Знаменитая павлодарская мошка. Крылатая "достопримечательность" города на Иртыше
Она не дает вам прохода. Не дает возможности открыть глаза. Из-за нее нельзя просто спокойно стоять на месте, с кем-то общаться и что-то делать. Хочется поскорее убежать, спрятаться и оказаться в том месте, где ее нет. Все это о мошке. Павлодарской мошке. До столкновения с ней сложно поверить, что такая мелочь может принести столько беспокойства человеку. Возможно, нашествие этих насекомых в летнее время характерно не только для этого региона Казахстана. Но именно в Павлодаре эта тема на протяжении уже нескольких лет (во всяком случае наш сайт о ней регулярно пишет каждый год) является настолько актуальной, что ей периодически посвящают совещания в акимате, из-за нее чиновники получают нагоняй от руководителя области и на решение именно этой проблемы только в этом году изначально было выделено порядка 600 000 000 тенге. Для сравнения, это примерно стоимость 60 небольших однокомнатных квартир в Астане. Корреспонденты Tengrinews.kz Ренат Ташкинбаев и Турар Казангапов испытали на себе назойливость павлодарской мошки.
В Павлодаре просто потрясающая набережная.
Кажется, это идеальное место для досуга. Здесь можно поиграть в футбол.
Покупаться.
Покататься на роликах, велосипеде, попеть и послушать песни под гитару.
Но бывает такое время, когда лучше на набережную смотреть издалека.
Например, с панорамного этажа гостиницы Павлодар.
Дело в том, что каждый год почти в одно и то же время город на Иртыше становится заложником гнуса - различных кровососущих насекомых, таких как мошка.
Стоит только зайти на набережную, как эти насекомые буквально окружают тебя со всех сторон - лезут в глаза, уши, рот. Создают столько дискомфорта, что невозможно сохранять спокойствие.
Прохожие пытаются отмахиваться от мошкары ветками, но это спасает ненадолго и в результате такой борьбы человек как правило в конце концов сдается и покидает поле боя, в данном случае набережную.
Есть еще вариант - спрятаться в реке.
Но в конечном итоге мошка достанет вас и там.
Из Википедии можно узнать, что отек от укуса мошек гораздо больше, чем от укуса комара, соответственно, и боль тоже. Связывают это с тем, что при нападении мошка выкусывает плоть, в то время как комары прокалывают кожу. Именно об этом еще два года назад говорил нам в интервью заместитель акима Павлодарской области Мейрам Бегентаев: "Комариха кровь пьет, а мошка кусает, отрывая куски ткани".
Всю эту теорию в этот раз мы ощутили на себе. Глядя на этот укус, даже и не знаешь, как относиться к другой фразе из Википедии: "Помимо этого, слюна, попадающая в ранку при укусе, может вызывать тяжелую аллергическую реакцию - симулидотоксикоз". Надеюсь, нас это все минует.
В отличие от предыдущих фото, верхний снимок сделан уже не в самом Павлодаре, а в поселке, который к нему примыкает - Мойылды. Обратите внимание на мою спину (корреспондент Tengrinews.kz) на переднем плане. У прохожего на втором плане такого скопления гнуса нет, очевидно, это благодаря тому, что тот распыляет на себя какой-то спрей.
Это фото было сделано за несколько секунд до того, как здесь появилось много людей. Автобусы в этот поселок ходят по расписанию, и едва подъехал маршрут, как в него тут же заскочили все те, кто еще недавно стоял на остановке.
Впрочем слово "стоял" применять тут неуместно. Спасаясь от мошки, люди находились в постоянном движении.
На днях, комментируя нашествие мошки, павлодарские чиновники говорили о том, что насекомые после дождя становятся агрессивнее. А один из них и вовсе честно признался журналистам, что его лично мошка вообще не кусает. Ему повезло. Не то что нам.
В Мойылды мы обратили внимание на необычные устройства.
Местные нам рассказали, что это механизм для борьбы с насекомыми. Правда, говорят, как работают эти устройства, те, кто их установил, до конца разобраться не могут - инструкция на китайском языке.
Судя по сайту акимата Павлодарской области, местные власти в этом году проводили по меньшей мере три совещания, которые были посвящены борьбе с мошкой и комарами. В апреле сообщалось, что в 2018-м на дезинсекционные работы было выделено более 602 миллионов тенге. Правда, 22 миллиона из них удалось сэкономить после проведения госзакупок. Для сравнения, в 2017-м на борьбу с гнусом из бюджета области было выделено 595 миллионов тенге - втрое больше, чем в 2016 году.
Как рассказывали чиновники, из всех выделенных денег в этом году около 499 миллионов тенге было потрачено на покупку почти 200 тысяч литров биопрепарата "Бактицид", 29 миллионов тенге - на покупку почти 4,5 тысячи литров химического препарата "Аверфос". Обработку планировали проводить как на земле, так и на воде и с воздуха.
В начале июня руководитель департамента охраны общественного здоровья докладывала акиму, что ситуация с гнусом в области стабильная.
Текст: Ренат Ташкинбаев, фото: Турар Казангапов©