ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
16 апреля 2021 | 18:35

Цифровой аутизм. Как гаджеты лишают детей эмоций

ПОДЕЛИТЬСЯ

Детский невропатолог Константин Пушкарев в эфире проекта I-BALAQAI поделился своими мыслями на тему цифрового аутизма. Эксперт рассказал о том, что такое цифровой аутизм и как с ним бороться. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.


Иконка комментария блок соц сети

Детский невропатолог Константин Пушкарев в эфире проекта I-BALAQAI поделился своими мыслями на тему цифрового аутизма. Эксперт рассказал о том, что такое цифровой аутизм и как с ним бороться. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Апрель – всемирный месяц информирования об аутизме. Ежегодно в апреле проходят акции и информационно-просветительские кампании в помощь людям с расстройствами аутистического спектра.

Что такое аутизм?

Аутизм – это особенность развития, связанная с нарушением работы мозга. Простыми словами, это состояние, включающее в себя две группы симптомов:

а) нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия;
б) ограниченные повторяющиеся образцы поведения, интересов и активностей, а также особенности обработки сенсорной информации.

Но чем отличается цифровой аутизм от "классического"?

Гость эфира Константин Пушкарев считает, что цифровой аутизм – это новая, еще не исследованная форма нарушения мозга.

"Виртуальный аутизм появился относительно недавно, ему нет и 10 лет. Он начал развиваться тогда, когда появились мультимедийные плазмы, планшеты и телефоны. Когда дети, имея нормальное развитие, как мы, неврологи, называем, получают неврологический откат. Если у "классического" аутизма есть врожденные предпосылки, то данная форма нарушения проявляется лишь в 1,5 года", - делится он.

По словам эксперта, развитие цифрового аутизма берет начало с момента формирования речи и напрямую связано с кишечником.

При чем тут кишечник?

"Всю информацию, которую мы воспринимаем, мы воспринимаем через рот. Вкусовые анализаторы и изучение ребенком предметов – все это развивается методом пробы. Важным моментом в этой ветке развития является 6-месячный возраст ребенка, когда вводится прикорм в виде каш, пюре и так далее. Как раз в этот период можно избежать неврологического отката. Ведь мозг понимает: нужно жевать пищу. Тем самым развивая артикуляционные навыки", - отмечает Константин Пушкарев.

Спикер также говорит о том, что тектоника мозга нарушается тогда, когда родитель дает ребенку планшет во время приема пищи.

"У меня был случай, когда один малыш во время трапезы слушал одну и ту же песню из мультика "Колобок". Песня длилась минуту, он слушал ее непрерывно несколько раз в день. Его мозг отформатировал себя так, что, как только ребенок слышал эту мелодию, мозг подавал сигнал, что нужно что-то пожевать", - вспоминает гость эфира. "Это первый этап, когда молодым родителям нужно знать и понимать взаимосвязь работы кишечника с мозгом. Когда человек жует, он должен понимать, что он жует".

Второй немаловажный момент, который отметил спикер, - это разговор.

"С ребенком нужно разговаривать, ему все нужно объяснять. Родители, думающие, что дети до пяти лет императоры, а только после они рабы и что ребенку нужно все разрешать, он маленький и не понимает, – так делать нельзя. Ваш ребенок должен осознавать, что правильно, а что нет. Допустим, когда ребенок сует пальцы в розетку – мы ведь всегда объясняем, что так нельзя. Тем самым детский мозг запоминает все опасности", - советует невролог.

Бытует мнение и есть целый ряд исследований, в которых отмечают, что аутизм – это болезнь гениев. Так ли это? И всегда ли это настолько страшно?

По словам эксперта, аутизм имеет 98 видов и сказать точно никто не может.

"Это зависит от формы. В Казахстане я не знаю ни одного специалиста, который бы точно знал все квалификации. Эйнштейн, Билл Гейтс – аутисты, и с ними работали специалисты. Но много случаев, когда мы видим, что в основном это несоциализированные люди", - считает спикер.

Как развивается цифровой аутизм и с чем связан его прирост?

Константин отмечает, что принцип аутизма: "не вижу – не слышу – не говорю".

Первый момент. Ребенок смотрит телевизор, констатируя диалог в нем, он пытается сказать что-то, среагировать, словно заявляя: “Вот он я, посмотрите на меня“. Но, осознавая, что на него не обращают внимания, он перестает это делать.

Второй момент – зрительный контакт и сами персонажи.

"Раньше в мультфильмах были красочные и живые персонажи. Сейчас фигуры непонятные: то ли это человек, то ли животное, то ли материя непонятная. Дети понимают: зачем смотреть в глаза, если глаз как таковых нет?"

Третий момент – когда мозг перестает реагировать на имя. Спикер делится, что детский мозг может не воспринимать систему "имя – команда". Поэтому советует говорить ребенку или команду – то, что вы хотите от него получить, или предмет. И обязательно в обращении подключать имя.

"Есть система Smart Brain. Она показывает, что наш IQ стал падать с 1986 года. Именно тогда, когда появился первый компьютер. Видите корреляцию?
Сейчас дети отказываются учить таблицу умножения. Зачем она нужна, если под рукой телефон? Зачем в целом знать математику и счет, когда есть гаджет?
Упрощая себе жизнь таким образом сейчас, мы усложняем ее в будущем", - приводит пример гость эфира. "Конечно, я не обобщаю. Мир, может, и погрязнет в низких IQ, но будут и настоящие гении. Это обнадеживает".

В ответ на вопрос "Как обстоят дела с детьми, которые год отучились в карантинном режиме?" эксперт отмечает большое влияние изолированной среды на трансформацию личности ребенка.

"Ребенок ведет себя при родителях иначе. Когда рядом нет родителей и их опеки, каждый из них – герой, вожак стаи. Тут момент такой, что из-за новой среды, в которой дети вынуждены находиться, они чаще стали заикаться, повсеместно процветает логоневроз, тики и синдром Туретта. Родители не понимают, в чем проблема, но на самом деле тут все очевидно. Просто ребенок не может открыться монитору. Он зажат в тисках. Поэтому для развития личности так важна социализация", - считает он.

5 основных принципов воспитания здорового человека по рекомендации эксперта:

  1. Взаимопонимание. Когда ребенок плачет, не качайте его, а поймите, почему он плачет.
  2. Доверие. Если вы доверитесь своему ребенку, и он будет вам доверять.
  3. Социализировать детей. Общество и навыки коммуникации развивают личность ребенка.
  4. Персонификация. По мнению невролога, любой человек уникален.
  5. Всему свое время. Важно не упустить время и ценить каждый момент со своим ребенком. Подумайте о том, что вы сейчас можете дать ребенку.

"Как пришел откат, так придет и осознание. Я советую убрать на какое-то время раздражающий фактор, который заставляет ребенка быть в виртуальном мире.
Разговаривайте со своим ребенком, учите его эмоциям. Когда он их начнет осознавать, он начнет понимать среду, в которой растет. Родителям необходимо понять, что им нужно лишь направлять свое чадо. Помните, что у ребенка останется тот характер, который был заложен до 16 лет. Вы можете в дальнейшей жизни подстраиваться под социум и его законы, но сам характер уже не поменяется. Потому так важно заложить фундаментально правильные основы", - резюмировал эксперт.

Основатели проекта I-BALAQAI - медиахолдинг Alash Media Group и Montessori Qazaqstan Public Fund. Информационный партнер – социальная сеть "ВКонтакте".

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале I-BALAQAI.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM, VOSTOK FM.

Подробнее о проекте - на официальной странице I-BALAQAI в Instagram.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Anchor.FM и во "ВКонтакте".

Выражаем благодарность компании RTS Decaux за предоставление локации для съемки программы.

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети