©РИА Новости
С чем связаны частые кадровые перестановки в Казахстане? Этот вопрос Tengrinews.kz задал депутату Мажилиса Парламента Каирбеку Сулейменову. В разные годы он работал министром внутренних дел, государственным советником, секретарем Совета безопасности. Одним словом, имеет представление, что может служить причиной тех или иных кадровых перестановок. "Президент всегда ставит конкретную задачу, поручает решить конкретную проблему. Чиновник говорит, допустим, что эту проблему он сможет решить за три года. Хорошо, говорит Президент, работай 5 лет, но реши задачу. Глава государства смотрит, а назначенный чиновник к этой проблеме даже не подступал или много говорит, но ничего не делает. Есть чиновники, которые работают, а есть те из них, которые политизируют свою работу в выгодном свете. Но если ты решил задачу, все - значит ты соответствуешь должности", - рассказывает Каирбек Сулейменов и отмечает, что, говоря о вопросе кадровых перестановок, нужно иметь в виду, что одних чиновников назначает Президент, а других премьер-министр. То есть, те назначения, которые в компетенции главы правительства, проводятся по рекомендации министров. Другой вопрос - кадровые перестановки в акиматах. В настоящее время аким области имеет полномочия снять и назначить своего заместителя. "Нельзя давать это право ему. Почему заместителей акимов правительству не назначать? Тогда бы прежде чем снимать с должности заместителя, акиму пришлось бы обосновать, почему он это делает. А сегодня все происходит без основания", - выразил свое мнение депутат. По его опыту, кадровые перестановки в нашей стране происходят в двух случаях: либо человек не справляется с поставленной задачей, либо когда должность, на которую его назначили - не является его самой сильной стороной. То есть, этот чиновник может быть профессионалом в одной области, но в другой проявляет слабость. "В основном, премьер-министр предлагает кандидатуру, а Президент соглашается. Президент доверяет и создает условия для работы", - рассказывает депутат, комментируя вопрос кадровых перестановок. Но бывают случаи, делится Сулейменов, когда кадровые перестановки происходят по протекции. "Допустим, премьер-министра назначили, он исторической фигурой становится и он хочет оставить определенный след в истории. И он, конечно, старается, чтобы команда у него была сильная. Есть люди, которые обижаются, мол, вчера премьер-министр был другом, а глава правительства не ставит, говорит, дружба дружбой, но не твое это. Отношения портятся, враги появляются, а самые опасные враги - это бывшие друзья", - считает он. Однако, отмечает собеседник, в Казахстане настолько узок круг людей, принимающих решения, что протекция в вопросе кадровых перестановок большой роли не играет. "Есть другая проблема. Президент как-то говорит мне, знаешь, есть такие люди у нас, ему любую должность предложи высокую, он никогда не сомневается, справится или не справится, он не задается вопросом: как? Он спрашивает, когда приступать?" - рассказывает Каирбек Сулейменов, говоря о вопросе кадровых перестановок. Первый руководитель всегда должен быть на голову выше своих подчиненных, считает он. "Многие начинают собирать команду слабее себя, чтобы быть алмазом в навозе. Но сильный человек никогда не стесняется брать (на работу-Прим.автора) сильней себя", - высказал он свое мнение. Святая обязанность, отмечает он, тех, кто служит государству - готовить кадры. "Замену себе надо всегда иметь, ты можешь обижаться, что тебя сняли с должности, но ты на свое место должен предложить человека. Бывает неприятный тебе человек, но сильный руководитель, народ его любит, ценит, а у тебя с ним тяжелые отношения - терпи, не трогай, повышай, премируй, воздай ему все должное", - считает он. По его наблюдению, в кадровых перестановках люди порой видят сенсацию. "Кого-то сняли с должности и появляется какое-то ощущение злорадства: сняли чиновника, так ему, поделом. А почему? Потому что общественное мнение в СМИ во многом формируется взглядом оппозиции, а оппозиция - это все бывшие. Это все равно, что жена тебя выгнала, и у нее новый мужчина появился, ты уже начинаешь его хаять, потому что он на твое место пришел. Так и здесь", - комментирует он. Он обращает внимание на то, что независимая пресса в Казахстане больше всего критикует депутатов, а все потому что депутат не может ответить, считает он, у парламентария нет соответствующих рычагов. "Создался образ, что депутат - это, тот, кто нажимает кнопку, и в этом вся его работа. Бывают такие, но в целом это совсем не так. У депутатов работы всегда очень много, приходится работать и в субботу, и в воскресенье", - заявляет он. Однако, кадровые перестановки - это еще и судьбы. Сулейменов отмечает, что некоторые чиновники очень болезненно переживают момент потери власти, должности. "Человек, который всю жизнь работает и вдруг уходит в сторону, он потом, как будто из поезда выпал", - отмечает он и признается, что сам тоже не сразу правильно воспринял, когда его освободили с поста секретаря Совбеза и предложили возглавить Совет ветеранов. "Это было падение. Да, Совет ветеранов на первый взгляд должность благородная. Но в политическом смысле это никто. Конечно, была обида, что это было незаслуженно. А потом я поразмыслил, думаю, меня же не в 40 лет сняли с должности, а в 60 лет! Остальное-то время я был на виду и был оценен, какие могут быть обиды? Так я и смирился. Это, как допустим, на шахматной доске пешку срубили, она ушла и дуется, что ее убрали с поля; но, так надо было для какой-то идеи, надо же выигрывать партию", - рассказывает Сулейменов, говоря о вопросе кадровых перестановок. У него категоричное мнение на счет командных перемещений чиновников, которые влекут кадровые перестановки. "Приходит чиновник и говорит, все, у меня своя команда. Это надо ломать, это не команда, это банда. До тебя работали люди, успешно справлялись, кто ты такой, чтобы решать их судьбу? Здесь должен тормоз в голове у каждого срабатывать. Это стало традицией чиновничьего аппарата. Это плохая традиция", - считает он. При этом он отмечает, что чиновник может привлекать людей со стороны, но в исключительных случаях, когда без конкретных людей просто невозможно выполнить поставленную задачу. Он приводит пример из своей практики, когда его вновь назначили министром внутренних дел, и он произвел кадровые перестановки в ведомстве. "Я убрал заместителя министра по кадрам Баймаганбетова (Серик Баймаганбетов - Прим.автора), который сейчас сидит в тюрьме. Когда меня вернули в МВД, он оказался в роли заместителя министра - ни рыба, ни мясо", - рассказывает Сулейменов. "Баймаганбетов таким честным парнем нам казался. В 90-х годах он был преподавателем карагандинской школы милиции. Его по рекомендации взяли на работу, потом он депутатом был, работал на разных должностях, и на тебе - оказался системным взяточником", - делится он. "Я себя не идеализирую, я тоже много ошибок допускал. Но я никогда не брал взятки с подчиненных за продвижение, за получение званий", - заявляет он, комментируя вопрос, почему в Казахстане так часто происходят кадровые перестановки.
С чем связаны частые кадровые перестановки в Казахстане? Этот вопрос Tengrinews.kz задал депутату Мажилиса Парламента Каирбеку Сулейменову. В разные годы он работал министром внутренних дел, государственным советником, секретарем Совета безопасности. Одним словом, имеет представление, что может служить причиной тех или иных кадровых перестановок.
"Президент всегда ставит конкретную задачу, поручает решить конкретную проблему. Чиновник говорит, допустим, что эту проблему он сможет решить за три года. Хорошо, говорит Президент, работай 5 лет, но реши задачу. Глава государства смотрит, а назначенный чиновник к этой проблеме даже не подступал или много говорит, но ничего не делает. Есть чиновники, которые работают, а есть те из них, которые политизируют свою работу в выгодном свете. Но если ты решил задачу, все - значит ты соответствуешь должности", - рассказывает Каирбек Сулейменов и отмечает, что, говоря о вопросе кадровых перестановок, нужно иметь в виду, что одних чиновников назначает Президент, а других премьер-министр. То есть, те назначения, которые в компетенции главы правительства, проводятся по рекомендации министров.
Другой вопрос - кадровые перестановки в акиматах. В настоящее время аким области имеет полномочия снять и назначить своего заместителя.
"Нельзя давать это право ему. Почему заместителей акимов правительству не назначать? Тогда бы прежде чем снимать с должности заместителя, акиму пришлось бы обосновать, почему он это делает. А сегодня все происходит без основания", - выразил свое мнение депутат.
По его опыту, кадровые перестановки в нашей стране происходят в двух случаях: либо человек не справляется с поставленной задачей, либо когда должность, на которую его назначили - не является его самой сильной стороной. То есть, этот чиновник может быть профессионалом в одной области, но в другой проявляет слабость.
"В основном, премьер-министр предлагает кандидатуру, а Президент соглашается. Президент доверяет и создает условия для работы", - рассказывает депутат, комментируя вопрос кадровых перестановок.
Но бывают случаи, делится Сулейменов, когда кадровые перестановки происходят по протекции. "Допустим, премьер-министра назначили, он исторической фигурой становится и он хочет оставить определенный след в истории. И он, конечно, старается, чтобы команда у него была сильная. Есть люди, которые обижаются, мол, вчера премьер-министр был другом, а глава правительства не ставит, говорит, дружба дружбой, но не твое это. Отношения портятся, враги появляются, а самые опасные враги - это бывшие друзья", - считает он.
Однако, отмечает собеседник, в Казахстане настолько узок круг людей, принимающих решения, что протекция в вопросе кадровых перестановок большой роли не играет.
"Есть другая проблема. Президент как-то говорит мне, знаешь, есть такие люди у нас, ему любую должность предложи высокую, он никогда не сомневается, справится или не справится, он не задается вопросом: как? Он спрашивает, когда приступать?" - рассказывает Каирбек Сулейменов, говоря о вопросе кадровых перестановок.
Первый руководитель всегда должен быть на голову выше своих подчиненных, считает он. "Многие начинают собирать команду слабее себя, чтобы быть алмазом в навозе. Но сильный человек никогда не стесняется брать (на работу-Прим.автора) сильней себя", - высказал он свое мнение.
Святая обязанность, отмечает он, тех, кто служит государству - готовить кадры. "Замену себе надо всегда иметь, ты можешь обижаться, что тебя сняли с должности, но ты на свое место должен предложить человека. Бывает неприятный тебе человек, но сильный руководитель, народ его любит, ценит, а у тебя с ним тяжелые отношения - терпи, не трогай, повышай, премируй, воздай ему все должное", - считает он.
По его наблюдению, в кадровых перестановках люди порой видят сенсацию. "Кого-то сняли с должности и появляется какое-то ощущение злорадства: сняли чиновника, так ему, поделом. А почему? Потому что общественное мнение в СМИ во многом формируется взглядом оппозиции, а оппозиция - это все бывшие. Это все равно, что жена тебя выгнала, и у нее новый мужчина появился, ты уже начинаешь его хаять, потому что он на твое место пришел. Так и здесь", - комментирует он.
Он обращает внимание на то, что независимая пресса в Казахстане больше всего критикует депутатов, а все потому что депутат не может ответить, считает он, у парламентария нет соответствующих рычагов. "Создался образ, что депутат - это, тот, кто нажимает кнопку, и в этом вся его работа. Бывают такие, но в целом это совсем не так. У депутатов работы всегда очень много, приходится работать и в субботу, и в воскресенье", - заявляет он.
Однако, кадровые перестановки - это еще и судьбы. Сулейменов отмечает, что некоторые чиновники очень болезненно переживают момент потери власти, должности.
"Человек, который всю жизнь работает и вдруг уходит в сторону, он потом, как будто из поезда выпал", - отмечает он и признается, что сам тоже не сразу правильно воспринял, когда его освободили с поста секретаря Совбеза и предложили возглавить Совет ветеранов.
"Это было падение. Да, Совет ветеранов на первый взгляд должность благородная. Но в политическом смысле это никто. Конечно, была обида, что это было незаслуженно. А потом я поразмыслил, думаю, меня же не в 40 лет сняли с должности, а в 60 лет! Остальное-то время я был на виду и был оценен, какие могут быть обиды? Так я и смирился. Это, как допустим, на шахматной доске пешку срубили, она ушла и дуется, что ее убрали с поля; но, так надо было для какой-то идеи, надо же выигрывать партию", - рассказывает Сулейменов, говоря о вопросе кадровых перестановок.
У него категоричное мнение на счет командных перемещений чиновников, которые влекут кадровые перестановки.
"Приходит чиновник и говорит, все, у меня своя команда. Это надо ломать, это не команда, это банда. До тебя работали люди, успешно справлялись, кто ты такой, чтобы решать их судьбу? Здесь должен тормоз в голове у каждого срабатывать. Это стало традицией чиновничьего аппарата. Это плохая традиция", - считает он.
При этом он отмечает, что чиновник может привлекать людей со стороны, но в исключительных случаях, когда без конкретных людей просто невозможно выполнить поставленную задачу. Он приводит пример из своей практики, когда его вновь назначили министром внутренних дел, и он произвел кадровые перестановки в ведомстве.
"Я убрал заместителя министра по кадрам Баймаганбетова (Серик Баймаганбетов - Прим.автора), который сейчас сидит в тюрьме. Когда меня вернули в МВД, он оказался в роли заместителя министра - ни рыба, ни мясо", - рассказывает Сулейменов.
"Баймаганбетов таким честным парнем нам казался. В 90-х годах он был преподавателем карагандинской школы милиции. Его по рекомендации взяли на работу, потом он депутатом был, работал на разных должностях, и на тебе - оказался системным взяточником", - делится он.
"Я себя не идеализирую, я тоже много ошибок допускал. Но я никогда не брал взятки с подчиненных за продвижение, за получение званий", - заявляет он, комментируя вопрос, почему в Казахстане так часто происходят кадровые перестановки.