Четырехэтажное общежитие по улице Кенесары. Здесь 126 жилых комнат. И на всех этих жильцов приходится всего два туалета, то есть мужской и женский. Причем туалетные комнаты расположены на первом этаже. Можно представить, с какими неудобствами сталкиваются люди, проживающие наверху. В коридоре общежития к нам обращается 85-летняя Нина Васильевна Лавриненко. "Очень плохо живется, честное слово. Я вот на третьем этаже живу, и как в туалет ходить? Я уже дважды падала. Как мне дальше жить?" - вопрошает пенсионерка. Да, туалет здесь наболевшая проблема, но не единственная. Ренат Ташкинбаев и Турар Казангапов побывали в доме по адресу: Кенесары, 57/1, послушали местных жителей и пришли к выводу, что все это общежитие, расположенное в центре столицы, одна большая проблема.
Узнав, что в их доме журналисты, соседи сразу же вышли в коридор и стали каждый рассказывать о наболевшем. "Плохи дела, стекла падали, крыша бежит", - говорил старожил дядя Коля (на фото слева).
"Все в аварийном состоянии, не живем, а выживаем", - отмечала его соседка.
Первый этаж общежития снизу и сверху окутан трубами, которые постоянно издают характерное журчание.
В этом доме нет подвала, и, как рассказывают жильцы, пол первого этажа периодически затапливает.
"У нас сток под полом идет и выходит в колодец. Когда колодец забивается, оттуда вся вода выходит и покрывает весь наш коридор", - рассказывают местные жители и подводят нас к туалетным комнатам.
"Туалет у нас вообще страх божий, не пугайтесь. Вот мужской, зайдите, сфотографируйте", - рекомендуют нам жильцы.
"Вот здесь смотрите, что творится. Невозможно пройти. Обещали нас бульдозером снести, так и осталось все", - говорят наши собеседники.
"Это общежитие 60-х годов, потом по документам его сделали, что оно 70-х годов. У него ни подвала, ничего нет. В 90-х туалеты и умывальники были в каждой угловой комнате, потом их сделали жилыми комнатами, а туалеты все сюда увели", - говорят люди, живущие здесь уже по 20 и 30 лет.
"Представляете, для четырехэтажного дома всего по два отверстия в полу, то есть два для мужчин, два для женщин. Получается, кто успел - тот успел, кто нет - тот бежит делать свои дела на работу", - отмечают жильцы.
"То есть на 100 комнат один мужской, один женский туалет", - подсчитал кто-то из соседей.
"На 126 комнат!" - уточнила местная жительница, хорошо знающая, сколько на самом деле живет в этом доме людей.
А еще в общежитии есть общий душ. В нем самые активные жильцы пытаются делать ремонт, но кажется, сырость каждый раз побеждает.
"Каждый год одно и то же. Подвала нет, и вся вода стоит у нас постоянно. Мы сделали ремонт, но все сыпется, все разъедается. Я понимаю, когда вкладываешь деньги в ремонт и есть надежда, что хотя бы лет семь держаться будет, но сюда вкладывать каждый раз толку нет, это все равно что вкладывать в пустоту", - говорят местные жители.
"Четыре года назад отремонтировали душ, мы собирали по 13 тысяч тенге, наняли людей, покрыли крышу. Хватило на три года", - рассказывают они.
То же самое и с жилыми комнатами.
Люди стараются создать себе уют, облагородить свое жилье - клеят обои, делают потолок, стелют пол. Но проходит немного времени, и их стены вновь покрываются черными пятнами и желтыми разводами.
Местные жители предоставили корреспондентам Tengrinews.kz копию акта, составленного районным управлением по ЧС.
В результате проведенного визуального осмотра специалисты ЧС заключили, что "от попадания влаги происходит окисление силикатного кирпича", там же сообщается, что существует угроза дальнейшего обрушения. Этот документ датируется 2010 годом, то есть акту этому уже восемь лет.
"Вот здесь крыша течет. Я еще не успела покрыть крышу в этом году, и вот до шифоньера у меня стенка обваливается. Каждый год крышу приходится крыть, потому что в бетоне уже есть ручейки, мы-то крыши свои кроем, а вода внутрь все равно продолжает течь", - рассказывает Рита Габдулхакова. Она живет здесь уже с 1991 года.
Женщина говорит, что в какой-то момент их общежитие было внесено в перечень домов, идущих под снос. Но потом, отмечает она, что-то изменилось.
"Мы были в списке на очереди по сносу 187-е, это был пилотный проект, нас должны были снести в течение пяти лет. И теперь нигде информации нет. Мы каждый год ходим в управление жилья, в жилищную инспекцию, в акимат, просим: ну обратите на нас внимание", - рассказывает женщина.
"Вообще, мы должны были еще в 2009-м уйти под снос. Им было сказано снести ветхие двухэтажки, но они же под этот шумок полностью все хорошие двухэтажки снесли. Люди не хотели выезжать, они бастовали. Вот, например, были две двухэтажки в районе ВРЗ, там у них потолок - 2,70, это были шикарные квартиры, вы не представляете, какая там была квадратура, люди плакали, не хотели уезжать. Рабочие эти дома два дня бомбили, никак не могли стены раздолбать. А у нас в доме все сыпется", - сравнивает две ситуации Рита Маликовна.
Какое-то время назад под окнами некоторых комнат выпали кирпичи. При поддержке местных властей разрушенные места заделали.
У этого дома нет своего КСК, большая часть жильцов - арендаторы. Немногочисленные хозяева стараются по мере возможности поддерживать порядок. Нанимают техничку, которая убирает дом раз в неделю.
По дому часто можно встретить объявления о травле крыс, тараканов и других насекомых.
"Клопы здесь, у-у-у, вообще. А тараканов сколько, травим их, бесполезно, надоели уже", - говорит местная жительница.
Тараканы попали даже в объектив нашей камеры.
А еще жители обращают наше внимание на электропроводку. Из-за замыкания, говорят они, здесь уже как-то был пожар.
Наше внимание привлекло скопление проводов на нижних фото.
"Это интернет, кабельное, анау-мынау", - сообщила нам местная жительница.
А еще жильцы жалуются на бездомных, которые часто ночуют в их подъездах и оставляют после себя много мусора и других отходов.
"У нас проходной двор, зимой бездомные здесь спят. Детей вообще боимся пускать, у нас уже дети хоть и большие, но они дома ходят на горшок. А еще через окна смотрят в туалет маньяки всякие, уже сколько раз они получали от мужиков", - рассказывают жильцы.
"Когда мы увидели, что нас внесли в список сносимых домов, мы уже упаковали чемоданы, были готовы, а потом, когда время пришло, выясняется, что нас убрали из списка. В этом году приходили из акимата, предлагали ремонт, но мы отказались. Потом мы просили дать нам официальное уведомление, какое в итоге по нам принято решение, они сказали, что в течение пяти лет сноса не будет", - рассказала Ботагоз Нурышева (на нижнем фото справа), которая живет здесь с 1998 года.
Рассказывают, что этот дом проходил через экспертизу. "В 90-х было 60 процентов износа (физический износ здания), а потом стало 58 процентов износа", - недоумевают соседи.
Когда-то за этим общежитием присматривала Нина Васильевна Лавриненко (на нижнем фото).
Пока работала, говорит, как могла приглядывала за домом.
"Очень плохо живется, честное слово, очень плохо. Я вот на третьем этаже живу, и как в туалет ходить? Как мне дальше жить? Честное слово, очень плохо. Я прошу, хоть бы о стариках подумали. Вот мне 85 лет, я мучаюсь, сынок, мучаюсь, подумайте хоть о нас, о старых. Я уже ходить не могу и в туалет спуститься не могу, мне приходится это все делать сами знаете как", - сказала пенсионерка.
Когда мы уже уходили, Нина Васильевна еще раз обратилась к нам: "Ребятки, будьте добры, похлопочите".
Единственное, что мы могли сделать, это обратиться за комментарием в акимат города.
Там нам сообщили, что дом по адресу: Кенесары, 57/1, не был признан аварийным, а потому в планах сноса его нет.
"В центре города... улица Кенесары... золотой квадрат... какой ужас", - доносились до нас обрывки беседы местных жителей, которые продолжали живое обсуждение уже после нашего ухода.
Текст Ренат Ташкинбаев, Фото Турар Казангапов©