ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
08 ноября 2017 | 13:58

Что стало с казахским аулом, который пережил английских хозяев, бунт 1905 года и развал СССР

ПОДЕЛИТЬСЯ


Иконка комментария блок соц сети

"На этом руднике добывали медную руду, ну а где медная руда, там есть и золото", - говорит нам житель поселка Успен в Шетском районе Карагандинской области. Этот аул (станция Нельды) известен тем, что когда-то здесь в полную мощь работал Успенский рудник. Месторождение меди здесь было открыто еще в 1847 году. Рудником сначала владел русский купец, потом это место находилось в собственности иностранцев, в частности англичан, а позже рудник обрел новую жизнь при советской власти. Сегодня никакой добычи на этом месторождении не ведется. Шахты заброшены, рудник затоплен. А сам поселок сейчас представляет собой деревню в 900 человек, на железнодорожной станции которой поезда редко останавливаются более чем на одну минуту. Репортаж Рената Ташкинбаева и Турара Казангапова.

Вот он, Успенский рудник. На месте шахт сейчас находится настоящее озеро.

"Само название "Нельды" происходит от казахского слова, которое означает зеленоватый цвет, в который окрашиваются камни", - рассказывает нам житель села Успен.

Местные говорят, что успенская руда славилась своим качеством. По некоторым данным, в одной тонне этой руды, помимо меди, присутствовало до одного грамма золота и свыше полкило серебра.

"Не зря со дня открытия Успенского месторождения оно переходило из рук в руки разным хозяевам-толстосумам, в том числе иностранцам. И если бы не вспышки революции на руднике, в том числе знаменитая забастовка успенских рабочих 1905 года, прогремевшая на всю страну, то иностранные инвесторы вывезли бы за рубеж не один мешок золота от прибыли за продажу меди Успенки", - рассуждает в своей статье, посвященной 160-летию Успенского рудника, писатель Валерий Могильницкий.

В самом поселке сегодня мало что говорит о богатой истории этих мест. Сейчас в ауле можно увидеть несколько полуразрушенных строений, о точном предназначении которых знают далеко уже не все местные жители.

Это здание построено при советской власти. В разное время здесь были детский сад, магазин.

Объект этот выкупил частник, но пока так и не решил, во что его превратить - то ли в тойхану, то ли в баню.

Неподалеку от акимата есть еще один, так сказать, памятник советскому прошлому.

Как видно, это здание, несмотря на внешний вид, не такое уж и старое. Построено в 1978 году.

Когда-то здесь располагалась администрация поселка. Но в лихие 90-е здание разобрали, оставив лишь каркас.

Местный аким считает, что из этого здания мог бы получиться хороший спортзал. Но пока для этого не нашелся инвестор.

Так и стоит этот скелет, со всех сторон обдуваемый степными ветрами.

Фото сверху можно назвать "Взгляд из прошлого в настоящее". Из окна заброшенного здания виднеется флаг независимого Казахстана.

Недавно этот поселок отпраздновал 170-летний юбилей. Как рассказал аким Успенского сельского округа, это торжество было проведено не за счет бюджетных денег, а исключительно на средства выходцев из этого села. Они же спонсировали асфальтирование центральной улицы, установку памятников и создание музея.

Местные жители считают, что с исторической точки зрения их поселок интересен по крайней мере по двум причинам - здесь в начале XX века произошла первая забастовка рабочих и здесь же в начальной школе учился "пламенный революционер" Сакен Сейфуллин.

Здание школы, в которой учился Сейфуллин, сохранилось до сих пор. После проведенного ремонта там теперь располагается местный музей.

Здесь собрана вся история края.

 

Вот так выглядели работы на Успенском руднике.

А вот и та самая успенская руда.

Вещи, которыми пользовались местные жители.

"Первая забастовка казахского пролетариата произошла именно здесь. Там чисто экономические требования были, политических требований не было, тем не менее считается, что зарождение казахского пролетариата началось здесь. Забастовка была два-три дня", - рассказывает аким Успенского сельского округа Жарас Аманжолов.

 

Как пишет в своей книге профессор истории Санджар Асфендиаров, природные богатства Казахстана привлекали внимание не только российских, но и иностранных капиталистов. "Но так как эти богатства находились слишком далеко от культурных центров, то политика промышленников сводилась к хищнической эксплуатации недр и использованию дешевой рабочей силы казахов", - отмечает он.

На нижнем фото руководители Успенского рудника, начиная с русского промышленника Ушакова (на фото крайний верхний портрет слева).

"В начале XX столетия Караганда, Спасский завод и Успенский рудник переходят в руки французского капиталиста Карно, который приобретает все это за 776 000 рублей. За спиной французов орудовали английские капиталисты; они к весне 1905 года образовали акционерное общество Спасских медных руд, к которому перешли все предприятия", - пишет Асфендиаров.

"Никаких технических усовершенствований англичане не вводили, а вели хищническую поверхностную эксплуатацию ископаемых. Запасы руды истощались неимоверно быстро. Уже к ноябрю 1915 года Спасский завод прекратил свою деятельность", - отмечает автор.

"Задача английских хищников заключалась в том, чтобы с наименьшими затратами получать колониальную сверхприбыль, а затем сбыть свои акции с немалым барышом. Ясно, что при такой постановке дела положение рабочих, особенно казахов, было крайне тяжелое. Революция 1905 года докатилась до английских концессий в Казахстане. 6 декабря 1905 года рабочие Успенского рудника предъявили администрации свои требования", - рассказывает профессор.

Рабочие требовали немедленно снизить цены на все продукты, повысить заработную плату, открыть училище и улучшить жилищные условия - на тот момент казармы были без рам, окна завешаны мешками, кошмами.

На фото сверху - участники забастовки. "Главарем бастовавших рабочих был заводской староста Алимжан Байчигиров, он уклонился от правдивых разъяснений относительно забастовки", - говорилось в полицейском доносе.

"Английская администрация в лице Нельсона Фелля приняла все меры к ликвидации забастовки. Фелль обращается к волостному управителю Мустафину с просьбой о воздействии на казахов-рабочих. Начавшись 7 декабря, забастовка пошла на убыль к 11-му, волостной управитель Мустафин и кандидат в управители Джамантыков убедили казахов-рабочих прекратить забастовку, причем английская администрация обещала выдать по пять рублей тем рабочим, которые возобновят работу", - пишет Асфендиаров.

В советский период Успенский рудник пережил второе рождение.

Помимо документов, которые есть в музее, в социальных сетях тоже можно найти черно-белые фотографии Успенского в советское время.

Этого здания в поселке сейчас уже нет.

Успенский рудник закрылся в 1964 году.

"Ус­пенское медное дело не возро­дилось, ибо начались строитель­ство гиганта индустрии - Балхашского медеплавильного ком­бината, интенсивная разработ­ка жезказганских месторожде­ний меди. Спасск стал местом огромного концентрационного лагеря НКВД для политических заключенных, а поселок Успенский превратился в центральное отделение одноименного совхо­за", - рассказывает писатель Валерий Могильницкий.

Как отмечают местные, в настоящее время нет того инвестора, который бы считал целесообразным возобновить работы на руднике. А между тем есть мнение, что в недрах Успенского лежат нетронутыми миллионы тонн медной руды. И не только медь здесь можно добывать, но и золото, серебро.

Сейчас жители села Успен работают в основном в школе, на железной дороге и у местных фермеров.

"У меня за счет железной дороги 180 человек работает. В области есть вообще депрессивные села, а у нас хоть ничего, люди работают, хотят работать", - говорит аким Жарас Аманжолов.

"Что касается развития, то основное направление для нас - сельское хозяйство", - говорит аким. Вопросы благоустройства и строительства новых объектов Аманжолов пытается решать с помощью инвесторов. "Стараемся людей привлекать, спонсоров, потому что на бюджет надежды нет", - отмечает аким.

Баня 1957 года сохранила свое предназначение до сегодняшнего дня.

Двор местной школы с новой детской площадкой (на фото снизу). 

У таких маленьких станций, как Нельды, есть своя особенность, о которой мы уже рассказывали в одном из предыдущих репортажей.

Почти все поезда здесь останавливаются всего на одну минуту, и нужно успеть за это время сесть в вагон.

Пассажирам дали команду готовится.

Они выходят к путям, причем все уже знают, где примерно остановится нужный им вагон.

Через считанные минуты подъезжает поезд.

 

Со станции Нельды мы направляемся в Караганду.

Примечательно, что одним из первых жителей, которых мы встретили в городе, оказался уроженец села Успен.

Это Секен Дюсенбеков. В одном из подземных переходов Караганды он поет под гитару песню о любви к родине. В Караганде он уже десять лет, за это время кем только не работал, но в итоге понял, что без музыки жить не может.

Прохожим нравится голос парня, они хвалят его, интересуясь, где он научился так хорошо петь. Музыкант признался, что специально этому он нигде не учился. Как говорится, талантлив от природы. Настоящий успенский самородок.

Текст Ренат Ташкинбаев. Фото Турар Казангапов.

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети