Одним из главных вопросов повестки дня рабочей встречи председателя Комитета энергетики Президиума НПП Алмасадама Саткалиева и главы Нацпалаты Тимура Кулибаева стали жалобы потребителей на высокие тарифы электрической энергии.
Одним из главных вопросов повестки дня рабочей встречи председателя Комитета энергетики Президиума НПП Алмасадама Саткалиева и главы Нацпалаты Тимура Кулибаева стали жалобы потребителей на высокие тарифы электрической энергии.
Председатель Президиума "Атамекена" Тимур Кулибаев обозначил четкую позицию НПП в этом вопросе - задача Национальной палаты не допустить незаконного удорожания тарифов на электрическую энергию, более того, важно провести анализ возможностей для их снижения. Нужно наладить диалог с самими потребителями, поскольку у многих из них есть свои конструктивные предложения по удешевлению электроэнергии.
На сегодня цены на электроэнергию у конечных потребителей складываются из цены на производство электрической энергии, тарифов на передачу по сетям энергопередающих организаций и снабженческих надбавок энергоснабжающих организаций.
При этом, цены на электроэнергию от энергопроизводящих организаций не регулируются, за исключением установления предельного тарифа по группам этих организаций. Алмасадам Саткалиев пояснил, что в рамках проведенной инвентаризации себестоимости, производимой на станциях электрической энергии, выяснилось, что в 5 группах из 17 имеющихся электростанции продают электрическую энергию ниже себестоимости, еще 10 групп имеют тариф, который практически равен себестоимости производимой электроэнергии и только 2 группы имеют небольшой потенциал для снижения тарифа.
Председатель комитета по энергетики полагает, что потенциал для снижения тарифов больше кроется в работе с услугами по передаче электрической энергии.
Формирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии предусматривает регулирование затрат, включаемых в тариф или его предельный уровень, а также ограничение статей расходов субъекта естественной монополии в пределах технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, а также нормативных технических потерь. Исходя из затрат на предоставление услуги в регионах страны формируются различные тарифы на электрическую энергию.
В 2017 году в Казахстане насчитывалось 160 энергопередающих компаний, 32 из которых приходятся на Карагандинскую область. Такое большое дробление сетей приводит к участию до 5-7 поставщиков в цепочке поставок электроэнергии, что значительно повышает стоимость ее транспортировки электрической энергии не менее чем на 50%. В июле прошлого года были внесены поправки в ЗРК "Об электроэнергетике" по укрупнению РЭК, определенных в 51 шаге Плана нации. Сокращение количества РЭК, а также снижение тарифа энергопередающих организаций, не соответствующих квалификационным требованиям, предусмотренным в ЗРК "Об электроэнергетике" в свою очередь, отразится на тарифе для конечного потребителя.
Уже прекратили деятельность три энергопередающие организации: две в Актюбинской области и одна в Атырауской.
Руководитель комитета по энергетики отметил и влияние на цену электроэнергии существующих перекосов в вопросах распределения затрат на производство электрической и тепловой энергии для станций с комбинированным производством. Вопрос выработки системного всестороннего подхода к решению данной проблемы является актуальным и в свете увеличивающегося применения газа при производстве электрической и тепловой энергии, ввиду чего представляется целесообразным разработка соответствующего отраслевого закона – Закона о теплоснабжении. Его принятие позволит привлечь инвестиции в модернизацию, реконструкцию и новое строительство генерирующих мощностей и снизить имеющийся высокий уровень износа теплоэлектростанций, что позволит уйти от перекрестного субсидирования тепловой энергии за счет электрической. При этом, уровень износа тепловых электростанций превышает 50%, в отдельных случаях 70%.
Кроме вопросов электроэнергии глава Нацпалаты Тимур Кулибаев заострил внимание и на стимулировании повсеместного внедрения энергосбережения и энергоэффективности, в большинстве случаев, связано с модернизацией инфраструктуры предприятий. Рациональный и разумный расход топливно-энергетических ресурсов ведет к повышению рентабельности производства, капитализации и конкурентоспособности предприятия. Помимо прочего, это приводит и к возврату инвестиций, поэтому источником стимулирования политики по энергосбережению могут и должны стать национальные институты развития.
Однако для комплексного усиления политики энергосбережения и энергоэффективности глава "Атамекен" поручил провести анализ по всем инструментам, которые были предусмотрены в программе по энергоэффективности и энергосбережению, выявить сильные и слабые стороны и представить конкретные предложения.