Малосемейный дом с сомнительной репутацией находится в Костанае. Покосившиеся двери, грязный подъезд и комната в 15 квадратных метров. Здесь уже почти год проживает сирота Николай Жиделев с гражданской женой и сыном. Снимает жилплощадь бывший детдомовец за 45 000 тенге. Не лучший вариант, зато дешевый. С наступлением холодов к нему за помощью потянулись друзья из интерната. Подробнее в репортаже Теngrinews.kz.
Малосемейный дом с сомнительной репутацией находится в Костанае. Покосившиеся двери, грязный подъезд и комната в 15 квадратных метров. Здесь уже почти год проживает сирота Николай Жиделев с гражданской женой и сыном. Снимает жилплощадь бывший детдомовец за 45 000 тенге. Не лучший вариант, зато дешевый. С наступлением холодов к нему за помощью потянулись друзья из интерната. Подробнее в репортаже Теngrinews.kz.
Кто-то устал ночевать в подъездах, кто-то просто оказался в тяжелой жизненной ситуации. Теперь вдесятером они ютятся в тесной комнатушке. Сразу же с порога начинается что-то вроде кухни, стоит стол с электрической плитой и холодильник. Чтобы пройти в комнату, надо еще совершить марш-бросок через гору обуви.
Уже с порога доносится ароматный запах еды, сегодня здесь праздник. И пусть бесбармак из окорочков, сироты признаются, вкуснее и не ели. То ли действительно так, то ли к еде присоединился вкус победы. В ближайшие дни все гости этой квартиры переедут во временное жилье, этого им удалось добиться благодаря Ассоциации детских домов в Казахстане. А пока здесь все еще негде яблоку упасть.
Асем Шампеисова
Николаю Жиделеву 26 лет. Десять лет назад он покинул стены детского дома-интерната, после которого дорога одна - в колледж.
"Чем мы хотим заниматься, у нас не спросили. Просто распределили кого в колледж, кого в дом юношества. Не дали даже право выбрать профессию. Нас всех отправили учиться на сапожника. Но она особо не востребована сегодня. Я после переобучился на сварщика через центр занятости. Сейчас постоянной работы нет, выезжаю на заказы. С женой познакомился как и все, в интернете. В официальном браке не состоим, потому что хочу сделать свадьбу, не просто кольца вручить, а собрать всех наших друзей, все как у людей, думаю, в этом году получится", - рассказывает Николай.
Николай Жиделев (в красном)
Каждый год, как наступает зима, бывшие выпускники знают, на кого надеяться, звонят Николаю, он никому не отказывает. В тесноте да не в обиде. Деньги на съем у него всегда находятся, остальные уже по мере возможности помогают, кто продуктами, кто оплатой коммунальных услуг. Летом сиротам проще, кто-то ночует на дачах, кто-то на работе. Зимой с этим сложнее. Вот и на этот раз сироты собрались по традиции у Николая.
Асем Шампеисова тоже нашла здесь пристанище. Девушка воспитывалась в патронатной семье. Однако в 18 лет, по словам Асем, ее выгнали из дома. Так и познакомилась она с этой компанией. Позже она вышла замуж, родила двоих детей и развелась. Сейчас официальной работы нет. Из-за отсутствия жилья пришлось две недели жить с детьми в школе, там, где и работала.
"Директор и техперсонал начали возмущаться, мол, что это такое, не положено. Я забрала и стала оставлять детей здесь у Коли. Пока нас не стало слишком много. Хотя к тем, у кого дети, здесь очень трепетно относятся, мы спали на кровати, все остальные на полу. Но я понимала, что это не лучший вариант для детей, да и стеснять остальных не хотелось. Поэтому спустя время я никому ничего не сказала, по собственному желанию пошла, написала заявление в городской отдел образования, позже они приехали и забрали детей в ЦАН. Они до сих пор там. Но я каждый день хожу к ним, не с пустыми руками. Сейчас обустрою комнату, которую дали нам, как временное жилье, и заберу детей", - со слезами на глазах рассказывает Асем.
Алла Дубровская
В такой же непростой ситуации оказалась и Алла Дубровская. С двумя детьми после смерти мужа она оказалась на улице.
"На работу выйти не могу, детей не с кем оставить. На тот момент я торговала овощами и фруктами. За съем платить стало нечем, и остаюсь я с детьми на улице. Первый день ночевала в подъезде, но жильцы увидели и стали возмущаться, что вызовут опеку. Вторую ночь ночевали на скамейке у вокзала, вот так вот три дня протянула. Затем занимала деньги у знакомых и пару дней прожила в съемном жилье", - вспоминает Алла.
Надежда Назаренко и Асем Шампеисова
Один случайный телефонный звонок и Аллу приютила знакомая из дома-интерната Надежда Назаренко. Правда, через три дня и она с супругом, и Алла остались на улице, так и попали все вместе к Николаю. Надежда на 9-м месяце беременности и уже через пару дней ждет пополнение. Девушка надеется, что с малышом они уже заедут в свою комнату.
"Когда мы остались без жилья, с мужем попросились к моей маме (она лишена родительских прав). Она нас приютила. Но каждый день выпивала, поэтому на этой почве у нас случались конфликты и пришлось съехать. Муж говорит, давай позвоню Коле, может, он нас приютит, так и попали к нему", - рассказывает Надежда Назаренко.
Марат Бучиев (спереди) и Сергей Горбанос (сзади)
Нашлось место в этой тесной комнате и однокласснику Николая Бучиеву Марату.
"После интерната жил два года и работал на СТО. Спали там прямо на бетоне. После пошел учиться на повара, проработал 7 лет по профессии. Мне даже снимали квартиру, но признаюсь, присел на стакан и потерял и работу, и жилье. Сейчас работаю машинистом малых котельных в ТЭК в Рудном. Как только получу комнату, меня пообещали перевести по работе в Костанай", - рассказывает Марат.
Непростая судьба и у Сергея Горбаноса, он круглый сирота. По словам парня, его несколько раз спасали из рабства.
"Дядя сдал меня в интернат. Он сейчас хочет наладить контакт через старшего брата, я не хочу, обида на него. В 15 лет меня выкинули из интерната, я попал в дом юношества. Меня кидают то туда, то сюда, будто меня не существует в этом мире. Когда мне исполнилось 16 лет, выяснилось, что у меня нет документов, я нигде не числился, меня будто и не было на белом свете", - делится Сергей Горбанос.
После, по словам парня, он стал восстанавливать документы и выяснил, что есть счет в банке, но с него сняты деньги. Попадал пару раз в рабство. До этого работал грузчиком, но сейчас из-за грыжи приходится перебиваться случайными заработками.
Все сироты, объединенные непростой судьбой и одной квартирой, обратились в Ассоциацию бывших выпускников детских домов, которая была создана в декабре прошлого года. Ее возглавляет бывший детдомовец Рафаэль Гасанов. Он незамедлительно выехал в Костанай и собрал за круглым столом чиновников и сирот. И в ходе эмоционального диалога выход все же нашли. Акимат выделил 5 комнат в общежитии для подопечных Николая. Чтобы никого не обидеть, сироты решили заселиться по несколько человек в комнату.
Дома за горячим бесбармаком бывшие детдомовцы обсуждали планы на будущее: как обустроить комнаты, кто с чьими детьми будет по необходимости сидеть. Для них это маленькая победа. Власти обещали разобраться и со счетом Сергея Горбаноса, ведь, по его словам, деньги были и кто-то их снял.