Вне зависимости от того, пользуются казахстанцы медицинскими услугами или нет, они обязаны делать ежемесячные отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования. Всего за полгода казахстанцы заплатили за медстраховку полтриллиона тенге. На вопросы, куда и на что идут эти деньги, ответили в пресс-службе фонда, передает Tengrinews.kz.
Вне зависимости от того, пользуются казахстанцы медицинскими услугами или нет, они обязаны делать ежемесячные отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования. Всего за полгода казахстанцы заплатили за медстраховку полтриллиона тенге. На вопросы, куда и на что идут эти деньги, ответили в пресс-службе фонда, передает Tengrinews.kz.
Внедрение системы ОСМС было обусловлено необходимостью увеличения доступности медпомощи, снижения дефицита финансирования. Если в 2019 году на здравоохранение было предусмотрено 1,03 триллиона тенге, то на 2023 год – уже 2,5 триллиона тенге. Это позволило увеличить количество оказываемых медицинских услуг, соответственно, больше граждан могут обратиться за той или иной медицинской помощью.
"Многие ошибочно полагают, что платежи за ОСМС поступают в фонд и он может распоряжаться ими по собственному усмотрению. На самом деле все взносы и отчисления, которые уплачивают граждане, поступают на специальный счет в Национальном банке и их нельзя расходовать на иные цели, кроме платы за оказанные медицинские услуги", - пояснили в фонде.
Куда уходят взносы
Со специального счета в Нацбанке эти средства направляются медицинским организациям – поставщикам фонда – строго на оплату оказанных медицинских услуг в системе обязательного социального медицинского страхования. То есть застрахованные граждане получают всю необходимую по показаниям медпомощь, которая входит в перечень ОСМС, бесплатно, а оплачивает их фонд социального медицинского страхования.
В 2022 году на оплату медпомощи, оказанной в рамках ОСМС, было направлено около 836 миллиардов тенге.
Сколько средств поступило за ОСМС
За период с 1 января по 30 июня 2023 года в виде взносов и отчислений поступило 590,8 миллиарда тенге. Из них отчисления работодателей составили 37,7 процента, взносы государства за льготные категории населения – 33,2 процента, взносы работников – 24 процента, другие плательщики (ИП, работники по договорам ГПХ, самозанятые, самостоятельные плательщики) – 5,1 процента.
Эти средства ежемесячно направляются в качестве платы за оказанные медицинские услуги в системе ОСМС.
Можно ли снять свои взносы, если не обращался за медпомощью
Система ОСМС является солидарной, а не накопительной. Не имеет значения, обращался ли конкретный человек за медицинской помощью, так как здесь не предусмотрены персональные счета с накоплениями взносов. Казахстанскую модель построили как социально ориентированную, чтобы не ограничивать пациента в объеме и стоимости получаемого лечения, которое ему требуется по состоянию здоровья.
"Рассмотрим на примере. При максимально возможном взносе за год гражданин соберет лишь 168 тысяч тенге (по 14 тысяч тенге в месяц). Предположим, что эти средства находятся на индивидуальном счете и пациент может использовать их на лечение по своему усмотрению. Однако на эту сумму он сможет получить ограниченный объем лечения.
Только стадартный набор анализов, проверка гормонов, наличия инфекций обойдется в несколько десятков тысяч. А если необходимо УЗИ, кардиограмма, КТ/МРТ и другая инструментальная диагностика? То есть накопленных за год взносов может быть недостаточно даже на прохождение полноценного обследования для установления диагноза. Затем может потребоваться посещение дневного стационара или госпитализация в круглосуточный.
Если же будут показания на операцию, а их стоимость достигает нескольких миллионов тенге, то пациент попросту останется без медпомощи. Накопленных средств не хватит, чтобы покрыть стоимость лечения. Такой подход будет невыгоден самому пациенту", - пояснили в фонде.
Поэтому в отечественной модели системы ОСМС все средства поступают на единый специальный счет и оттуда направляются на оплату медицинской помощи, оказанной по ОСМС всем застрахованным гражданам, независимо от категории плательщика и размера осуществляемых им взносов.
В фонде сообщили, что по всем вопросам работает служба поддержки клиентов:
- мобильное приложение Qoldau 24/7;
- официальный сайт fms.kz;
- @SaqtandyrýBot в Telegram;
- Контакт-центр 1414.