ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
20 ноября 2024 | 15:09

30 лет вместе с Altel: как развивалась мобильная связь в Казахстане

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Идеальный день клиента для Altel, когда он не замечает, что оператор существует. Значит, он делает то, что привык: составляет список покупок и оплачивает через банковское приложение, сканирует код, чтобы оплатить парковку, переводит деньги за курсы казахского языка детям, смотрит любимый сериал или играет в игру в обеденный перерыв, слышит каждое слово руководителя на онлайн-встрече и видит каждое микродвижение лица мамы, которая пересказывает диалог с соседкой по видеозвонку.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Идеальный день клиента для Altel, когда он не замечает, что оператор существует. Значит, он делает то, что привык: составляет список покупок и оплачивает через банковское приложение, сканирует код, чтобы оплатить парковку, переводит деньги за курсы казахского языка детям, смотрит любимый сериал или играет в игру в обеденный перерыв, слышит каждое слово руководителя на онлайн-встрече и видит каждое микродвижение лица мамы, которая пересказывает диалог с соседкой по видеозвонку.

Тридцать лет назад, когда оператор Altel только появился, а вместе с ним в Казахстане появилась сотовая связь, возможность воспользоваться технологией была роскошью. Сегодня необходимость быть на связи со всем миром каждую минуту двадцать четыре часа в сутки стала базовой потребностью. Давайте вспомним, как все начиналось.

Первая связь

1994 год, рождение Altel, мобильная связь только появилась, и компания запустила первую сеть на аналоговой технологии AMPS/NAMPS. Все начиналось с трех базовых станций, которые обеспечивали связью целый город. Мобильные телефоны тогда весили чуть ли не больше современных ноутбуков, и, несмотря на все перспективы, у связи был один существенный недостаток, который в народе получил название "алтын телефон". И даже если клиент мог позволить себе "сотку", пользовался он ею только в экстренных случаях.

Абонентская плата в 1994 году:

17 820 тенге (500 долларов) — только звонки

Абонентская плата в 2005 году:

6 000 тенге (45 долларов) — звонки, SMS

Тариф в 2014 году:

От 490 (3 доллара)

Безлимитный интернет 3 990 (22 доллара) + звонки и SMS

Тариф в 2024 году:

От 3 390 (7 долларов) — тариф можно собрать, добавив TV, стриминговые платформы и звонки на городские номера

Все технологии — от Altel

Тогда, в середине девяностых, первый казахстанский оператор фактически "создал" новую специальность: чтобы обеспечить связью абонентов, объявлялись конкурсы, ходили по институтам в поисках молодых специалистов. Обучение связистов продолжалось в полевых условиях, тогда не было возможности нагуглить информацию, из рук в руки передавались распечатки, опыт перенимали на практике и учились у специалистов, которые предоставляли оборудование для первых станций.

Так начиналась новая эпоха: от SMS в 2000-х до сотен сообщений во всех мессенджерах в беззвучном режиме. От звонков до онлайн-встреч в режиме реального времени. В 2003 году Altel запустил технологии третьего поколения стандарта CDMA под торговой маркой PaThword и Dalacom. Оператор продолжил развивать связь в стране, появились первые мобильные телефоны с городским номером (оператор City). Звонить на городские номера не из дома казалось настоящим прорывом, и владельцы таких телефонов считали себя почти повелителями мира.

А в 2005-м у казахстанцев появился мобильный интернет. Altel не сдавал позиций пионера в каждом из стандартов связи, так было и с технологией EVDO/3G, и в 2010 году компания вывела на рынок марку Jet3G — USB-модемы, которые позволили подключать компьютеры к интернету без проводов и кабелей. Это стало символом свободы, чем-то почти романтичным с возможностью быть на связи и пользоваться интернетом и не быть "привязанным" проводами. При этом, чтобы загрузить фильм или игру, приходилось ждать несколько часов или оставлять загрузку на ночь. И надеяться, что никаких сбоев не произойдет.

"В 2008, когда я пришел в компанию, как раз началась стройка сети третьего поколения, тогда это был прорыв. Стали появляться смартфоны, компания стала развиваться в новом направлении: от "голоса" к передаче данных, цифровым продуктам", - делится Владимир Рядинский, начальник отдела информационной безопасности.

А в 2012 году Altel стал первым оператором, который получил лицензию на разворачивание связи четвертого поколения и запустил технологию LTE, сначала только в Алматы и Астане. 4G не только ускорила связь до 100 мегабит в секунду, но и спровоцировала развитие финтеха, а дальше — появление банковских приложений, сервисов вызова такси и не только.

В мае 2014 года Altel объявил о запуске сети по технологии LTE/UMTS/GSM с торговой маркой Altel 4G GSM. Теперь пользователи смартфонов с поддержкой технологии LTE могли совершать и звонки, и пользоваться интернетом. Связь стала не просто доступной, но и качественной: можно одновременно переписываться, слушать музыку, переводить деньги и заниматься бизнесом только при помощи телефона.

Продолжается рост среднего потребления данных на один смартфон в мире с 21 гигабайта в месяц до 56 гигабайт в месяц в период с 2023 по 2029 год, а доля 5G в мобильном трафике данных к 2029 году вырастет до 75 процентов.

В 2021 году, до официального аукциона и распределения частот, оператор запустил пилотные зоны с доступом к 5G. Участие в аукционе для компании стало очередным шагом подтверждения статуса "первого по технологиям". С 2023 года идет активное строительство станций для 5G, покрытие растет постоянно в 20 городах Казахстана. C 2024 года Altel активно развивает технологию FWA (Fixed Wireless Access), которая обеспечивает доступ к широкополосному интернету через беспроводные сети.

По прогнозам, мобильный трафик будет расти в среднем на 20 процентов в год до 2029 года, и одним из факторов этого роста станет широкое применение ИИ-инструментов. По прогнозам, к 2029 году количество подключений через FWA вырастет до 330 миллионов, что составит около 30 процентов всего мирового мобильного трафика. В 2023 году FWA уже охватывал около 22 процентов от всего мобильного трафика, и это число продолжает расти, особенно в регионах с труднодоступными или дорогими для подключения территориями, где внедрение фиксированных оптоволоконных сетей нецелесообразно​.

На связи вся страна

Телеком стал базовым слоем инфраструктуры для государства, при этом Казахстан — страна с огромной территорией и низкой плотностью населения, это определенный вызов для всей индустрии. Для того чтобы обеспечить отдаленные малонаселенные пункты нашей страны, в феврале 2020 года совместно с государством была запущена программа "250+". Целью стало обеспечение связью и доступом к Всемирной сети отдаленных и малонаселенных пунктов страны, оператор создал специальный тариф "Туған жер" (единственный подобный на рынке страны), и у сельчан появился безлимитный доступ к обучающим ресурсам и государственным платформам.

Данные показали, что, как и в городах, в селах люди стали активнее проводить время в социальных сетях и на платформах с видеоконтентом, такой трафик составил 48 процентов. Тогда Altel запустил проект "Ұлт қазынасы", который фактически заново знакомит с традициями и культурным наследием страны и привлекает к созданию контента жителей сел. С ростом популярности проекта увеличился и возраст аудитории: сейчас 30 процентов зрителей старше 60 лет.

В любых условиях

Пандемия актуализировала вопрос качества связи: если в обычном режиме нагрузка на сети была выше в центрах городов и бизнес-центрах, то в пандемию он переместился в спальные районы. Это стало очередным вызовом для Altel, и благодаря использованию резервов клиентского оборудования LTE доступ к связи был оперативно организован. Altel делал все, чтобы снизить растерянность людей в этот период: каждый мог узнать, как себя чувствуют близкие, отрезанные друг от друга самоизоляцией. Именно после пандемии инфраструктура телекома закрепила позиции социально значимой, это перестало быть только бизнесом.

"Я пришла в компанию в 2019-м, накануне ковида. Очень тяжелое время, но мы работали не покладая рук: обеспечивали связью и интернетом весь Казахстан, когда все ушли на дистанционку: школы, весь бизнес. Мы поддерживали малый и средний бизнес, помогали хоть как-то оставаться на плаву. Мы работали до поздней ночи, сами проклеивали сим-карты номерами, собирали их по коробкам, грузили и отправляли во все школы, во все регионы нашей страны", - рассказывает София Баязерова, Junior Scrum-мастер.

Такой, как вы

В 2023 этом году Altel с помощью нейросетей и десятков тысяч фотографий казахстанцев создал новых героев, которые стали собирательным образом всех жителей страны, а новым слоганом Altel стала фраза "Такой, как вы". В этом оператор тоже стал первым. До этого никто не использовал ИИ-персонажей для рекламной кампании.

​​"Появление Digital Inhouse стало поворотным моментом: с этого времени компания перестала быть просто телеком-оператором и начала превращаться в технологическую компанию. Это позволило нам стать привлекательным работодателем для цифровых талантов. Обновление корпоративных ценностей выделило нашу уникальность, подчеркнуло нашу культуру", - делится Татьяна Столярова, Team lead функции управления оценкой и талантами.

Казахстан, как и весь мир, меняется быстро и движется в сторону технологичного общества, и Altel обеспечивает инфраструктуру для этого.

Партнерский материал
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer