ПОДЕЛИТЬСЯ
12 сентября 2022 | 13:58
Алматы поделят на пять полицентров
В Алматы появится пять полицентров вместо одного - "Север", "Запад", "Юго-запад", "Восточные ворота" и "Исторический центр". Предполагается, что в них будет проживать большая часть городского населения. Информацию перед депутатами маслихата озвучил заместитель акима города Мухит Азирбаев, передает корреспондент Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В Алматы появится пять полицентров вместо одного - "Север", "Запад", "Юго-запад", "Восточные ворота" и "Исторический центр". Предполагается, что в них будет проживать большая часть городского населения. Информацию перед депутатами маслихата озвучил заместитель акима города Мухит Азирбаев, передает корреспондент Tengrinews.kz.
По данным акимата, с 1998 года мегаполис стал вдвое больше. К нему присоединилось 27 населенных пунктов. Как отметил Азирбаев, вместе с территорией к городу перешли и проблемы, связанные с отсутствием инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры.
"При этом часть территории в исторических границах города также продолжала хаотично развиваться, переуплотняя уже существующие территории жилой застройкой, максимально выжимая квадратные метры и используя на износ возможности инженерной инфраструктуры. Частные инвестиции в строительство жилой и коммерческой застройки, в отличие от бюджетных инвестиций в строительство социальной, инженерной, дорожно-транспортной инфраструктуры, опережают по времени в 2-3 раза.
К этому добавилось желание людей жить поближе к горам, в более экологически чистых районах города. В итоге система равномерного и системного развития территорий города нарушилась, появились новые жилые массивы с развитой инфраструктурой, а другие территории продолжали ветшать и деградировать", - заявил заместитель акима.
По его словам, на сегодня только исторический центр Алматы отвечает большинству требований модели компактного комфортного города. Он имеет хорошую пешеходную доступность к школам, детским садам, объектам здравоохранения, культурно-бытового наследия и общественным пространствам, развитую транспортную сеть. То же касается и инженерной инфраструктуры.
"Невооруженным взглядом видна резкая контрастность по доступности социальных объектов и зон рекреации между районами города, который разделен на выше и ниже проспекта Райымбек батыра. Пока диспропорции не устранены, жители города совершают частые и длительные перемещения, что удлиняет время пути горожан к местам активности и вкупе с недостаточной развитостью улично-дорожной сети и общественного транспорта в периферийных районах приводит к активному использованию автомобилей", - добавил Азирбаев.
В этой связи чиновник предложил развивать город по принципу полицентричности.
"Алматы не должен повторять ошибок крупных городов, которые прошли длительный эволюционный путь развития и сегодня являются лидерами среди мегаполисов, развиваясь по принципу полицентричного развития. Мировой опыт свидетельствует, что полицентричность при надлежащей реализации может стать условием для роста городской экономики, повышения комфортности, безопасности и привлечения талантов. При этом важно, чтобы новые центры были таковыми не только формально, но и в сознании горожан", - подчеркнул он.
Азирбаев сообщил, что Алматы планируют разделить на пять частей и развивать каждую из них.
"Районы Алматы будут развиваться со сбалансированной и эффективной плотностью населения с высокими стандартами жизни во всех районах города. До середины 2023 года будут разработаны мастер-планы пяти новых полицентров. Полицентричное развитие территории города будет осуществляться на следующих принципах:
- квартальная застройка на примере исторического центра города с сеткой улиц длиной 120-140 метров;
- 100-процентная обеспеченность жителей каждого полицентра социальной, транспортной, рекреационной инфраструктурой, а также рабочими местами;
- связанность всех полицентров и других районов города транспортной инфраструктурой;
- редевелопмент территории с сохранением (реставрацией) объектов, имеющих историко-культурное значение;
- экономическая специализация", - отметил он.
По словам заместителя акима, до конца этого года приоритетно будут утверждены мастер-планы полицентров "Север" и "Восточные ворота". К их реализации акимат города вместе с бизнес-сообществом приступит в следующем году. Далее поэтапно до середины 2023 года будут утверждены мастер-планы оставшихся трех полицентров. К 2030 году планируется полностью завершить формирование структуры полицентров с учетом их экономической специализации:
"Так, специализация полицентра "Север", расположенного севернее проспекта Райымбек батыра, который планируется полностью модернизировать до конца 2026 года, охватывает частично Жетысуский и Турксибский районы и будет включать в себя редевелопмент индустриальных территорий и территорий с ветхим и индивидуальным жильем советского периода.
Вместо промышленных зон и старого жилого фонда появится квартальная застройка нового типа - с более плотной сеткой улиц, скверами, активными первыми этажами под малый бизнес. Здесь появится новая рекреационная зона вдоль БАКа, на территории бывшего Зеленстроя, рощи Баума. Важность расположения полицентра заключается в его связи с Алматинской агломерацией, городами-спутниками и городом Конаев", - сказал он.
По его словам, полицентр "Восточные ворота" близко расположен к международному аэропорту и трассе Западная Европа - Западный Китай. С учетом этого он будет специализироваться как логистический хаб с крупным мультимодальным транспортно-пересадочным узлом, включающим станцию LRT, автовокзал "Восточный", линию BRT, интегрированные с пригородным общественным транспортом. Здесь же планируется разместить выставочно-развлекательный центр, а также новую рекреационную зону с жилой и социальной инфраструктурой.
"В полицентре "Запад" предполагается расширение территории индустриальной зоны, в поселке Боралдай будет размещен вокзал-3, на базе которого можно развить транспортно-логистический хаб. Будет развиваться инфраструктура вокруг этнографического парка "Сакские курганы", создан линейный рекреационный парк площадью 90 гектаров, а также новые благоустроенные жилые кварталы с необходимой инфраструктурой", - добавил чиновник.
Он отметил, что схожая перспектива предусмотрена и для "Юго-запада" - переформатирование уже имеющихся объектов. Оптово-розничный рынок "Алтын Орда" планируется преобразовать в оптово-распределительный центр. Вместо рынка "Барлык" планируется создание крупного мультимодального транспортно-пересадочного узла, включающего автовокзал Западный, станции LRT и метрополитена.
"В границах "Исторического центра" будет продолжена работа по благоустройству и принята программа по восстановлению (реставрации), ремонту зданий, относящихся к историко-культурному наследию (в том числе находящихся в частной собственности), будут обновлены инженерные сети. В соответствии с экономической специализацией в "Историческом центре" будет развиваться сфера туризма и сервисных услуг. Продолжится прокладка велополос и велодорожек, будут увеличены платные парковочные места.
Примыкающие к "Историческому центру" промышленные предприятия и спецучреждения (АЗТМ, завод имени Кирова, СИЗО) будут передислоцированы, вместо них и ветхого жилья появится квартальная застройка современного типа, а также новый деловой кластер", - заявил Азирбаев.
Помимо развития полицентров, будет уделено внимание ревитализации участков существующей застройки советского периода. Сюда же входит ветхое жилье, не подлежащее реставрации или восстановлению. До конца этого года будет утверждена городская программа реконструкции ветхого жилья. Вместе с этим будут устроены променады вдоль улиц Саина, Момышулы, Алтынсарина и других микрорайонных улиц.
В результате реализации нового Генплана и мастер-планов полицентров чиновники планируют получить:
- с 2022 года - ввод в эксплуатацию 1,5 миллиона квадратных метров жилья с ежегодным приростом на 10 процентов;
- наилучшую связанность улиц с минимальным количеством Т-образных перекрестков;
- плотность улиц с кварталами не более пяти гектаров с экономически эффективной плотностью застройки;
- беспрерывную пешеходную инфраструктуру "от двери до двери";
- смешанное использование зданий и активный фронт первых этажей;
- сеть связанных зеленых пространств (скверы, парки, аллеи, набережные рек, променады);
- создание порядка 180 тысяч рабочих мест, из которых 30 процентов - в социальной сфере и службах жизнеобеспечения, 70 процентов - специализированные рабочие места.
"При успешной реализации планируемых действий Алматы к 2030 году станет городом, развивающим человеческий капитал, при этом жители мегаполиса будут иметь равный доступ ко всем жизненно необходимым благам в рамках своего района. Каждый район будет самодостаточным с точки зрения возможностей для работы, учебы, оздоровления и досуга местных жителей - при полной доступности других районов и исторического центра Алматы.
Совокупность вышеуказанных факторов создаст условия для комфортного проживания, устойчивого экономического роста, социальной стабильности, повышения безопасности, улучшения экологической среды", - подытожил Мухит Азирбаев.
Алматинцы находятся в "ловушке средних доходов" - акимат
Ранее аким Алматы Ерболат Досаев рассказал, сколько денег понадобится на развитие мегаполиса до 2030 года.
Неудобно и занимает много времени - акимат Алматы об общественном транспорте
Показать комментарии
Читайте также