нефтетранспортную сеть Казахстана можно сравнить с кровеносной. Слаженная работа каждого элемента позволяет говорить о надежности всего нефтепроводного комплекса. Поэтому задача АО "КазТрансОйл" заключается не просто в обеспечении непрерывной транспортировки нефти с заданными качественными характеристиками, но и в тщательнейшем отслеживании "состояния здоровья" всех составляющих системы.

АО "КазТрансОйл" всегда славилось своими сильными кадрами и возможностями для роста по карьерной лестнице. Отрадно, что вчерашние механики, слесари и операторы становятся руководителями. Им есть, чем поделиться с новым поколением нефтепроводчиков. Работа каждого из них навсегда останется в истории АО "КазТрансОйл".

Искупаться в нефти - значит пройти боевое крещение

Сабыржан Нургалиев, ведущий инженер департамента операторских услуг АО "КазТрансОйл" (24 года в компании):

- Сколько лет вы работаете в компании?

- Я устроился в компанию 8 января 1996 года. В этом году я пересек 24-летний рубеж деятельности в АО "КазТрансОйл". Когда я устраивался, компания называлась "Казахнефтепровод", потом она была переименована в АО "КазТрансОйл"

- С чего начиналась ваша трудовая деятельность в компании?

- Моя трудовая деятельность началась в Актюбинском нефтепроводном управлении. Я работал слесарем третьего разряда аварийно-восстановительного пункта. Работа заключалась в техническом обслуживании нефтепровода, а также в ликвидации аварий и инцидентов на нефтепроводе.

- За годы вашей работы как изменилась компания?

- Компания изменилась кардинально, всего и не перечислишь, но самое главное – изменились люди.

- Интересный случай из вашей практики.

- Как-то мы проводили работы на ГНПС "Кенкияк" по устранению неправильно установленной заглушки на территории станции, работы проводила бригада АВП, два слесаря, одним из которых был я. Начали менять заглушку, и тут оказалось, что линейная задвижка перед станцией не перекрывает поток нефти. Заглушку под давлением вырвало, а мы были в котловане. Он начал заполняться нефтью с огромной скоростью, мы просто начали тонуть в ней. Отмечу, актюбинская нефть имеет примесь сероводорода, мы отравились ею и начали терять сознание. Помню, как вытаскивали двух коллег. Ну а я еще оставался в котловане, после меня схватили за волосы и тоже вытащили, привели в чувство. Потом мы целый день отмывались от нефти бензином. Нас привезли в город, домой я не пошел, мне пришлось пару дней ночевать у друга в гараже, так сильно от меня пахло бензином. На самом деле интересных случаев было много, но этот был первым в моей трудовой деятельности, можно сказать, я тогда прошел боевое крещение. Как мне сообщили после этого случая, каждый слесарь АВП должен искупаться в нефти. Знатно искупался!

Энергоэффективность на практике

Сергей Костин, заместитель директора департамента эксплуатации АО "КазТрансОйл" (40 лет в компании):

- Сколько лет вы работаете в компании?

- Работаю в компании с 1980 года. Я счастлив, что больше 40 лет своей жизни тружусь в славном коллективе нефтепроводчиков.

- С чего начиналась ваша трудовая деятельность в компании и в чем заключается ваша работа на сегодняшний день?

- Начинал работу электромонтером базы производственного обслуживания. За 40 лет работы в электротехнических службах нефтепровода был мастером, инженером, начальником службы, главным энергетиком, главным менеджером и в настоящее время работаю на должности заместителя директора департамента эксплуатации. Основные задачи курируемого мною направления – контроль за надежной и безаварийной эксплуатацией механоэнергетического оборудования. Контроль поддержания его в работоспособном состоянии, своевременное проведение ремонтов, модернизации и замены.

- За годы вашей работы как изменилась компания?

- Наша компания всегда шагала в ногу со временем. Как в годы своего становления, так и сейчас она является локомотивом нефтегазовой отрасли Казахстана.

- Интересный случай из вашей практики.

- О том, как сделать производство энергоэффективным, я знаю не понаслышке. Наверное, самым интересным и значимым событием было внедрение частотно-регулируемого привода магистральных агрегатов. До 2002 года на всех объектах нефтепроводного транспорта СНГ применялась система регулирования объемов перекачки в основном с помощью запорной арматуры и гидравлических регуляторов давления. Эти способы регулирования производительности насосов были энергозатратными, и поэтому в рамках программы энергосбережения было принято решение внедрить современный на тот момент способ регулирования производительности насосов путем изменения частоты вращения электронасосного агрегата. Частотный преобразователь путем изменения частоты и напряжения питающей электросети позволял плавно запускать электродвигатель и регулировать частоту его вращения для высокой производительности насоса.

Опыта внедрения частотно-регулируемого электропривода в нефтепроводном транспорте не было, и все технические решения разрабатывались нами самостоятельно, и тут же готовились изменения в проектную документацию, как говорится, по факту. Лишь благодаря личному упорству и настойчивости коллеги Женисбека Лукпанова были выполнены работы по внедрению частотного электропривода на магистральных насосах НПС "Каламкас" в 2002 году. Никто, кроме нас, не верил в удачу данного проекта, и когда мы ввели ЧРП в работу, экономическая эффективность поразила всех – экономия электрической энергии достигала 30-50 процентов. За счет плавного запуска электронасосных агрегатов значительно возрос ресурс эксплуатации насосов и электродвигателей. После успешных опытов работы ЧРП на НПС "Каламкас" дела пошли веселее, мы внедрили аналогичную систему на ГНПС "Узень", НПС "Большой Чаган", ГНПС "Алибекмола" и других объектах АО "КазТрансОйл". Сегодня частотно-регулируемый привод магистральных насосных агрегатов внедряется повсеместно не только в Казахстане. Российские коллеги взяли наш опыт на вооружение и теперь повсеместно внедряют ЧРП на объектах "Траснефти".

Первым делом самолеты

Кадырбек Латифов, главный менеджер департамента управления производственными активами АО "КазТрансОйл" (30 лет в компании)

- Сколько лет вы работаете в компании?

- В этом году исполнилось ровно 30 лет моей работы в отрасли. В конце июля 1991 года, после окончания Московского института нефти и газа имени Губкина, я прибыл на работу в производственное объединение "Южнефтепровод" по направлению Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР. Позднее, со слов руководства, я узнал, что был последним молодым специалистом, который приехал по направлению союзного министерства.

- С чего начиналась ваша трудовая деятельность в компании и в чем заключается ваша работа на сегодняшний день?

- Свою трудовую деятельность начинал с работы мастером аварийно-восстановительного пункта участка № 3 "Каражанбас" Специализированного управления по ликвидации аварий и восстановлению магистральных нефтепроводов ПО "Южнефтепровод". Специфика моей работы заключалась в организации и управлении мероприятиями по техническому обслуживанию, ремонту оборудования и ликвидации возможных аварийных ситуаций на закрепленных за АВП участках магистрального нефтепровода "Каламкас - Каражанбас - Актау" и магистральных водоводов "Сай-Утес - Бузачи", "Каражанбас - Каламкас".

В настоящее время работаю в департаменте управления производственными активами АО "КазТрансОйл". В круг моих обязанностей входит проведение анализа и экспертной оценки различных производственных программ и планов компании, связанных с ремонтом, строительством, модернизацией, реконструкцией и техническим перевооружением производственных объектов магистральных нефтепроводов. Принимаю участие в мероприятиях по совершенствованию и расширению возможностей бизнес-процессов и программных комплексов, направленных на оптимизацию производственных технологических операций по техническому обслуживанию и ремонту оборудования (ТОРО).

- За годы вашей работы как изменилась компания?

- Конечно, за тридцать лет своей работы я стал очевидцем колоссальных положительных перемен как в производственной, так и в социальной сферах жизни отрасли и нашей компании. На сегодняшний день практически все производственные объекты оснащены современным технологическим оборудованием, которое позволило увеличить производительность труда и снизить эксплуатационные затраты. Когда я начинал свою работу, у нас еще существовали и эксплуатировались старинные клепаные нефтяные резервуары на НПС "Косчагыл" (такие резервуары можно увидеть в известном советском художественном фильме "Белое солнце пустыни"). Трубы для ремонта в то время поставлялись без изоляции, а изоляционное покрытие наносилось в полевых условиях после сварки трубы. Пыль и песок попадали на грунтовку и на наматываемую поверхность изоляционных лент, что снижало их свойство адгезии (прилипаемости). В будущем такие места с некачественной изоляцией становились источником коррозии металла.

Сейчас при ремонте нефтепроводов применяются трубы из высокопрочных коррозионно-стойких низколегированных углеродистых сталей с усиленным заводским изоляционным покрытием, обследование трубопроводов проводится с помощью высокоточных внутритрубных инспекционных снарядов, внедрена и успешно используется автоматизированная система контроля и управления технологическими процессами SCADA, произведена реконструкция систем электроснабжения с заменой релейного оборудования на микропроцессорное и многое-многое другое. Всего не перечислишь!

Приятно видеть, что наш персонал нефтеперекачивающих станций работает в современных производственных и административных зданиях, а в свободное от работы время имеет возможность комфортно отдохнуть в благоустроенных общежитиях! Я считаю, что забота о людях и производстве – это основной плюс нашей компании!

- Интересный случай из вашей практики.

- В 1992 году, когда я работал в Центральной аварийно-ремонтной службе ПО "Южнефтепровод", нашему подразделению было поручено опробировать новый способ обследования трубопровода с воздуха на легкомоторном двухместном дельтаплане. Ранее использовался только метод обследования трубопровода на авто. Сейчас обследование проводится на вертолете, но в те годы таких финансовых возможностей у компании не было, и руководство искало альтернативные технологии. Полет на дельтаплане как раз был по заманчивой цене, но были и риски. Один из наших работников вызвался поучаствовать в полете в качестве летного наблюдателя. Экипаж дельтаплана в составе 2-х человек (пилота и летного наблюдателя) успешно взлетел из поселка Умирзак в направлении НПС "Жетыбай" для выполнения воздушного обследования участка "Жетыбай – Актау" магистрального нефтепровода "Узень-Жетыбай-Актау". Задача была полностью реализована. Однако на обратном пути при подлете к поселку Умирзак поднялся сильный боковой шквальный ветер, который создавал серьезные проблемы при посадке летательного аппарата. Наш коллега рисковал жизнью ради общего дела. К счастью, все обошлось. После этого было решено непроверенные летательные аппараты не использовать, но тем не менее данный опыт остался в памяти у меня и моих коллег. Пока обследование нефтепроводов не достигло современного уровня, применялись различные методы диагностики. Как говорится, в практике "все средства хороши".

Успеть за 72 часа

Асылбек Бешимов, начальник Павлодарского нефтепроводного управления АО "КазТрансОйл" (30 лет в компании)

- Сколько лет вы работаете в компании?

- В нашей компании работаю с августа 1991 года. Непрерывный стаж - 30 лет.

- С чего начиналась ваша трудовая деятельность в компании и в чем заключается ваша работа на сегодняшний день?

- Я трудоустроился слесарем по ремонту технологических установок в Кульсаринское районное нефтепроводное управление. Затем работал на всех ступенях: в службе эксплуатации, начальником смены, начальником цеха опорно-аварийного восстановительного пункта Кульсаринского нефтепроводного управления. Трудился в Западном филиале главным инженером Уральского нефтепроводного управления. Начиная с 2006 года был начальником Кульсаринского и Жезказганского нефтепроводных управлений. Сегодня начальник Павлодарского нефтепроводного управления. Моя деятельность в качестве руководителя заключается в организации работы и эффективном взаимодействии производственных структурных подразделений управления, обеспечении безопасных условий труда для работников.

- За годы вашей работы как изменилась компания?

- Изменения очевидны. Наша компания внедрила глобальные проекты. Это строительство новых направлений нефтепроводов "Атасу-Алашанькоу", "Кенкияк-Атырау", "Кумколь-Каракоин". Это и глобальные задачи, поставленные перед компанией правительством страны. Если взять производственные процессы, то одним из прорывных проектов считаю внутритрубную диагностику магистральных нефтепроводов, которую в компании начали реализовывать в начале 2000-х годов.

До этого, не проводя диагностики, не зная технического состояния трубопроводов, работали по старинке. Не знали, в какой момент ожидать "сюрпризов" в виде утечек нефти, трещин, отказов, аварийных ситуаций. Применение метода внутритрубной диагностики - непосредственно запуска снарядов - повлияло не только на техническое состояние нефтепроводов, но и доказало конкурентоспособность нашей компании в транспортировке нефти. Так как главным активом компании являются наши объекты магистральных трубопроводов, которые сегодня охватывают всю республику. Поэтому приоритетом нашей компании является обеспечение надежной и безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов и производственных объектов. Особо хотелось бы отметить значительное развитие в вопросах охраны труда.

- Интересный случай из вашей практики.

- Для обеспечения безопасности работы нефтепровода в компании периодически проводится диагностика линейной части магистрального нефтепровода. Я запомнил случай, когда мы впервые запускали внутритрубные диагностические снаряды (представляют из себя железные установки в виде большой катушки, на корпусе которых имеются блоки с многочисленными магнитами на пружинной основе для достижения необходимого уровня намагничивания) по нефтепроводу "Узень-Атырау-Самара" участка "Кульсары-Атырау". Сегодня они используются для определения дефектов стенок трубопровода и сварных швов. Ранее подобное оборудование не использовалось, все проводилось вручную.

После диагностики, когда мы должны были вырезать небольшую трубную секцию, создалось сильное магнитное поле и невозможно было проводить сварочные работы. А сроки остановки нефтепровода были сжатыми, на остановку и запуск нефтепровода дается всего 72 часа. Медлить нельзя, иначе вся работа бы встала. Изучив инструкцию, мы нашли способ - метод накрутки обмоток сварочных кабелей, его мы применили в первый раз. Тем самым мы успешно завершили работу и не позволили остановиться перекачке нефти. Я рад, что среди моих коллег есть сотрудники, применившие свои ноу-хау на практике. Они во всех смыслах стали первопроходцами нефтепроводной отрасли.

Только вперед

Сегодня АО "КазТрансОйл" транспортирует около 40 процентов от всего объема добычи нефти в стране. Компания обеспечивает энергетическую безопасность и выполняет государственные обязательства Казахстана, поставляя нефть на отечественные нефтеперерабатывающие заводы и на экспорт. Более чем за два десятилетия была полностью решена проблема разрозненности трубопроводной сети независимого Казахстана. Сегодня компания эксплуатирует единую замкнутую систему, регулируемую в режиме онлайн. Диспетчеры дистанционно управляют грузопотоками нефти в 11 регионах Казахстана. Для этого компания провела реконструкцию и модернизацию действующих магистральных нефтепроводов, реализовала проекты по расширению пропускной способности трубопроводов, осуществила интеграцию транспортных систем, диверсификацию направлений транспортировки нефти.

В преддверии профессионального праздника АО "КазТрансОйл" поздравляет работников нефтегазового комплекса! Благодаря вам, уважаемые сотрудники отрасли, ежедневно ведется непрерывная и надежная транспортировка черного золота!

Материал предоставлен АО "КазТрансОйл"
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 527.14  course up  545.85  course up  5.03  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer