Идеальный день клиента для Altel, когда он не замечает, что оператор существует. Значит, он делает то, что привык: составляет список покупок и оплачивает через банковское приложение, сканирует код, чтобы оплатить парковку, переводит деньги за курсы казахского языка детям, смотрит любимый сериал или играет в игру в обеденный перерыв, слышит каждое слово руководителя на онлайн-встрече и видит каждое микродвижение лица мамы, которая пересказывает диалог с соседкой по видеозвонку.
Идеальный день клиента для Altel, когда он не замечает, что оператор существует. Значит, он делает то, что привык: составляет список покупок и оплачивает через банковское приложение, сканирует код, чтобы оплатить парковку, переводит деньги за курсы казахского языка детям, смотрит любимый сериал или играет в игру в обеденный перерыв, слышит каждое слово руководителя на онлайн-встрече и видит каждое микродвижение лица мамы, которая пересказывает диалог с соседкой по видеозвонку.
Тридцать лет назад, когда оператор Altel только появился, а вместе с ним в Казахстане появилась сотовая связь, возможность воспользоваться технологией была роскошью. Сегодня необходимость быть на связи со всем миром каждую минуту двадцать четыре часа в сутки стала базовой потребностью. Давайте вспомним, как все начиналось.
Первая связь
1994 год, рождение Altel, мобильная связь только появилась, и компания запустила первую сеть на аналоговой технологии AMPS/NAMPS. Все начиналось с трех базовых станций, которые обеспечивали связью целый город. Мобильные телефоны тогда весили чуть ли не больше современных ноутбуков, и, несмотря на все перспективы, у связи был один существенный недостаток, который в народе получил название "алтын телефон". И даже если клиент мог позволить себе "сотку", пользовался он ею только в экстренных случаях.
Абонентская плата в 1994 году:
17 820 тенге (500 долларов) — только звонки
Абонентская плата в 2005 году:
6 000 тенге (45 долларов) — звонки, SMS
Тариф в 2014 году:
От 490 (3 доллара)
Безлимитный интернет 3 990 (22 доллара) + звонки и SMS
Тариф в 2024 году:
От 3 390 (7 долларов) — тариф можно собрать, добавив TV, стриминговые платформы и звонки на городские номера
Все технологии — от Altel
Тогда, в середине девяностых, первый казахстанский оператор фактически "создал" новую специальность: чтобы обеспечить связью абонентов, объявлялись конкурсы, ходили по институтам в поисках молодых специалистов. Обучение связистов продолжалось в полевых условиях, тогда не было возможности нагуглить информацию, из рук в руки передавались распечатки, опыт перенимали на практике и учились у специалистов, которые предоставляли оборудование для первых станций.
Так начиналась новая эпоха: от SMS в 2000-х до сотен сообщений во всех мессенджерах в беззвучном режиме. От звонков до онлайн-встреч в режиме реального времени. В 2003 году Altel запустил технологии третьего поколения стандарта CDMA под торговой маркой PaThword и Dalacom. Оператор продолжил развивать связь в стране, появились первые мобильные телефоны с городским номером (оператор City). Звонить на городские номера не из дома казалось настоящим прорывом, и владельцы таких телефонов считали себя почти повелителями мира.
А в 2005-м у казахстанцев появился мобильный интернет. Altel не сдавал позиций пионера в каждом из стандартов связи, так было и с технологией EVDO/3G, и в 2010 году компания вывела на рынок марку Jet3G — USB-модемы, которые позволили подключать компьютеры к интернету без проводов и кабелей. Это стало символом свободы, чем-то почти романтичным с возможностью быть на связи и пользоваться интернетом и не быть "привязанным" проводами. При этом, чтобы загрузить фильм или игру, приходилось ждать несколько часов или оставлять загрузку на ночь. И надеяться, что никаких сбоев не произойдет.
"В 2008, когда я пришел в компанию, как раз началась стройка сети третьего поколения, тогда это был прорыв. Стали появляться смартфоны, компания стала развиваться в новом направлении: от "голоса" к передаче данных, цифровым продуктам", - делится Владимир Рядинский, начальник отдела информационной безопасности.
А в 2012 году Altel стал первым оператором, который получил лицензию на разворачивание связи четвертого поколения и запустил технологию LTE, сначала только в Алматы и Астане. 4G не только ускорила связь до 100 мегабит в секунду, но и спровоцировала развитие финтеха, а дальше — появление банковских приложений, сервисов вызова такси и не только.
В мае 2014 года Altel объявил о запуске сети по технологии LTE/UMTS/GSM с торговой маркой Altel 4G GSM. Теперь пользователи смартфонов с поддержкой технологии LTE могли совершать и звонки, и пользоваться интернетом. Связь стала не просто доступной, но и качественной: можно одновременно переписываться, слушать музыку, переводить деньги и заниматься бизнесом только при помощи телефона.
Продолжается рост среднего потребления данных на один смартфон в мире с 21 гигабайта в месяц до 56 гигабайт в месяц в период с 2023 по 2029 год, а доля 5G в мобильном трафике данных к 2029 году вырастет до 75 процентов.
В 2021 году, до официального аукциона и распределения частот, оператор запустил пилотные зоны с доступом к 5G. Участие в аукционе для компании стало очередным шагом подтверждения статуса "первого по технологиям". С 2023 года идет активное строительство станций для 5G, покрытие растет постоянно в 20 городах Казахстана. C 2024 года Altel активно развивает технологию FWA (Fixed Wireless Access), которая обеспечивает доступ к широкополосному интернету через беспроводные сети.
По прогнозам, мобильный трафик будет расти в среднем на 20 процентов в год до 2029 года, и одним из факторов этого роста станет широкое применение ИИ-инструментов. По прогнозам, к 2029 году количество подключений через FWA вырастет до 330 миллионов, что составит около 30 процентов всего мирового мобильного трафика. В 2023 году FWA уже охватывал около 22 процентов от всего мобильного трафика, и это число продолжает расти, особенно в регионах с труднодоступными или дорогими для подключения территориями, где внедрение фиксированных оптоволоконных сетей нецелесообразно.
На связи вся страна
Телеком стал базовым слоем инфраструктуры для государства, при этом Казахстан — страна с огромной территорией и низкой плотностью населения, это определенный вызов для всей индустрии. Для того чтобы обеспечить отдаленные малонаселенные пункты нашей страны, в феврале 2020 года совместно с государством была запущена программа "250+". Целью стало обеспечение связью и доступом к Всемирной сети отдаленных и малонаселенных пунктов страны, оператор создал специальный тариф "Туған жер" (единственный подобный на рынке страны), и у сельчан появился безлимитный доступ к обучающим ресурсам и государственным платформам.
Данные показали, что, как и в городах, в селах люди стали активнее проводить время в социальных сетях и на платформах с видеоконтентом, такой трафик составил 48 процентов. Тогда Altel запустил проект "Ұлт қазынасы", который фактически заново знакомит с традициями и культурным наследием страны и привлекает к созданию контента жителей сел. С ростом популярности проекта увеличился и возраст аудитории: сейчас 30 процентов зрителей старше 60 лет.
В любых условиях
Пандемия актуализировала вопрос качества связи: если в обычном режиме нагрузка на сети была выше в центрах городов и бизнес-центрах, то в пандемию он переместился в спальные районы. Это стало очередным вызовом для Altel, и благодаря использованию резервов клиентского оборудования LTE доступ к связи был оперативно организован. Altel делал все, чтобы снизить растерянность людей в этот период: каждый мог узнать, как себя чувствуют близкие, отрезанные друг от друга самоизоляцией. Именно после пандемии инфраструктура телекома закрепила позиции социально значимой, это перестало быть только бизнесом.
"Я пришла в компанию в 2019-м, накануне ковида. Очень тяжелое время, но мы работали не покладая рук: обеспечивали связью и интернетом весь Казахстан, когда все ушли на дистанционку: школы, весь бизнес. Мы поддерживали малый и средний бизнес, помогали хоть как-то оставаться на плаву. Мы работали до поздней ночи, сами проклеивали сим-карты номерами, собирали их по коробкам, грузили и отправляли во все школы, во все регионы нашей страны", - рассказывает София Баязерова, Junior Scrum-мастер.
Такой, как вы
В 2023 этом году Altel с помощью нейросетей и десятков тысяч фотографий казахстанцев создал новых героев, которые стали собирательным образом всех жителей страны, а новым слоганом Altel стала фраза "Такой, как вы". В этом оператор тоже стал первым. До этого никто не использовал ИИ-персонажей для рекламной кампании.
"Появление Digital Inhouse стало поворотным моментом: с этого времени компания перестала быть просто телеком-оператором и начала превращаться в технологическую компанию. Это позволило нам стать привлекательным работодателем для цифровых талантов. Обновление корпоративных ценностей выделило нашу уникальность, подчеркнуло нашу культуру", - делится Татьяна Столярова, Team lead функции управления оценкой и талантами.
Казахстан, как и весь мир, меняется быстро и движется в сторону технологичного общества, и Altel обеспечивает инфраструктуру для этого.