Батумский нефтяной терминал расположен на берегу Черного моря, в черте города Батуми (Грузия) и предоставляет услуги по перевалке нефти и нефтепродуктов из Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, Грузии и других стран. Владение ООО "Батумский нефтяной терминал" обеспечило казахстанской нефти и нефтепродуктам прямой коридор на рынок Черного моря. С 2008 года владелец Батумского нефтяного терминала - АО "КазТрансОйл".
Танкер в порту
Порт Батуми: как он работает
Деятельность группы компаний Батумского нефтяного терминала можно разделить на два направления: работу нефтяного терминала и работу морского порта. Выгодное стратегическое и геополитическое расположение порта Батуми стало ключевым фактором при принятии решения о приобретении в 2008 году прав на эксклюзивное управление Батумским морским портом сроком на 49 лет.
Батумский нефтяной терминал
"Порт основан в 1878 году. Это естественная глубоководная гавань c 12 действующими, в том числе и нефтяными, причалами, включая выносное причальное устройство. К причалам подведены внутрипортовые автодороги и железнодорожные пути. Основная деятельность порта – погрузка и разгрузка. Работа осуществляется без перебоев, несмотря на пандемию. Это подтверждается тем, что за 2020 год грузооборот вырос на 32 процента по сравнению с 2019 годом", - сообщил управляющий директор по производству ООО "Батумский морской порт" Еркебулан Мейрембеков.
Также здесь расположился мультимодальный комплекс минеральных удобрений.
Мультимодальный комплекс минеральных удобрений
О деятельности терминала
Площадь основной территории БНТ составляет порядка 80 гектаров, на ней расположено пять резервуарных парков и нефтеналивной комплекс. Технологический центр терминала – его основная территория, где расположены железнодорожные эстакады, лаборатория по контролю качества, а также котельная для производства пара и подогрева переваливаемых темных продуктов.
Батумский нефтяной терминал
Основное преимущество БНТ - гибкость хранения и перевалки самых различных сортов нефти и нефтепродуктов.
Грузы на терминал в основном доставляются по железной дороге и сливаются в резервуары на железнодорожных сливоналивных эстакадах, также возможен и обратный процесс – поступление груза танкером, слив по трубам в резервуары и налив в вагоны-цистерны.
Нефтеналивная эстакада
На территории БНТ также располагается единственный в Грузии терминал, предназначенный для хранения, перевалки и экспорта сжиженного газа из Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Также здесь находится цех приема и перевалки импортируемых нефтепродуктов, предоставляющий услуги по импорту светлых нефтепродуктов для рынков Грузии и Армении.
"Батумский нефтяной терминал имеет возможность хранения около полумиллиона тонн. Мы можем переваливать порядка 22 видов нефти и нефтепродуктов. У нас большая территория, и мы являемся одним из крупных предприятий в Батуми, у нас сегодня работает 553 человека", - рассказал генеральный директор ООО "Батумский нефтяной терминал" Мурат Джумадиллаев.
Резервуарный парк
На БНТ работает 6 сливных железнодорожных эстакад, способных осуществлять единовременный слив-налив до 180 вагонов–цистерн или более 410 вагонов-цистерн в сутки. Все эстакады связаны системой трубопроводов с различными резервуарными парками, обеспечивая эксплуатационную гибкость терминала. На одной из эстакад внедрена система многоуровневого обогрева для тяжелых и вязких видов нефти и нефтепродуктов. Все железнодорожные эстакады БНТ оснащены электронной программой операционного учета приема, хранения и отгрузки нефти и нефтепродуктов.
После слива нефть и нефтепродукты накапливаются и хранятся в резервуарных парках с сегрегированным хранением.
Резервуарный парк
"Всего в БНТ 133 резервуара, 5 из них построены в прошлом году, общий объем новых резервуаров составляет 25 тысяч кубов. Эти резервуары заменили участок, построенный еще в 1903 году. Новый резервуарный парк составляет 3500 квадратных метров. Он дает возможность экономить затраты на перевалку и содержание, это очень удобно", - говорит главный инженер ООО "Батумский нефтяной терминал" Гоги Нароушвили.
Высококвалифицированные специалисты
Бесперебойная работа БНТ обеспечивается не только благодаря техническим мощностям, но и квалифицированным кадрам. Ежегодно более 50 процентов от штатной численности всего персонала БНТ проходят обучение по различным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, участвуют в семинарах и тренингах.
Эдгар Казанджян
"Я работаю в нефтяном терминале более 18 лет. За эти годы здесь произошло много положительных изменений, особенно в сфере техники безопасности. Два раза в год нам выдается спецодежда. Меня очень радует социальный пакет, предоставляемый компанией, - страховка для всей моей семьи, бесплатное питание и ежегодные новогодние подарки детям. Кроме того, у нас есть возможность квалификационного обучения", - отметил машинист технологических насосов ООО "Батумский нефтяной терминал" Эдгар Казанджян.
Среди работников ООО "Батумский морской порт" и династия Пагава. Моряк во втором поколении Роман Пагава гордится своей работой. Больше 20 лет он продолжает деятельность своего отца.
Роман Пагава
"Три поколения нашей династии связали свою жизнь с портом. Первым был мой отец – опытный капитан, в честь него даже назван буксир. В 1997 году работать в порт пришел и я. В прошлом году коллектив морского порта Батуми пополнил и мой сын. Он отвечает за техническую часть работы. Мы очень рады работать здесь. Батумский морской порт – это лицо города. Ни для кого не секрет, что Батуми начал развиваться благодаря порту", - сообщил морской суперинтендант Батумского морского порта.
Сухая погрузка
За 9 месяцев 2021 года Батумский нефтяной терминал перевыполнил план по перевалке на 35 процентов, что составило 995 тысяч тонн. При отсутствии объемов нефти, а также снижении объемов перевалки газа БНТ удалось компенсировать и перевыполнить плановый объем перевалки за счет привлечения новых, "туркменских" грузов.
Сегодня нефтяной терминал и морской порт Батуми – это важный транспортный коридор, обеспечивающий АО "КазТрансОйл" и Казахстану выход на мировые торгово-экономические рынки. Отсюда через Черное море идет перевозка углеводородов в Европу и на другие континенты.
Меруерт Шукуева