Сегодня, 5 сентября, исполняется 150 лет со дня рождения ученого, основоположника казахского языкознания и литературоведения, реформатора национального письма Ахмета Байтурсынова, передает Tengrinews.kz.
Сегодня, 5 сентября, исполняется 150 лет со дня рождения ученого, основоположника казахского языкознания и литературоведения, реформатора национального письма Ахмета Байтурсынова, передает Tengrinews.kz.
Ахмет Байтурсынов - казахский поэт, ученый-литературовед, тюрколог, публицист, педагог, переводчик и общественный деятель, один из лидеров национально-освободительного движения казахского народа начала XX века, государственный деятель, просветитель и член исполнительной власти Алаш-Орды.
Биография ученого-лингвиста
Ахмет Байтурсынов родился в ауле Акколь Жангельдинского района Костанайской области в 1872 году.
Когда ему было всего 13 лет, полицейские устроили погром в семейном ауле. Отец Ахмета и его старшие братья не стерпели издевательств и избили полковника Яковлева, который руководил карательной операцией. За это они были сосланы в Сибирь на 15 лет.
Грамоту герой нашей статьи освоил у местных мулл, а начальное образование получал в Тургайском училище, а после его окончания в 1891-м пошел учиться в учительскую семинарию просветителя Ыбырая Алтынсарина в Оренбурге. Сразу после окончания семинарии в 1895 году Ахмет Байтурсынов стал работать учителем.
Преподавательская деятельность
До 1909 года преподавал в волостных училищах. Когда работал в Костанайском уезде, жил у лесника, полюбил его дочь Александру. Вскоре они поженились по мусульманскому обычаю. Жена Ахмета Байтурсынова сменила не только фамилию, но и имя.
Молодые супруги переехали в Костанай, где Ахмет Байтурсынов преподавал в русско-казахской школе. В частности, в 1895-1909 годах работал учителем в русско-казахских школах Актобе и Костанай, заведовал городским училищем в Каркаралы.
С 1905 года он начинает активно увлекаться политическими процессами в стране. Например, принимает участие в составлении "Каркаралинской петиции", в которой поднимались вопросы местного управления, суда; изменения системы народного образования; свободы совести и вероисповедания; выпуска газет, открытия типографий; принятия новых законов.
1 июля 1909 Байтурсынов был арестован и посажен в Семипалатинскую тюрьму по обвинению в распространении идеи автономного самоуправления, разжигании национальной вражды между русскими и казахами. Царскими властями принимается решение о его выселении из Казахстана.
Выступления за самостоятельность Казахстана
В его политической риторике все явственнее прослеживаются идеи независимого Казахстана. В 1913 году вместе с Алиханом Бокейхановым, Миржакипом Дулатовым Байтурсынов издал первую общенациональную газету "Қазақ", которая выступала против передачи русским крестьянам-переселенцам лучших земель, предостерегала от поспешного перехода кочевых аулов к оседлости, знакомила с методами ведения земледелия и животноводства, призывала к единению народа и активной политической борьбе, повышению грамотности и культурного уровня.
Байтурсынов считает, что для сохранения Казахстаном самостоятельности необходимо, в первую очередь, стремиться к просвещению и культуре. Необходимо развивать литературу на казахском языке. Наличие собственного языка и литературы считал неотъемлемыми факторами, без которых не существует народа.
Газета "Қазақ" выпускалась до 1918 года. Все это время она была ключевым общественно-политическим казахским изданием. Целых пять лет казахское сообщество имело возможность излагать свои идеи и рассуждать по насущным вопросам.
Во время Октябрьской революции
В январе 1916 года Байтурсынов участвовал в заседании мусульманской фракции Госдумы. Свою точку зрения на отношение народа к Февральской и Октябрьской революциям Байтурсынов сформулировал так: "Насколько казахам была понятна Февральская революция, настолько Октябрьская оказалась ими непонятой. Первой казахи вняли дословно и восприняли с радостью, потому что она избавила их от эксплуатации и угнетения царских властей, в них укрепилась давняя мечта о самоуправлении". Осторожное отношение казахов к Октябрьской революции Байтурсынов объяснял отсутствием в обществе капиталистических отношений и соответствующих классовых слоев общества.
Байтурсынов, Бокейханов и Дулатов - создатели партии "Алаш" и правительства Алаш-Орды, отцы казахской национальной государственной идеи.
Освобождение
В 1934 году важную роль в биографии Ахмета Байтурсынова сыграла Екатерина Пешкова (супруга Максима Горького). В то время она работала в комиссии Красного Креста. Благодаря ее ходатайству Байтурсынова освободили.
Он воссоединился с семьей. Вместе с уже тремя приемными детьми приехал в Алма-Ату. До самой смерти жил в доме, который позже получил статус дома-музея.
8 октября 1937 вновь подвергся аресту. Находясь в заключении, на вопрос следователей ответил: "Мой идеал - по возможности выше поднять благосостояние, культуру казахского народа, а так как это благое дело находится на стадии начинания, я преклоню голову перед той властью, которая удовлетворит мое желание".
Через два месяца, 8 декабря 1938 года, его расстреляли по приговору тройки НКВД как врага народа. Официально казахский писатель был амнистирован только в 1988 году.
Реформа языка
Байтурсынов сыграл важную роль в формировании современной казахской словесности. Был профессором филологии, руководил республиканским Академическим центром.
Работал в первом в истории казахском народном государственном университете. Ему принадлежат многочисленные педагогические пособия по родной речи, учебники, с помощью которых проводилась работа по ликвидации безграмотности, также Байтурсынов издавал иллюстрированный букварь. Только в 1920-е годы он пережил несколько изданий.
Основная причина реформ заключалась в том, что арабское письмо без гласных представляло серьезное неудобство для тюркских языков.
Проект алфавита
Байтурсынов предложил собственный проект реформы казахского алфавита. Суть была в том, чтобы в каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда. Это было очень похоже на нотную запись басовых или скрипичных ключей и значительным образом экономило количество знаков для обозначения гласных, а также примиряло казахский язык с арабской графикой.
Многие современники, например лингвист Евгений Поливанов, называли этот проект гениальным. Ученый, отмечая заслуги Байтурсынова, писал, что если бы проблема казахского языка могла решиться без оглядки на соседние народности, то казахская школа могла бы вполне удовлетвориться орфографией 1924 года, предложенной героем нашей статьи. Однако реализовать этот проект так и не удалось. В 1928 году началась массовая латинизация, а в 1940 году кириллизация тюркских языков народов, входивших в состав Советского Союза.
Литературная деятельность
Большой вклад Байтурсынов внес и в развитие казахской литературы, подтверждая свою идею, что только народ, имеющий собственную письменность и литературу, может претендовать на самостоятельность.
Чрезвычайно популярными были сборники "Сорок басен" и "Маса", в которые вошли его самые известные басни. Сборники выходили в 1909 и 1911 годах соответственно.
Также он проводил большую работу по коллекционированию и изданию образцов казахского устного народного творчества.
В 1926 выпустил сразу две книги - "Литературоведение" и "23 причитания".
"Литературоведение" - особенное произведение Ахмета Байтурсынова. Это первое научное исследование, посвященное изучению истории казахской литературы.
В том же 1926 году Байтурсынов написал литературоведческий труд под названием "О терминологии в тюркских языках". Также под его авторством выходило множество пособий и учебников для обучения казахских детей родному языку. Это "Учебное пособие", изданное в 1912 году, "Азбука", увидевшая свет в 1924 году, "Новая азбука" (несколько изданий выходили с 1926 по 1928 год), а также методическое пособие "Баяншы", опубликованное в 1926 году.
Статья "Главный казахский поэт" - одна из первых исследовательских работ Байтурсынова в области национального литературоведения. В ней рассматривается историческая миссия Абая, самобытность и духовное богатство наследия поэта, раскрывается значение его произведений. Исследования и научные выводы Байтурсынова о художественном мастерстве Абая нашли свое отражение и развитие в казахском литературоведении.
"Әдебиет танытқыш" (1926) - первый фундамент научно-теоретического труда на казахском языке, в котором дано точное определение истории, теории и критики литературы, методологии, приведена в систему казахская литературоведческая наука. В национальном литературоведении Байтурсынов сформулировал новые понятия, термины, категории, например, такие как: искусство слова, произведение, устная литература, стихотворение-размышление, иносказание, эпитет, переосмысление, олицетворение, гипербола, метафора, метонимия, ирония и другие. Байтурсынов изучал литературное наследие, устное народное творчество и издал отдельную книгу, куда вошли оригинальное художественное произведение - сказание "Ер Сайын" (1923) и сборник "23 жоқтау" (плачи, поминальные обрядовые песни) (1926). Байтурсынов - основоположник казахской профессиональной журналистики. Развивая идеи Абая о демократическом обустройстве общества, газета "Қазақ" пробуждала национальное самосознание, поднимала вопросы социального-политического характера, образования, просвещения и быта. Байтурсынов - автор и реформатор нового алфавита, который на основе арабской графики был адаптирован к казахскому языку и стал значительным научно-культурным достижением в развитии казахской письменности.
"Оқу құралы" ("Учебное пособие", 1912) - один из первых букварей, написанных на казахском языке; до 1925 года несколько раз переиздавался. "Тiл - құрал" - первое учебное пособие по казахскому языку, в котором дано определение лингвистическим понятиям, а также исследована и систематизирована языковая структура.
Ранее о важности праздника рассказал кандидат исторических наук, доцент Серикжан Исмаилов.
Столичные новости - в специальном Telegram-канале. Подпишись прямо сейчас!
Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!