ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
07 декабря 2022 | 10:04

Как "Казахтелеком" справляется с возрастающей нагрузкой на сеть

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Компания "Казахтелеком" в текущем году сконцентрировалась на повышении качества оказываемых ею услуг, продолжив наращивать собственную сетевую инфраструктуру и развивая предоставляемые сервисы. Эта работа проводится на фоне ежегодного увеличения количества интернет-пользователей и роста трафика в сетях, что создает дополнительную нагрузку на оборудование и каналы передачи данных. О том, как крупнейший телеком-оператор страны решает данные проблемы, в интервью нашему изданию рассказал директор по качеству дивизиона "Сеть" АО "Казахтелеком" Чингис Кускамбасов.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Компания "Казахтелеком" в текущем году сконцентрировалась на повышении качества оказываемых ею услуг, продолжив наращивать собственную сетевую инфраструктуру и развивая предоставляемые сервисы. Эта работа проводится на фоне ежегодного увеличения количества интернет-пользователей и роста трафика в сетях, что создает дополнительную нагрузку на оборудование и каналы передачи данных. О том, как крупнейший телеком-оператор страны решает данные проблемы, в интервью нашему изданию рассказал директор по качеству дивизиона "Сеть" АО "Казахтелеком" Чингис Кускамбасов.

В Казахстане за счет внедрения новых функций и приложений ежегодно "утяжеляется" трафик социальных сетей и контент-провайдеров, для обеспечения качественного доступа к данным ресурсам операторы связи должны обеспечить максимальную пропускную способность своих каналов и минимизировать уровень потерь и задержек. Решаются эти проблемы за счет локализации в Казахстане наиболее популярных у пользователей интернет-площадок и наращивания пропускной способности внутренней сети. По словам Чингиса Кускамбасова, на текущий момент общая пропускная способность установленного "Казахтелекомом" кеширующего оборудования составляет 3,5 Тбит/с. и за последние 5 лет увеличилась на 2,2 Тбит/с.

Наша компания имеет развитую локальную инфраструктуру, а также прямые стыки с крупнейшими мировыми и казахстанскими CDN/контент-провайдерами – Google, Amazon/Twitch, Facebook/Meta, VK, Netflix, Valve, Akamai, Cloudflare, AITUBE, MEGOGO, - говорит руководитель дирекции дивизиона "Сеть" крупнейшего телеком-оператора страны. – Это дает нам возможность активно локализовывать в Казахстане трафик популярных контент-провайдеров, на данный момент локализовано более 50 % трафика этих провайдеров, что обеспечивает надежность, стабильность и качество предоставляемого сервиса, за счет минимизации уровня потерь и задержек, а также расположения контента ближе к абонентам. Помимо локализации CDN-площадок, "Казахтелеком" ежегодно увеличивает емкости внешних интернет-каналов, прорабатывая альтернативные и резервируемые маршруты.

- На сколько емкость внешних каналов выросла за последние 5 лет?

- Емкость внешних каналов интернета за 5 лет увеличена на 1 Тбит/с., в 2018 году она составляла 940 Гбит/с., на текущий момент она равна 1940 Гбит/с. Однако я хотел бы обратить ваше внимание на другой параметр оценки качества работы сети – на уровень утилизации канала связи в час наибольшей нагрузки (ЧНН). Постоянный контроль данного параметра позволяет нам своевременно выявлять направления с высокой нагрузкой и предотвращать ситуации, при которых происходит деградация качества передачи пакетов данных из-за их потерь или увеличения времени их доставки (задержка сигнала). На сегодняшний день утилизация каналов в ЧНН у нас составляет порядка 60 %, что обеспечивает бесперебойность и высокое качество сигнала. Одновременно мы постоянно ведем работу по подключению новых внешних каналов, прорабатываем альтернативные маршруты – например, в связи с ситуацией в Украине. Мы должны постоянно прогнозировать возникновение внештатных ситуаций и быть готовыми к балансировке трафика между различными направлениями, как внешних каналов, так и внутренних.

- Мы внутри страны активно потребляем контент зарубежных провайдеров, а извне что-то "экспортируем"? Есть ли казахстанский контент, за которым по тем же внешним каналам приходят пользователи других стран, или движение по этим каналам одностороннее, только внутрь страны?

- Нет, на "выход" каналы тоже работают, поскольку информационное поле Казахстана в сравнении с остальными странами Центральной Азии развивается семимильными шагами. Сейчас на просторах Казнета и за его пределами набирает популярность национальный медиахостинг Aitube.kz, объединяющий в себе эксклюзивный отечественный контент, преимущественно на государственном языке. Кстати, в феврале этого года в адрес нашей компании стали поступать многочисленные жалобы от абонентов на неудовлетворительное качество доступа к этому ресурсу, и наши специалисты незамедлительно выявили узкие участки сетевой инфраструктуры сторонних провайдеров, за пределами сети "Казахтелеком". Оперативно было разработано техническое решение, и вся экосистема Aitube была подключена к сети "Казахтелеком" на уровне нескольких каналов в 10 и 100 Гбит/с. в городах Алматы и Павлодар, заключен эксклюзивный меморандум. Благодаря профессиональной и командной работе специалистов компании удалось локализовать трафик Aitube внутри сети "Казахтелеком", за счет чего удалось снизить нагрузку на внешние ресурсы и сократить затраты, а также гарантированно обеспечить качество для наших абонентов и оказать поддержку развитию отечественного контента.

- А как обстоят дела с платформой TV+? Этот продукт "Казахтелеком" продолжает развивать?

- Да, в наших планах внедрить на этой платформе разнообразный качественный локализованный контент, учитывающий интересы и предпочтения пользователей, без лишних устройств и проводов, с удобным интерактивным интерфейсом. Ориентировочные направления развития продукта, по которым проводятся исследования на предмет возможности реализации, - это применение дополнительной монетизации для ТВ-контента, видеостриминг, увеличение вовлечения в сервис, интеграция с кинотеатрами, внедрение единого формата контента. Главная задача платформы - обеспечение казахстанцев доступом к отечественным телевизионным программам и передачам: сейчас абоненты TV+ имеют доступ к более чем 170 телеканалам, не менее трети из которых составляют отечественные телеканалы.

Недавно было расширено предложение по детским телеканалам на казахском языке – добавлена казахская дорожка на телеканал TJ и канал Nickelodeon HD, вещающий 100 % на казахском языке. В настоящее время работаем над решением технических вопросов с интеграцией первого казахстанского онлайн-кинотеатра "100 % Qazaqsha", чтобы предложить пользователям дублированный на казахском языке зарубежный контент. Помимо этого, постоянно обновляется кинотеатр "Сделано в KZ" - в скором времени в данном разделе, помимо контента собственного производства от казахстанских телеканалов, можно будет увидеть новинки отечественного кинопроката.

- Весь этот контент требует качественного сигнала, а самое лучшее качество сигнала сейчас гарантирует оптоволокно. Как обстоят дела с переходом на него в городах?

- Да, по нашим данным, 70 % всех обращений абонентов с жалобами на низкое качество связано с использованием устаревших медных технологий, таких как ADSL. Вопрос перехода с меди на оптику в городах рассматривается как одна из ключевых стратегических инициатив АО "Казахтелеком" в перспективе на ближайшие 5 лет. На данный момент проводится соответствующая оценка реализации данной инициативы. Считаем, что это новый виток развития сети и смены технологий, который позволит предоставлять качественный сервис в соответствии с растущими потребностями клиентов. На текущий момент уже запущен пилот по реализации полного перехода в городе Курчатове в Восточно-Казахстанской области, мы планируем в дальнейшем распространить опыт этого пилота на все города страны. Данный переход позволит абонентам получать наши услуги с высоким качеством и скоростью и полностью удовлетворить потребности клиентов.

Помимо ухода от медных линий, в планах компании выполнить переключение 92 станций РРЛ (радиорелейной связи) на наземные оптические каналы связи. Это то, что касается городов, а на селе для обеспечения доступа к телекоммуникационным услугам и развития предпринимательского бизнеса в рамках реализации проекта "Цифровой партнер в селе" с мая текущего года выдано более 30 технических условий для цифровых операторов. Это частники, которые подключатся к нашей оптоволоконной магистрали и будут обслуживать построенные ими же сети в сельских населенных пунктах по технологии Wi-Fi-радиомост. Там скорость будет в десятки раз выше, чем то, что способна дать ADSL, так что мы рассчитываем на оперативную интернетизацию всей страны, поскольку параллельно работе с МСБ активно ведутся подключения совместно с мобильными операторами по проекту "ВОЛС СНП" и "250+".

- Новые проекты – это новые абоненты, пропускная способность внутренней сети выдержит такое увеличение?

- Да, потому что ежегодно наша компания выделяет существенные средства для реализации задач по расширению пропускной способности сети и ее модернизации: так, в 2022 году "Казахтелеком" модернизировал одну плоскость ядра сети, нарастив пропускную способность до 3,6 Тбит/с. (1,2 Тбит/с. на одно направление), обеспечив тем самым мощный фундамент для пропуска "тяжелого" трафика. На текущий момент утилизация в ЧНН составляет около 30 %, что обеспечивает запас по емкости в долгосрочной перспективе. Вместе с тем компания внимательно следит за потребностью рынка и на проактивном уровне осуществляет модернизацию и расширение сети.

Помимо этого, активно ведутся работы и по тестированию новых технических решений, связанных с виртуализацией сетевых функций и использованием открытой архитектуры, в 2022 году проведено несколько пилотных тестов таких решений, часть из них уже успешно интегрирована и работает в существующей архитектуре сети. Внедрение решений с открытой архитектурой позволяет не привязываться к конкретным производителям оборудования, разделяет работу программной и аппаратной части устройств и резервирует работу программной части за счет перевода в облачные технологии. В результате сокращается время на устранение повреждений, быстрее восстанавливается доступ к сервисам для абонентов.

- А как сейчас осуществляется взаимодействие с клиентами?

- Одна из главных задач АО "Казахтелеком" - сделать сервис для наших абонентов максимально удобным, чтобы можно было быстро решить все вопросы: от подключения услуг телекоммуникаций до переоформления услуг и постпродажного обслуживания. И для этого уже не обязательно выходить из дома, посещая пункты сети сервиса: достаточно написать нам по номеру 8 708 0000 160, воспользовавшись WhatsApp/Telegram-каналом, или установить на свой смартфон мобильное приложение TELECOM.KZ: эти решения максимально удобны для клиентов, поскольку требуют от них минимальных временных затрат на взаимодействие с компанией. Тем более что с 2021 года онлайн-каналы переведены на круглосуточный режим обслуживания: на сегодняшний день 62 % всех наших абонентов обслуживаются в онлайн-каналах, более 30 % обращений по вопросам подключения услуг отрабатывается в онлайн-формате. Вместе с тем мы ведем активные действия по улучшению клиентского пути, а также профилактике повреждений, так, количество жалоб в первом полугодии текущего года удалось снизить на 26 % в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. В целом мы стремимся повысить уровень сервиса в условиях резкого роста потребления контента для обеспечения клиентов комфортным доступом к современным услугам телекоммуникаций.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer