Принято считать, что на стенах домов рисуют только вандалы. Но граффити, стрит-арт и паблик-арт становятся значимыми средствами коммуникации, раскрывая аспекты городской жизни. В Казахстане также есть инициативы, развивающие уличное искусство. Например, ежегодный ArtbatFest в Алматы, где художники со всего мира создают уличные инсталляции или тематические муралы и малые архитектурные формы, которые появляются затем на улицах казахстанских городов. Развитие стрит-арта возможно благодаря энтузиазму художников и поддержке компаний, которые признают его важность.
Принято считать, что на стенах домов рисуют только вандалы. Но граффити, стрит-арт и паблик-арт становятся значимыми средствами коммуникации, раскрывая аспекты городской жизни. В Казахстане также есть инициативы, развивающие уличное искусство. Например, ежегодный ArtbatFest в Алматы, где художники со всего мира создают уличные инсталляции или тематические муралы и малые архитектурные формы, которые появляются затем на улицах казахстанских городов. Развитие стрит-арта возможно благодаря энтузиазму художников и поддержке компаний, которые признают его важность.
Мы обсудили с Ириной Харитоновой, директором департамента креативного туризма АО "НК Kazakh Tourism", будущее стрит-арта в Казахстане, его положительное влияние на социально-экономические показатели и как оно улучшает креативный ландшафт.
Почему именно стрит-арт выбран как одно из направлений по улучшению креативного ландшафта?
Из моего опыта работы с креативной индустрией я поняла, что стрит-арт обладает значительным социальным эффектом. Заинтересованность возросла после знакомства с известным художником Дмитрием Repas. Исследуя его работы, мы увидели, какое влияние они оказывают, и что стрит-арт может быть не только мощным средством самовыражения художника, но и языком, на котором город общается со своими жителями и гостями. Так возникла трехсторонняя коллаборация между мастерской REPAS, Kazakh Tourism и Jusan Bank. Мы успешно реализовали несколько проектов по созданию муралов в Караганде, Шымкенте и Астане. Уличное искусство поднимает важные социальные темы. Когда в этом процессе взаимодействуют государство, художники и бизнес, это свидетельствует о соблюдении принципов ESG-повестки, учитывающих экологические, социальные и управленческие аспекты. И, конечно, это является показателем развития креативной экономики, к чему мы и стремимся.
Какие этапы проходит проект на пути к созданию?
Проект стартовал в 2022 году, и мы установили взаимодействие между государством и бизнесом, подписав меморандум о сотрудничестве с Jusan. Цель проекта – изменение креативного ландшафта Казахстана. Мы определили сильные стороны проекта и разработали механику. Команда состоит из 10 человек, включая сотрудников Kazakh Tourism, Jusan и художников REPAS. Главная задача представителей госсектора заключается в поиске подходящих локаций и согласовании организационных моментов с местными исполнительными органами. Креативная индустрия в нашей стране явление относительно новое, и в регионах нам иногда требуется больше времени, чтобы объяснить, почему мы хотим создавать муралы и какая от них польза. В западных странах такие инициативы уже часть субкультуры, в то время как у нас они имеют образовательный характер. Jusan берет на себя расходы по производству, а REPAS отвечает за контент и креативную часть. Тема каждого мурала разрабатывается с учетом географических, исторических и культурных особенностей региона. Кроме того, в каждом городе мы привлекаем талантливых людей, желающих участвовать в процессе, и они также становятся частью проекта. У нас слаженная команда, работающая вместе, и у нас множество возможностей для реализации идей.
Директор департамента креативного туризма АО "НК Kazakh Tourism" Ирина Харитонова
Будете ли вы проводить исследования на тему влияния стрит-арта на социально-экономические показатели городов?
Главная задача нашего департамента – развитие креативных индустрий и креативного туризма. В процессе реализации проекта мы столкнулись с недостатком аналитики по этой теме на примере Казахстана. Большинство исследований, которые существуют, касаются зарубежного опыта. Но, на наш взгляд, создание и развитие комфортной среды в городах и селах должно исходить из нашего собственного опыта и учитывать особенности нашей ментальности. При этом важно отслеживать результаты работы. Поэтому мы обратились за консультацией к коллегам из Европы для разработки методики по анализу социального и экономического эффекта проекта.
С помощью урбанистов, архитекторов и экспертов в сфере ESG мы будем анализировать каждый регион и поймем, как наш проект меняет ландшафт и влияет на население. Итогом станет методическое пособие для вузов и образовательных центров. Это поможет систематизировать и распространить наш опыт и знания о влиянии креативных индустрий на развитие социума и экономики.
Проект по изменению креативного ландшафта успешно реализован в Астане, Караганде и Шымкенте. Какие результаты вы видите?
Проект строится по принципу экосистемы, где взаимосвязаны социальные, экономические и культурные аспекты. В процессе создания стрит-арта мы меняем инфраструктуру городов: вывозим мусор, создаем новые рабочие места, проводим образовательные программы, где объясняем значение муралов. Эти действия существенно влияют на социально-экономические показатели городов. Улучшается экологическая обстановка и безопасность районов, развиваются местные сообщества, появляются новые возможности у бизнеса. Это в свою очередь увеличивает доходы города и его жителей.
Одним из важных аспектов нашего проекта является джентрификация. Это когда проводят реновацию упадочных городских кварталов и отдельных локаций, превращая их в привлекательные места для местных жителей и туристов. Примером такого успеха считается район Винвуд в Майами. Мы хотим подать положительный пример другим компаниям, показывая, как успешно изменить креативный ландшафт городов.
Важным результатом считаем вовлечение местного сообщества. Например, в Караганде художники REPAS работали над муралом совместно с местной академической художницей Евгенией Казаковой. Сложился симбиоз традиционной живописи и стрит-арт-техники.
Мурал на фасаде здания Карагандинского русского драматического театра имени К. С. Станиславского
Горожане стали понимать и ценить муралы как хорошую альтернативу рекламным баннерам или стереотип о "вандализме" еще сохраняется? Недавно в Алматы несанкционированно закрасили мурал "Барыс", полюбившийся жителям города. Как вы будете сохранять свои объекты?
Когда речь идет о ценностях, важно понимать, о чем они. Случай с "Барысом" показал, что необходимо избегать таких ситуаций. Муралы – это язык общения, на котором города могут разговаривать на разные темы: от призывов обратить внимание на существующие проблемы до абстрактного визуального преображения серых стен. Тем более это важный инструмент для социальных и политических инициатив, а также сохранения культурного наследия. Муралы позволяют художникам выразить свои идеи и затронуть множество людей в городской среде. Мы тщательно мониторим состояние муралов и принимаем меры, чтобы предотвращать подобные случаи.
Относительно стереотипов: встречается непонимание проекта, но с помощью образовательных программ нам удается донести ценности. Когда жители понимают наши цели, они оказывают поддержку и помощь всеми возможными способами.
Мурал в г. Шымкент
Вы упомянули меморандум о сотрудничестве с Jusan. В чем его цель и какие проекты в нем предусмотрены?
Наши основные инициативы включают совместное создание муралов и проведение воркшопов и питчингов для креативных предпринимателей. Jusan задал тренд в организации питчингов, и теперь мы получаем много предложений о сотрудничестве от других компаний. Следующим шагом станет проведение исследований в области креативного предпринимательства и туризма, работа с городскими пространствами. Наш подход к сотрудничеству достаточно гибок: Kazakh Tourism предлагает проекты банку, которые у Jusan соответствуют их миссии и целям, либо мы нуждаемся в их экспертном мнении. В свою очередь Jusan поддерживает нас и знакомит нас с талантливыми креаторами, которых мы впоследствии привлекаем в свои проекты.
Очень рады, что удалось создать площадку, где государство объединяет бизнес и креативный сектор. Талантливые люди находят инвесторов, а инвесторы – хорошие проекты. Мы выступаем в качестве гаранта исполнения обязательств между всеми сторонами. Наша главная цель – масштабировать подобные проекты и вовлекать в них как можно больше талантливых людей.
Мурал на мосту "Беласар" в г. Астана
Давайте обсудим туризм. Какие преимущества дает паблик-арт и стрит-арт для экономического развития и привлечения туристов?
Современного туриста сложно впечатлить. Но стрит-арт имеет важный посыл и способен вызвать эмоции у человека. Уличное искусство гармонично вписывается в городскую среду и изменяет привычные маршруты, позволяя "ощутить" город. Сейчас активно развивается новый вид туризма, связанный именно со стрит-артом и граффити. Существует направление street art hunting, когда поклонники уличного искусства путешествуют по миру для поиска уникальных граффити, муралов и малых архитектурных форм. Есть тематические сайты, на которых можно увидеть мировую карту с фото и адресами стрит-арта. Мы также рассматриваем возможность создания подобного сайта, где будет собрано уличное искусство Казахстана.
У нас уже есть успешные примеры интеграции нашего проекта в городские маршруты. Наш мурал в Караганде, расположенный на фасаде театра имени Станиславского, включен в программу экскурсии "Пока не исчезло". В этом проекте туристам показывают знаковые места города и рассказывают его историю. Интересно, что включение мурала в экскурсию вызвало широкий отклик у местных жителей, многие захотели его увидеть. Таким образом, с помощью муралов мы развиваем и локальный туризм тоже.
Может ли стрит-арт стать альтернативой музеям? Своеобразным музеем на улице?
Если смотреть на пирамиду потребностей жителей Казахстана, может показаться, что искусство, а тем более уличное, это не первоначальная нужда. Но отношение к нему меняется, приходит понимание его значимости. Стрит-арт перестает быть просто рисунком на стене, он становится средством привлечения внимания к различным проблемам, таким как экология, гендерное неравенство, нарушение прав. Мне кажется, стрит-арт уже стал альтернативой музеям. Наши главные зрители – жители городов. И проект этот для них: ведь мы стремимся изменить не только креативный ландшафт, но и мышление людей.
Мы делимся идеями авторов искусства, а это заставляет задуматься над главными ценностями жизни. Совместно с Jusan и REPAS, которые разделяют нашу миссию, мы закладываем основу для будущего креативной индустрии Казахстана.