Автопроизводители Казахстана рассказали корреспонденту Tengrinews.kz о том, насколько отечественная автомобильная индустрия готова к тому, чтобы выпускать машины с установленным газобаллонным оборудованием (ГБО).
Автопроизводители Казахстана рассказали корреспонденту Tengrinews.kz о том, насколько отечественная автомобильная индустрия готова к тому, чтобы выпускать машины с установленным газобаллонным оборудованием (ГБО).
По словам президента АО "АЗИЯ АВТО" Ерика Сагымбаева, установка ГБО на авто - вопрос рутинный. "Услуги по установке ГБО казахстанским автовладельцам доступны, и в участии автопроизводителя здесь необходимости нет. Дело в том, что выпуск автомобилей с предустановленным ГБО - это не распространенная практика. Большинство производителей оставляет решение об установке ГБО за покупателем", - рассказал представитель компании-автопроизводителя Казахстана.
По его словам, непопулярность установки ГБО на авто объясняется несколькими причинами: водитель может сам доукомплектовать купленную машину в специализированной компании; установка ГБО - это отдельный вид деятельности, подлежащий лицензированию и сертификации, требующий отдельного технологического и процедурного сопровождения; автомобили, использующие газовое топливо, составляют сейчас 1,5 процента мирового автопарка.
"Ежегодно число автомобилей с установленным ГБО растет в мире на 25-30 процентов, но пока текущего спроса недостаточно, чтобы говорить о серийном выпуске "газовых" версий. Поэтому планов по выпуску автомобилей с предустановленным газобаллонным оборудованием у "АЗИЯ АВТО" сегодня нет. (...) Установка ГБО - это дополнительные технические риски. (...) Далеко не каждый автомобиль можно переоборудовать для использования альтернативного топлива. Скажем, установка ГБО на универсалы и кроссоверы запрещена - пассажирский салон должен быть отделен от отсека, в котором установлено газовое оборудование. Это вопрос безопасности. Тем не менее, эти нормы в Казахстане нарушаются уже сейчас", - рассказал представитель автопроизводителя Казахстана.
Говоря о ситуации в целом, собеседник отмечает, что до сих пор казахстанские потребители не проявляли интереса к газовому топливу еще и потому, что разрыв между ценой сжиженного газа и традиционного топлива не был столь велик. Кроме этого, по словам эксперта, в Казахстане, в отличие от европейских стран, нет налоговых льгот или других инструментов, стимулирующих потребителя к отказу от бензина и дизельного топлива. Основным же фактором непопулярности установки ГБО на авто является отсутствие инфраструктуры, то есть малое количество заправочных сетей.
"Поэтому рассматривать сжиженный газ как полноценную замену традиционному топливу не стоит, и начинать переход на альтернативное топливо следует с автобусной, грузовой и коммунальной техники. Это тот сектор, где газ служит оптимальной альтернативой дизельному топливу. Коммунальные и корпоративные парки во всем мире сегодня являются двигателем этого процесса. Именно в этой нише мы быстрее всего ощутим экономический и экологический эффект от перехода на газовое топливо", - добавил представитель автопроизводителя Казахстана.
Между тем, не все автопроизводители Казахстана имеют схожее мнение. Так, компания AllurAuto готова начать выпускать свои автомобили с уже установленными на них ГБО. По словам президента компании Андрея Лаврентьева, автопроизводители Казахстана уже прорабатывают вопрос о привлечении поставщиков - мировых лидеров из Италии и России по поставке газобаллонного оборудования, работающего на метане.
"Если говорить о рынке новых авто, то есть готовое решение по стопроцентному переходу двигателя на газ (метан) или с частичным замещением на метан около 60-70 процентов метана и 30-40 процентов топлива в зависимости от условий эксплуатации авто. Можно создать систему использования топлива и газа, то есть неполного замещения, 30 на 70, 50 на 50 в зависимости от условий эксплуатации. Данные решения уже есть. Мы уже изготовили ряд автомобилей, которые сейчас проходят тестирование и обкат", - рассказал представитель автопроизводителя Казахстана.
Спикер также считает, что основной проблемой спроса на установку ГБО является отсутствие заправочных газовых станций именно на метане, так как, по словам собеседника, станций, которые заправляют пропан бутановой смесью, множество. Ранее сообщалось, что Министерство энергетики ведет переговоры с отечественными предприятиями и автопроизводители Казахстана должны предоставить информацию о возможности производства и реализации автотранспорта с установленным ГБО под сжиженный нефтяной газ.