ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
24 февраля 2021 | 07:26

Apple и Netflix в Узбекистане. Стоит ли Казахстану опасаться конкуренции

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©REUTERS Фото ©REUTERS

Стоит ли Казахстану опасаться экономического роста Узбекистана, инвестиционной привлекательности соседней страны и слухов об открытии представительств Apple и Netflix, ответил эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Жумабек Сарабеков, передает Tengrinews.kz.


Иконка комментария блок соц сети

Стоит ли Казахстану опасаться экономического роста Узбекистана, инвестиционной привлекательности соседней страны и слухов об открытии представительств Apple и Netflix, ответил эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Жумабек Сарабеков, передает Tengrinews.kz.

Продолжение

В Сети появились сообщения о планах мировых брендов открыть свои представительства в Узбекистане. Якобы известные глобальные компании, в числе которых Apple и Netflix, официально зарегистрировались на территории Узбекистана и некоторые из них планируют открыть свои офисы. Среди казахстанцев прозвучали мнения, что соседи обгоняют нас в борьбе за иностранных инвесторов.

"Как обычно бывает, дьявол кроется в деталях. При тщательном анализе становится ясным, что ни о каком скором переезде технологических гигантов речь не идет. Netflix, Google, Apple и ряд других компаний зарегистрировались в Узбекистане как налогоплательщики. Это связано с тем, что с 2020 года Узбекистан ввел новый порядок уплаты НДС для иностранных компаний, оказывающих физическим лицам услуги в электронном виде", - пояснил Сарабеков.

Новость о планах Apple открыть офис в Узбекистане, по словам эксперта, хоть и может быть актуальной, но сроков и подробностей об этом нет. Информацию распространило узбекское Министерство по развитию информационных технологий. Каких-либо официальных заявлений со стороны самой Apple пока не было.

Реформы нового президента

В то же время аналитик заметил, что Узбекистан действительно становится более открытым миру и ускоряет свое развитие.

"С приходом к власти Шавката Мирзиеева в 2016 году узбекское руководство приступило к масштабным реформам. Они затрагивают экономику и систему госуправления. За последние пять лет Ташкент смог реализовать сложную реформу своей валютной системы, фактически закрыть черный рынок доллара.

Для обеспечения притока инвестиций узбекские власти занимаются масштабной работой по улучшению делового климата в стране. На сегодня Ташкент ставит задачу по повышению международного рейтинга страны в сфере предпринимательства. Уже к 2022 году Узбекистан намерен войти в топ-20 в рейтинге Doing Business среди 190 стран", - рассказал Сарабеков.

Параллельно, по его словам, готовится реформа системы господдержки бизнеса. Власти страны уже пошли на ряд мер, сокращающих госрегулирование экономики, и отменили часть обязательных проверок для бизнеса.

Аналитик отметил, что все эти преобразования формируют новый облик Узбекистана и отражают серьезный настрой новых властей страны адаптировать национальную экономику к современным условиям. В этой связи логично вытекает вопрос о том, как узбекские реформы отразятся на Казахстане.

Экономическая конкуренция требует открытости

"Можно начать с того, что все эти подвижки для Казахстана будут означать рост конкуренции со стороны Узбекистана. Ослабление госконтроля поможет качественному росту узбекского бизнеса. На этом фоне наши соседи могут нарастить экспорт своей продукции и на наш рынок.

Но, на мой, взгляд, рост экономической конкуренции нужно только приветствовать. Появление новых игроков из Узбекистана на региональном рынке подстегнет остальных, в том числе казахстанский бизнес, чтобы они повышали свою эффективность. Кроме того, с дальнейшим открытием узбекской экономики появится больше возможностей для казахстанских инвесторов, которые могут зайти на пока еще не освоенный узбекский рынок", - поделился Жумабек Сарабеков.

В то же время он отметил, что экономическая конкуренция должна быть добросовестной, а казахстанские бизнесмены уже сейчас сталкиваются со сложностями.

"Наши сельхозпроизводители, в частности мукомолы, вынуждены нести дополнительные расходы при экспорте в Узбекистан в виде акцизных налогов. Хотя согласно имеющимся договоренностям их не должно быть во взаимной торговле.

Существуют и многие другие нетарифные барьеры на пути наших экспортеров в Узбекистан. Очевидно, что казахстанскому правительству нужно активнее работать над их устранением. Отчасти вопрос с барьерами может быть решен в контексте Евразийского экономического союза. Как известно, Узбекистан стал наблюдателем ЕАЭС в декабре 2020 года", - заметил эксперт ИМЭП.

Что касается конкуренции Казахстана и Узбекистана на рынке инвестиций, здесь, по словам аналитика, ответ неоднозначен.

"С одной стороны, по многим параметрам Казахстан все еще намного обходит Узбекистан. В целом объемы наших экономик сильно отличаются: если ВВП Узбекистана сейчас составляет порядка 58 миллиардов долларов, то ВВП Казахстана достигает сегодня 182 миллиардов. У Казахстана значительно лучше позиции в таких вопросах, как открытость экономики, логистика и дорожная инфраструктура, корпоративное управление, деловой климат и прочее", - заметил он.

Аналитик пояснил, что Узбекистан только начал реформы и очевидно, что они потянут за собой большие проблемы, обнажая структурные изъяны узбекской экономики. Одной из острых проблем выступает резкий рост инфляции. Либерализация приводит к удорожанию товаров и росту потребительских цен.

По словам аналитика, реформы требуют больших расходов, из-за чего узбекские власти могут столкнуться с хроническим дефицитом бюджета и ростом внешнего долга, который за последние 4 года увеличился в 2,5 раза - с 9,4 миллиарда долларов в 2016 году до 24,4 миллиарда на начало 2020 года.

Сложности с реформами дополнительно усиливаются из-за высокой доли теневой экономики. Ее уровень в Узбекистане, по разным оценкам, может достигать 50 процентов. А реструктуризация узбекских госпредприятий усугубит проблему масштабной безработицы.

В то же время в качестве преимуществ Узбекистана перед Казахстаном эксперт назвал емкий внутренний рынок - свыше 33 миллионов человек, большое количество трудоспособного населения - 19 миллионов человек, а также наличие ресурсной базы и относительно диверсифицированную экономику.

"Процесс трансформации Узбекистана будет длительным, сложным и потребует от Ташкента очень много ресурсов. Узбекистану нужно время, чтобы догнать Казахстан в плане рыночного развития. Но открытие Узбекистана - это долгосрочный тренд, и по мере расширения реформ их накопительный эффект будет усиливаться", - сделал вывод эксперт.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Tengrinews.kz также есть в Aitu! Добавляйтесь к нам!

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети