“Бомба - это я“: что заставляет казахстанцев “минировать“ школы и аэропорты

Никита Данилин
Никита Данилин Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

“Бомба - это я“: что заставляет казахстанцев “минировать“ школы и аэропорты Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

В Казахстане часто можно увидеть сообщения о "заминированном" торговом центре или школе. Во всех случаях звонки с предупреждениями о подготовке терактов оказываются ложными, хотя ответственность за это вполне реальная - уголовная. Корреспондент Tengrinews.kz разбирался, кто занимается телефонным терроризмом и какие сроки за это дают.

ПОДЕЛИТЬСЯ

В Казахстане часто можно увидеть сообщения о "заминированном" торговом центре или школе. Во всех случаях звонки с предупреждениями о подготовке терактов оказываются ложными, хотя ответственность за это вполне реальная - уголовная. Корреспондент Tengrinews.kz разбирался, кто занимается телефонным терроризмом и какие сроки за это дают.

Серия ложных минирований

В середине сентября в Талдыкоргане несколько дней подряд поступали ложные вызовы о минировании различных зданий. Так, 16 сентября экстренные службы искали "бомбы" на железнодорожном вокзале и в жилом доме по улице Біржан Сал. 17 сентября поступили вызовы о взрывных устройствах в торгово-развлекательном центре "Сити Плюс" и торговом доме "Даулет". И уже 18 сентября оказались "заминированы" школы № 11, № 14, № 17 и № 18.

Каждый раз людей из зданий эвакуировали и на места незамедлительно выезжали сотрудники полиции, кинологическая служба и спецподразделения. Но ни в одном из случаев факты минирования не подтвердились.

В Уголовном кодексе Казахстана есть статья 273 "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма". Она предусматривает ответственность в виде штрафа до 5 000 МРП (19 660 000 тенге), исправительных работ в том же размере либо ограничения или лишения свободы до 5 лет.

Портрет телефонного террориста

Казахстанские СМИ нередко пишут новости о телефонных террористах. Часто мы видим сообщения о ложных минированиях школ, торговых центров, аэропортов и вокзалов. Полицейские пресс-релизы сопровождаются дежурными фразами о том, что "проводятся мероприятия по установлению личности злоумышленника".

Позже появляются достаточно скупые на информацию пресс-релизы о приговорах. Однако мотивы осужденных по статьям о телефонном терроризме называются лишь в редких случаях.

В банке судебных актов Верховного суда можно найти немало приговоров по статье о заведомо ложном сообщении об акте терроризма. Корреспондент Tengrinews.kz изучил решения судов по этой статье за последние годы, чтобы составить портрет казахстанских телефонных террористов и разобраться в их мотивах.

Алкоголь и самоуверенность

Во множестве случаев ложные звонки о заложенных "бомбах" поступают от людей, употребивших алкоголь. Иногда к опьянению добавляется еще и большая любовь к себе. Так, в один из январских дней 2022 года, выпивая вечером, местная пенсионерка О.Г. из Кокшетау позвонила в полицию и сообщила, что у нее в квартире заложена бомба.

"После чего приехали сотрудники полиции, скорая и пожарные, которым она сообщила, что бомба - это она", - говорится в приговоре.

В итоге Кокшетауский городской суд приговорил пенсионерку к одному году ограничения свободы.

26 марта 2024 года Ерейментауский районный суд Акмолинской области приговорил к 2 годам и 6 месяцам ограничения местного жителя В.П. за то, что тот позвонил в полицию и сообщил о заложенной бомбе в его же многоквартирном доме.

Свои действия мужчина объяснил тем, что он решил проверить работу сотрудников полиции и посмотреть, как они отреагируют на его вызов. В суде мужчина заявил, что "звонил в состоянии алкогольного опьянения, так как в трезвом состоянии никогда такого бы не сделал".

5 июля 2024 года Меркенский районный суд Жамбылской области приговорил к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы пастуха 3.Ч. за то, что тот сообщил о заложенной бомбе в здании жамбылского областного наркологического диспансера.

"Находясь на территории крестьянского хозяйства, взял с собой литровую бутылку водки и погнал овец на пастбище. Позже он выпил всю водку и опьянел. Находясь в нетрезвом состоянии, вспомнив о своём прежнем лечении в наркологическом диспансере города Тараза, Ч. решил позвонить в полицию и сделать ложное сообщение о теракте", ― говорится в решении суда.

Помимо реального срока в тюрьме, суд также назначил осужденному принудительное лечение, так как у него была выявлена зависимость от гашиша.

Ревность и обиды

Бывает и так, что в ситуацию вмешивается не только большая любовь к себе, но и любовь к другим людям, которая под воздействием алкоголя может превращаться в ревность. Например, 17 октября 2024 года житель Актау А.Ж. узнал о том, что его бывшая гражданская супруга улетает в Алматы. Выпив, мужчина решил сорвать ее вылет.

Для этого он посреди ночи позвонил в полицию и сообщил, что в актауском международном аэропорту и местном морском порту заложены взрывные устройства.

Актауский городской суд приговорил А.Ж. к 1 году и 6 месяцам лишения свободы, а также назначил принудительное лечение от алкоголизма.

В апреле 2024 года житель Астаны Е.Т. позвонил в полицию и сказал, что в одном из многоквартирных домов на улице Тлендиева "гражданин по имени Али вместе с двумя другими гражданами готовит теракт и якобы имеет при себе холодное оружие и взрывные устройства".

Уже после задержания и на судебных заседаниях астанчанин объяснил, что поводом для этого звонка стала его ревность. В день инцидента он позвонил девушке, с которой 3 года проживал в гражданском браке, однако трубку взял неизвестный мужчина и сказал, чтобы он "больше не звонил и не приближался".

"Подсудимый сильно приревновал и решил сообщить в полицию ложную информацию, чтобы полиция проверила документы этих мужчин и выдворила их из страны. Он заявил, что не осознавал, что такие действия влекут уголовную ответственность, и выразил искреннее раскаяние", - говорится в судебном документе.

Астанинский межрайонный суд по уголовным делам приговорил Е.Т. к трем годам ограничения свободы.

Личные проблемы

Иногда поводом для звонка о несуществующих заложенных бомбах становятся личные проблемы людей. Например, в сентябре 2024 года астанчанин Ж.Ш. решил сообщить о заложенной бомбе в департаменте полиции Астаны, после того как несколько месяцев добивался приема у начальника ведомства. По его словам, он пытался попасть к нему около 10-15 раз, так как следствие по делу, где он проходил потерпевшим, затянулось.

После того как его в очередной раз не приняли, он позвонил в полицию и сообщил о заложенной бомбе. В итоге в январе 2025 года межрайонный суд по уголовным делам Астаны приговорил его к 2 годам и 6 месяцам ограничения свободы.

Есть и люди, которые решают свои жизненные и финансовые проблемы с помощью 273-й статьи УК РК. Так, 2 августа 2025 года пастух из села Жалтырколь Акмолинской области С.М. позвонил по номеру 112 и сообщил, что на автовокзале в Астане заложена бомба. И самое интересное, что мужчина был уже дважды судим за аналогичные действия в 2019 и 2023 годах.

"2 августа он, как обычно, занимался выпасом скота, потом прилег и задумался о смысле жизни, а именно - что живет совсем не так, как ему хотелось бы, что у него ничего нет, поэтому он вновь решил совершить преступление, чтобы его посадили, так как там у него будет постоянное место жительства, постоянная работа, бесплатная еда, бесплатная одежда", - говорится в решении суда.

Так как ранее С.М. уже дважды был судим за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, он понял, что совершить аналогичное преступление не составит никаких проблем и затрат. В итоге мужчина своего добился - Аршалынский районный суд приговорил его к 2 годам лишения свободы.

Сигналы из колоний

Однако телефонным терроризмом занимаются не только из-за алкоголя и личных проблем. Как минимум трижды за последние два года по статье 273 УК РК судили находящихся в колонии людей, которые таким образом пытались обратить внимание на угрозу их жизни и перевестись в другие учреждения.

Например, 17 января 2025 года заключенный Е.К. из восточно-казахстанского учреждения № 18 позвонил по номеру 112 и сообщил о "готовящемся акте терроризма" на автовокзале Усть-Каменогорска. Уже 21 апреля еще один осужденный С.Г. из той же тюрьмы позвонил в полицию и сообщил о "готовящемся акте терроризма" в аэропорту Усть-Каменогорска.

В обоих случаях в решениях суда утверждается, что заключенные совершили правонарушение осознанно, с целью перевода в другое учреждение, так как в учреждении для них существовала угроза. Однако не уточняется, какого рода была угроза.

В первом случае Шемонаихинский районный суд Восточно-Казахстанской области приговорил мужчину к 2 годам, а во втором – к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы.

Похожий поступок в 2024 году совершил заключенный С.Ж. из учреждения № 71 в Талдыкоргане ― он позвонил по номеру 112 и сообщил, что местный автовокзал и школа № 25 заминированы.

"Данное правонарушение совершил осознанно, с целью перевода в другое учреждение, так как в учреждении полной безопасности на него оказывали психологическое и физическое давление, были угрозы и жестокое обращение от сотрудников", - говорится в решении суда.

Талдыкорганский городской суд приговорил заключенного к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы. Таким образом, эти люди пошли на то, чтобы им увеличили сроки из-за угрозы жизни в колонии.

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 504.61  course up  587.93  course up  6.63  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 1
Астана -2
Актау 1
Актобе -3
Атырау 3
Б
Балхаш -5
Ж
Жезказган -3
К
Караганда -2
Кокшетау -2
Костанай 0
Кызылорда -11
П
Павлодар -6
Петропавловск -2
С
Семей 2
Т
Талдыкорган 5
Тараз 5
Туркестан -1
У
Уральск -2
Усть-Каменогорск 6
Ш
Шымкент -4

 

Редакция Реклама
Социальные сети