ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
05 сентября 2023 | 14:00

Эксперт объяснил причину роста тарифов на мобильную связь и интернет

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

В Алматы прошел Eurasian Mobile Summit 2023. На этом важном для всех участников процесса обеспечения населения связью мероприятии обсуждался широкий круг вопросов, которые касались не только мобильной связи, но и всей телеком-отрасли. Во время панельных дискуссий и индивидуальных сессий участники мероприятия обсудили темы обеспечения качества, необходимости технического развития, грядущей модернизации, роста цен и повышения тарифов. Особенно большой интерес вызвала последняя тема, и своими размышлениями о причинах повышения тарифов поделился один из спикеров саммита, независимый эксперт Нуркен Халыкберген.


Иконка комментария блок соц сети

В Алматы прошел Eurasian Mobile Summit 2023. На этом важном для всех участников процесса обеспечения населения связью мероприятии обсуждался широкий круг вопросов, которые касались не только мобильной связи, но и всей телеком-отрасли. Во время панельных дискуссий и индивидуальных сессий участники мероприятия обсудили темы обеспечения качества, необходимости технического развития, грядущей модернизации, роста цен и повышения тарифов. Особенно большой интерес вызвала последняя тема, и своими размышлениями о причинах повышения тарифов поделился один из спикеров саммита, независимый эксперт Нуркен Халыкберген.

"Повышение тарифов неизбежно. Происходит это по следующей причине. Компании-операторы мобильной связи – это, прежде всего, бизнес, а не благотворительная организация, и их работа ведется по законам бизнеса. Во всем мире мобильные и телеком-операторы создаются для того, чтобы зарабатывать деньги. Здесь важно отметить, что в нашей стране оборудование и программное обеспечение для этой отрасли не производится. Так или иначе вся необходимая техника, которая используется в телеком-сфере, завозится в Казахстан, причем не из ближнего зарубежья, а из дальнего, и оплачивается в долларах. Кроме того, в отличие от компьютера, оборудование операторов работает в режиме 24/7, при этом большая часть – в достаточно агрессивной среде: солнце, жара, холод, перепады температур. Например, одна из достаточно распространенных проблем – выгорание и рассыхание кабелей базовых станций под солнечным излучением. Важно понимать, что антенны – не просто железки, к ним прилагается программно-аппаратное обеспечение, включая процессоры и схемы. Это все требует бесперебойного питания электричеством, для чего операторы вынуждены ставить источники бесперебойного питания – генераторы, аккумуляторы. Это все затраты", - считает эксперт.

Это оборудование постоянно нуждается в модернизации и апгрейде. Представьте, что вы купили себе компьютер – он не может служить вам всю жизнь, и вы не можете не менять его 30 лет, такого просто не бывает. Время от времени человек вынужден покупать новый компьютер, а также обновленные версии программного обеспечения к нему, офисный пакет программ и какие-то комплектующие. Мобильные операторы находятся в похожей ситуации, только устроено у них все гораздо сложнее: так, каждый звонок обслуживается не менее чем 15-17 IT-системами. Эти системы необходимо ежегодно апгрейдить, повышать скорость их действия. Почему? Потому что сами производители мобильного оборудования: сотовых телефонов, модемов, планшетов и даже телевизоров, которые последнее время стали полноценными участниками приемо-передающих процессов – постоянно модернизируют свои устройства.

"Например, если раньше мы вообще не говорили о виртуальной реальности, то сейчас VR-очки – обыденный инструмент для множества профессий. Ими пользуются операторы тяжелого машиностроения, врачи, преподаватели и студенты, специалисты по безопасности и художники. Второй хороший пример – дроны, дистанционное управление которыми может осуществляться дистанционно с помощью технологий, основанных на широкополосной передаче данных, аналогичных интернету, но с более высокой степенью информационной защиты. Точно также дронами можно управлять в шахтах, задымленных помещениях или областях, опасных для человека. Все это – часть мирового прогресса, от которого никуда не деться", - уверен Халыкберген.

Если мы откажемся от этого, отстав от общей скорости развития, и мир уйдет далеко вперед, отмечает специалист, чтобы, условно, догнать его, придется потратить в 3-4 раза больше средств на инвестиции. Поэтому появление новых аппаратов, форматов, систем и программного обеспечения – только iOS с 2006 года обновлялся целых 17 раз – требует от нас все больших и больших объемов данных.

"Чтобы обслуживать передачу информации, нельзя отставать. Та же корпорация Apple ставила условия мобильным операторам, обещая продавать свои устройства лишь в тех странах, где есть связь формата от 3G. Представляете, компании уже диктуют операторам, где и как они будут работать. Для всех операторов и рынка мобильной связи, в принципе, это знаковый момент", - добавляет наш собеседник.

Вместе с тем, как компьютеры и другие гаджеты требуют все большего количества данных, увеличивается, например, и разрешение изображений. Обычный телефон поддерживает разрешение около 2500х1500 пикселей, и можно смотреть условный фильм в таком разрешении, а можно – в более новом формате 4К Ultra HD. Все это ведет к тому, что фильм в разрешении 4К будет весить 3 Гб, а в формате 2500х1500 пикселей – 1 Гб. Один и тот же фильм, но в одном случае мы платим за 1 Гб, а в другом – в три раза больше. Появились также и ресурсы, которые не работают с видео, качество которых ниже определенного уровня. Например, Netflix диктует нам, в каком именно разрешении и с каким уровнем качества картинки нужно смотреть те или иные фильмы, ролики или сериалы – он просто не дает пользователю снижать качество битрейта. То же самое происходит и с YouTube, и с радио, и с сервисами для прослушивания музыки в режиме онлайн.


"Все это, несомненно, к сожалению, увеличивает расходы потребителя. Учитывая, что оборудование нужно апдейтить, а объем передачи данных, так или иначе, непрерывно растет – все это в совокупности ведет к увеличению затратной части. Повторюсь, операторы мобильной связи – это бизнес, созданный зарабатывать. Поскольку себестоимость товара складывается из стоимости оборудования, лицензии, фонда оплаты труда, аренды оборудования, а также закупа, налогов, маркетинговых расходов – появляется определенная точка безубыточности. Вспомните, как в самом начале, в 1997-98 годах, когда сотовая связь у нас только появилась, она была предметом роскоши. Телефоны стоили порядка 1 000-2 000 долларов, а ежемесячная абонентская плата составляла 500 долларов. Затем она стала снижаться – с 1997 по 2005 до 10 долларов, затем появился тариф по 60 тенге за минуту разговора, затем 45 тенге, и 36 тенге, потом упал до 8 тенге. У пользователей было прочное ощущение, что эта игра может продолжаться бесконечно, связь будет только дешеветь. Но курс доллара менялся в 1998, 2005, 2011 и 2016 годах – с 64 тенге подрос до 450 нынешних. Но казахстанские мобильные операторы деньги зарабатывают не в долларах, а в тенге, и если раньше мы тратили на связь условную 1000 тенге, раньше это было около 10 долларов, то сегодня это только 2 доллара. А оборудование, которое требуется закупать ежегодно, приобретается за доллары. Оператор, который понимает, что в долларах ему нужно зарабатывать больше, будет вынужден увеличивать стоимость каждой минуты разговора и каждого мегабайта", - рассказывает эксперт.

Кроме того, весь интернет не существует только на территории нашей страны – большая часть серверов и необходимых нам данных, будь то Facebook, TikTok или HBO Max и другие, находятся за рубежом, и эти данные нужно перекачивать по транспортному каналу связи туда и обратно. Терабайты этой информации передаются зарубежными операторами, и за подключение к внешнему каналу связи, как и за скачивание определенного объема, операторы так же платят в свободно конвертируемой валюте. Проще говоря, в то время как мы платим локальному оператору за скачанный из-за рубежа гигабайт данных, он сам платит за это зарубежному оператору – этот процесс напоминает некий межоператорский роуминг.

"Итого, что мы имеем: затраты наших операторов в большей степени происходят в валюте, а зарабатывают они в тенге. Девальвация приводит к тому, что заработок операторов в валюте снижается, а расходы из-за непрерывного процесса развития только растут. Чтобы это компенсировать, мобильный оператор вынужден увеличивать свои тарифы. Поэтому, хотим мы этого ли нет, с течением времени тарифы будут расти. Это не проявление жадности компаний или их собственников - это законы рыночной экономики, при которой ни одно предприятие не будет работать себе в убыток", - заключает Нуркен Халыкберген.

Партнерский материал
Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети