На кухне дома алматинской семьи 36-летнего Рапхатжана и 34-летней Рахилям Якубовых хлопочут три дочки – помогают маме помыть фрукты, готовясь к семейному чаепитию. Параллельно за обеденным столом делаются уроки. Хозяйка с улыбкой говорит: "Мой офис – это кухня". Здесь у женской половины семейства проходит почти весь день – после школы девочки шелестят страницами учебников и тетрадей, пока мама готовит, а потом уже все остальные собираются на обед или ужин. В доме единственный стол – обеденный.
На кухне дома алматинской семьи 36-летнего Рапхатжана и 34-летней Рахилям Якубовых хлопочут три дочки – помогают маме помыть фрукты, готовясь к семейному чаепитию. Параллельно за обеденным столом делаются уроки. Хозяйка с улыбкой говорит: "Мой офис – это кухня". Здесь у женской половины семейства проходит почти весь день – после школы девочки шелестят страницами учебников и тетрадей, пока мама готовит, а потом уже все остальные собираются на обед или ужин. В доме единственный стол – обеденный.
"Мы чай кипятим в кастрюле. У нас, уйгуров, традиционно чай с молоком и солью заваривают только в кастрюлях. Мы же пьем его с молоком, но без соли. Мой покойный папа никогда не любил соль. Вот и привыкла так готовить чай. Да и мужа я именно к такому напитку приучила", - отмечает Рахилям.
В соседней комнате засуетились, зашумели дети. В свой новый красный электромобиль с гордостью забрался его полноправный водитель – младший сын Рапхатжана и Рахилям, которому в декабре исполнится шесть лет. Такой солидный подарок мальчику сделали друзья семьи на обряд обрезания.
"У нас семья небольшая – я, муж, три дочки, сын и свекровь - инвалид второй группы. Ее опекуном является мой муж. Живем, слава Аллаху, в дружбе и любви, мирно и спокойно. Ждем пятого сына. Младший как-то сказал: "Так нечестно, у меня одни сестры, а братьев нет. Мне играть в машинки не с кем". И тут мы узнали, что у нас скоро будет пятый ребенок – сын", - рассказывает многодетная мама. К слову, к мужу она часто обращается так: "Родной, …"
Дети у Рапхатжана и Рахилям воспитанные, уроки их делать никто не заставляет. Старшая дочь учится в девятом классе. Поскольку ее папа в свое время сильно увлекался самолетами, она тоже заинтересовалась авиамоделированием – ходила в кружок, получала грамоты, медали, занимала призовые места.
"После девятого класса дочка собирается пойти в колледж учиться на IT-специалиста. Она очень хочет быстро отучиться и начать зарабатывать. Хочет, чтобы вся ее семья поехала в Стамбул, посмотрела разные страны, - говорит Рахилям. – А сыну бокс нравился одно время. Потом увидел, как изо рта и носа у спортсмена на соревнованиях кровь пошла, и сказал: "Не хочу, чтобы мое лицо трогали, лучше буду поваром".
Сегодня в небольшом доме Якубовых стало теплее - зиму теперь можно встречать без страха и тревог.
"Раньше здесь жили мои бабушка с мамой. После того как бабушка скончалась, за мамой некому было присматривать, и мы решили один дом на несколько хозяев поделить. Полдома мы забрали себе, сделали отдельный вход и провели по возможности коммуникации. Но долгое время не было газа", - рассказывает Рапхатжан.
К матери мужа в дом, который находится в районе Райымбека - Мате Залки, многодетная семья переехала в 2019 году. А в 2020-м, с началом пандемии, подала заявку в одну из волонтерских организаций, которая помогла им утеплить снаружи стены их жилища. Зимой семья грелась с помощью газовых баллонов. Затраты на их приобретение сильно били по карману: один большой баллон стоил 5 тысяч тенге. На неделю требовалось два. А когда сильные морозы были – даже больше. В месяц в среднем уходило 150 тысяч тенге на отопление и готовку еды.
"Да и небезопасно все это: постоянно в напряжении находишься. Дети постоянно играли возле этого баллона, - рассказывает Рапхатжан. – Раньше у нас была простая печка, наподобие буржуйки. Сразу, как подвели газ, мы на отложенные деньги плиту газовую приобрели за 60 тысяч тенге. Очень ждали этого момента!"
В течение двух лет глава семьи обращался в акимат и писал заявления с просьбой подключить их дом к сети газоснабжения, но никаких результатов добиться не получалось. Случалось, что и в долг приходилось у газовщиков баллоны брать. В этом году Рапхатжан и Рахилям решили вновь попытать счастье. Акиматовским работникам они уже откровенно заявили, что их дети постоянно болеют из-за низких температур дома в холодное время года. Когда им в третий раз пообещали решить вопрос, надежда у молодых родителей почти растаяла… Но буквально через четыре дня после очередного визита в акимат к дому Якубовых начали подвозить трубы.
"Я тогда не поверила своим глазам. Растерялась. Я без конца спрашивала техников, действительно ли в трубе газ. Когда же все установили, я начала в трубе этот газ вынюхивать. Никак не могла осознать, что это реально с нами происходит. У меня было столько эмоций. Я плакала от счастья, звоня в акимат, и радостно сообщала, что газ наконец-то подключили. В первый же день после этого события у меня дети по дому в одних трусиках бегали, без носков – стало тепло и так радостно!" - с улыбкой на лице делится Рахилям.
В ближайшее время Рапхатжан собирается продолжить свои визиты в коммунальные организации – для них настал полноправный период писать заявление о подключении воды и света. До настоящего же момента семья делила счет за воду и свет с соседним домом. Собственного лицевого счета у них не было. Нужно было дождаться газа.
"Теперь газ у нас не только для приготовления пищи, но и для отопления всего дома. Оборудование стоит в кладовке. Пришел газ – будет теперь и остальное", - уверенно заявил хозяин.
36-летний Рапхатжан на сегодняшний день работает "сутки через двое" в охране, в гаражном кооперативе в районе железнодорожного вокзала "Алматы-1". Доход семьи – небольшая зарплата главы семейства и пособие по инвалидности его матери. Поэтому событие, связанное с газификацией дома, – огромное подспорье для бюджета. Скоро семье придет первая квитанция за газ. Пока они точно не знают, сколько будут платить. Но уже узнавали у соседей: 5 тысяч в месяц, при сильных морозах зимой - до 20 тысяч тенге.
"Переплачивать точно не будем. У нас и дом небольшой – 80 квадратных метров. Это две спальни, кухня, прихожая, санузел, - говорит Рапхатжан. – Когда мы потеряли веру в то, что нам все же проведут газ, я ездил в газовую компанию и интересовался, сколько необходимо средств для того, чтобы нам самостоятельно провести газ в дом. В среднем нам все это обошлось бы в полмиллиона тенге! У нас нет слов для того, чтобы выразить всю нашу радость. Огромная благодарность акимату и Halyk Bank за то, что нам помогли. Дома тепло".
Сфотографировать газовые баллоны нам не удалось. После подключения дома к газу счастливая семья сразу же их выкинула.