Tengri FM МИКС Победители Законы Казахстана UIB & Tengri Open EXPO 2017 BI Group Путешествия
KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 326.74
EUR / KZT - 382.81
CNY / KZT - 48.47
RUB / KZT - 5.50

Акиматам нужно обосновывать свои решения перед жителями - эксперт

13 ноября 2015, 17:14
21
Фото © Николай Колесников
Фото © Николай Колесников

Для эффективного решения проблем в Алматы необходимо налаживать обратную связь с населением, диалог должны поддерживать акиматы районов города, городские службы, депутаты маслихата. Об этом на экспертном обсуждении "Алматинцы: граждане и горожане или пассажиры города?", организованном аналитической группой КИПР, сказала исполнительный директор Zertteu Research Institute Шолпан Айтенова, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.

Спикер считает, что без вовлечения и активного участия жителей города в процесс решения городских проблем, предлагаемые разные концепции развития мегаполиса становятся набором проектов и не могут обеспечить устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.

"Диалог является одной из форм спасения от тех негативных последствий, которые есть у роста городов. На сегодняшний день мы обсуждаем, есть ли в Алматы этот диалог, насколько он является развитым, качественным и продуктивным. На мой взгляд, эти петиции против остановки трамваев и сноса здания на улице Желтоксан, как тоска по несостоявшемуся диалогу, когда решения акима носили больше уведомительный характер. И даже проблема не в том, что не нужно было останавливать работу трамвайного депо или не сносить дом, а в том, что, прежде чем объявлять об этих действиях, нужно было акимату обосновать, зачем они это делают.  Тогда, может быть, граждане менее болезненно отнеслись к этим решениям", - подчеркнула спикер.

По ее словам, участие в принятии решений не означает участие всех, по любому поводу, достижение консенсуса по всем вопросам. "Это даже не значит, что, если завтра акимат, допустим, скажет, что объявляет новую программу развития и приглашает всех к диалогу, то все предложения граждан будут учтены. Диалог - это обратная связь и коллективная ответственность за происходящее. Когда не один аким берет на себя ответственность за то, что происходит в городе", - пояснила эксперт.

В то же время, по ее мнению, есть такое понятие, как парадокс общественного участия. В теории управления считается, что решения будут качественными, если в них вовлекать граждан на этапах проектирования. "Но практика показывает обратное: граждане не хотят общаться, когда решение еще не принято. Они предпочитают участвовать уже на этапах внедрения, например, когда решение построить дорогу уже принято. Но в то же время это не значит, что граждан не нужно вовлекать в процесс принятия решения. Это значит, что властям нужно приложить больше усилий для того, чтобы сформировать у людей эту культурную особенность", - констатировала Айтенова.

Она также считает, что качественная обратная связь, хоть и не подразумевает исполнения всех пожеланий жителей, но подразумевает возможность участия всех категорий граждан, независимо от их активности в социальных сетях, географии проживания и других факторов. "Как будет развиваться ‪Алматы‬, зависит от взаимодействия власти с жителями города, но наш опыт показывает, что блогер с пятью тысячами подписчиков популярнее, чем депутат маслихата, за которого проголосовали сотни тысяч избирателей", - сказала Айтенова.

Если говорить о мировом опыте, то, по ее словам, к примеру, в Париже обязательным является обсуждение стратегического плана развития города с горожанами до того, как он будет принят. Такая практика имеется не только там, но и во многих других городах. "Например, план развития Лондона обсуждался восемь лет, он был представлен городской общественности в 2004 году, а лишь в 2011 году был принят. Они его не принимали до тех пор, пока не нашли баланс интересов всех групп", - сказала Айтенова.

Она также рассказала об успешном взаимодействии властей Астаны с горожанами. На сайте акимата столицы работает уже несколько лет раздел "Народный контроль", который доказал свою эффективность. Там граждане могут оставлять свои жалобы по разным городским проблемам.

Что же касается механизмов диалога населения и власти в Алматы, то на сегодняшний день - это публикация проекта программы "Алматы-2020", встреча акима с блогерами, страница в Instagram, соответствующие разделы на сайте акимата. "Могу сказать, что это первый шаг навстречу построению диалога.  В Казахстане еще не было такого, когда подобный план развития города открыто публиковался и предлагался для обсуждения. В то же время, акимату не следует ожидать, что от горожан завтра же посыпятся предложения, как улучшить этот проект. И не потому, что алматинцы некомпетентны в этом вопросе и не готовы участвовать, а потому, что опубликованный документ очень большой и не каждый житель может себя идентифицировать с ним. Если брать мировую практику, то там такой проект был бы разделен на какие-то районы, где было бы подробно описано, что будет сделано в том или ином месте, и так далее", - объяснила Айтенова.

В целом, по ее мнению, все эти механизмы взаимодействия с населением пока носят несистемный и спонтанный характер.


Нравится
Поделиться
Показать комментарии (21)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц