ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
12 сентября 2011 | 15:24

Дискуссия о госязыке отвлекает казахстанцев от социально-политических проблем

ПОДЕЛИТЬСЯ

©Ярослав Радловский ©Ярослав Радловский

Дискуссия о государственном языке отвлекает население от социально-политических проблем. Языковой вопрос теперь выдвигается в числе главных ресурсов и источников борьбы за политическую власть в Казахстане. Об этом в Алматы на круглом столе "Актуальные вопросы государственной языковой политики в Казахстане" заявил вице-президент казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Талгат Мамираимов, передает корреспондент Tengrinews.kz. "Неудовлетворительные показатели языковой политики привели к политизации проблемы, которая на сегодня является одним из главных политических факторов языковой ситуации в Казахстане. Тем самым некоторые властные элитные группировки способствуют политизации языкового вопроса, искусственно направляя политическую борьбу вокруг языковой политики. Языковой вопрос теперь выдвигается в числе главных ресурсов и источников борьбы за политическую власть в нашей стране", - заявил спикер, считающий низкий уровень использования госязыка во властной элите главным препятствием роста социально-политического статуса казахского языка. Кандидат политических наук Ерлан Саиров согласился с тем, что наступило время законодательно усилить требования к знанию госязыка в госорганах. Однако он, в свою очередь, считает, что ни о какой политизации языкового вопроса нет речи. "Число казахов растет, в том числе за счет оралманов. Только по официальным данным, 60 процентов населения страны говорит на казахском языке, по неофициальным - 70 процентов. А через 10 лет владение казахским языком станет уже обязательным", - сообщил эксперт. Он также отметил, что уровень владения государственным языком остается низким. По его словам, среди казахстанских министров 23 человека не знают казахский язык. А незнание казахстанскими госслужащими госязыка на должном уровне является главным препятствием на пути его развития в стране. Между тем, участники круглого стола отмечают, что касающиеся внедрения казахского языка вопросы не должны превращаться в межнациональную проблему, так как вопрос государственного языка - это лингвистическая проблема. Профессор Казахского национального университета имени Аль-Фараби Ольга Алтынбекова вопрос госязыка рассматривает в региональном аспекте. Доктор филологических наук обращает внимание на абсолютно разные этноситуации в стране на примере среднего и высшего образования. По проведенным исследованиям, в 1990-91 учебном году на казахском обучались 32,35 процента учащихся, в то время как на русском - более 65 процентов. Сегодня ситуация противоположная: на казахском языке - 62,5 процента, на русском - 33,5 процента учащихся. При этом, школ с обучением языков национальных групп (уйгурский, таджикский, турецкий, украинский) стало значительно больше. В республике на английском обучаются в шести школах. В вузах на русском в 2011 году обучаются 46,8, а на казахском - 51,6 процента студентов, что в четыре раза больше по сравнению с первым годом независимости страны. "Таким образом, мы наблюдаем укрепление и расширение госязыка на фоне сужения использования русского. И хотя налицо дальнейший сдвиг в пользу госязыка, но национальный состав учащихся в школах остается моноэтничным", - поясняет Алтынбекова. Профессор считает, что при обучении в русской школе по окончании учебного заведения ученик обязан знать казахский в полном объеме. В этом ее поддерживает председатель казахстанской ассоциации учителей русских школ Наталья Вдовина, однако отмечает, что процесс внедрения казахского языка есть не может быть быстрым: "33 процента школьников в Казахстане учатся на русском языке, 56 процентов - на казахском и чуть более 10 процентов приходится на другие языки. Конечно, нужно развивать государственный язык, причем поступательно, начиная с детских садов, но очень быстро это не происходит".


Иконка комментария блок соц сети
Дискуссия о государственном языке отвлекает население от социально-политических проблем. Языковой вопрос теперь выдвигается в числе главных ресурсов и источников борьбы за политическую власть в Казахстане. Об этом в Алматы на круглом столе "Актуальные вопросы государственной языковой политики в Казахстане" заявил вице-президент казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Талгат Мамираимов, передает корреспондент Tengrinews.kz. "Неудовлетворительные показатели языковой политики привели к политизации проблемы, которая на сегодня является одним из главных политических факторов языковой ситуации в Казахстане. Тем самым некоторые властные элитные группировки способствуют политизации языкового вопроса, искусственно направляя политическую борьбу вокруг языковой политики. Языковой вопрос теперь выдвигается в числе главных ресурсов и источников борьбы за политическую власть в нашей стране", - заявил спикер, считающий низкий уровень использования госязыка во властной элите главным препятствием роста социально-политического статуса казахского языка. Кандидат политических наук Ерлан Саиров согласился с тем, что наступило время законодательно усилить требования к знанию госязыка в госорганах. Однако он, в свою очередь, считает, что ни о какой политизации языкового вопроса нет речи. "Число казахов растет, в том числе за счет оралманов. Только по официальным данным, 60 процентов населения страны говорит на казахском языке, по неофициальным - 70 процентов. А через 10 лет владение казахским языком станет уже обязательным", - сообщил эксперт. Он также отметил, что уровень владения государственным языком остается низким. По его словам, среди казахстанских министров 23 человека не знают казахский язык. А незнание казахстанскими госслужащими госязыка на должном уровне является главным препятствием на пути его развития в стране. Между тем, участники круглого стола отмечают, что касающиеся внедрения казахского языка вопросы не должны превращаться в межнациональную проблему, так как вопрос государственного языка - это лингвистическая проблема. Профессор Казахского национального университета имени Аль-Фараби Ольга Алтынбекова вопрос госязыка рассматривает в региональном аспекте. Доктор филологических наук обращает внимание на абсолютно разные этноситуации в стране на примере среднего и высшего образования. По проведенным исследованиям, в 1990-91 учебном году на казахском обучались 32,35 процента учащихся, в то время как на русском - более 65 процентов. Сегодня ситуация противоположная: на казахском языке - 62,5 процента, на русском - 33,5 процента учащихся. При этом, школ с обучением языков национальных групп (уйгурский, таджикский, турецкий, украинский) стало значительно больше. В республике на английском обучаются в шести школах. В вузах на русском в 2011 году обучаются 46,8, а на казахском - 51,6 процента студентов, что в четыре раза больше по сравнению с первым годом независимости страны. "Таким образом, мы наблюдаем укрепление и расширение госязыка на фоне сужения использования русского. И хотя налицо дальнейший сдвиг в пользу госязыка, но национальный состав учащихся в школах остается моноэтничным", - поясняет Алтынбекова. Профессор считает, что при обучении в русской школе по окончании учебного заведения ученик обязан знать казахский в полном объеме. В этом ее поддерживает председатель казахстанской ассоциации учителей русских школ Наталья Вдовина, однако отмечает, что процесс внедрения казахского языка есть не может быть быстрым: "33 процента школьников в Казахстане учатся на русском языке, 56 процентов - на казахском и чуть более 10 процентов приходится на другие языки. Конечно, нужно развивать государственный язык, причем поступательно, начиная с детских садов, но очень быстро это не происходит".
Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.68   522.66   4.79 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети