28 июня состоится премьера документального фильма "Батыр: Наследие". Фильм затронет всю творческую жизнь Батырхана Шукенова: от группы A' Studio до последнего сольного альбома "Осень", в который вошли его не изданные песни. В интервью корреспонденту Tengrinews.kz режиссер фильма - продюсер музыкального канала Gakku Тимур Балымбетов рассказал о том, как создавался фильм, о первом знакомстве с певцом и неизвестных моментах в его творчестве.
28 июня состоится премьера документального фильма "Батыр: Наследие". Фильм затронет всю творческую жизнь Батырхана Шукенова: от группы A' Studio до последнего сольного альбома "Осень", в который вошли его не изданные песни. В интервью корреспонденту Tengrinews.kz режиссер фильма - продюсер музыкального канала Gakku Тимур Балымбетов рассказал о том, как создавался фильм, о первом знакомстве с певцом и неизвестных моментах в его творчестве.
Фото предоставлено Тимуром Балымбетовым
- Тимур, расскажите, когда пришла идея снять фильм о Батырхане Шукенове?
- В этом году в апреле у меня в гостях был старший брат Батыра - Бауржан Шукенов. И тогда Бауржан Камалович поделился тем, что планируется выпуск всех его альбомов. Я был тогда в восторге, потому что очень хочется услышать новые песни Батыра. Мы с друзьями обсуждали, что, после того как Батыра не стало, его музыка пропала, диски больше не продавались. На цифровых платформах его тоже нет. Меня этот вопрос всегда волновал. Чтобы послушать Батырхана, приходилось прибегать к пиратским методам. Фонд имени Батырхана Шукенова наконец-то эту проблему решил, долгими годами собирали права. И в поддержку этому пришла мысль сделать что-то, где можно было рассказать об этом пласте работы, которую Батыр проделал за всю свою жизнь.
Фото предоставлено Тимуром Балымбетовым. Бауржан Шукенов и Тимур Балымбетов
- По названию уже понимаешь, о чем будет фильм. Может, немного раскроете, что увидят поклонники творчества любимого всеми казахстанского певца?
- В фильме мы говорим больше о его сольной карьере. Хотя, конечно, к истокам тоже обращаемся. Мы берем немного из периода группы "Арай", затем "А-Студио". Его уход из группы, который был непонятен для многих. Не было никаких объяснений, почему это произошло. Также мы говорим о грандиозной работе в Москве с продюсерами Павлом Есениным и Эриком Чантурия - создателями группы Hi-Fi . Есенин- автор огромного количества хитов для этой группы, также для Аллы Пугачевой, а потом для Батыра. "В серых каплях дождя", "Брат", "Душа" - это песни, которые были написаны в Москве, но потом их почему-то ему запретили исполнять. Клипы тоже исчезли. Мы решили узнать и показать в фильме, почему это произошло, в каком состоянии он вообще был, когда этот разлад произошел. Батыр остался без материала. Он не мог исполнять свои сольные композиции и песни "А-Студио" тоже. Как после этого он начинал с нуля, искал материал, снимал видеоролики, кто в тот момент оказался рядом и помог. И как впоследствии мы получили монументальный альбом "Отан Ана".
Фото Tengrinews.kz. Фотовыставка памяти Батырхана Шукенова "BATYR.LIVE"
- В интервью заявлены соратники Батырхана Шукенова и близкие друзья. Расскажите, с кем вы говорили о нем и его творчестве ?
- Очень хотелось увидеть тех людей, кто непосредственно с ним работал. И конечно же, поговорить с семьей. Очень многое о брате знает Бауржан Камалович Шукенов. В фильме, он один из основных спикеров. Композитор, поэт-песенник Еркеш Шакеев, композитор Куат Шильдебаев, который создавал вместе с ним альбом "Отан-Ана". Из Москвы мы записали Павла Есенина, написавшего его новый альбом "Осень". Презентация альбома будет уже сегодня. Они работали над новым альбомом. Но, из-за того что Батыр преждевременно ушел, о нем не было известно. Он не успел его выпустить сам. Далее журналисты и музыкальные критики, которые в тот период активно освещали все, что с Батырханом происходило - это музыкальный критик Роман Райфельд, арт-куратор Тимур Нусимбеков и журналист Мади Мамбетов. Роза Рымбаева и его бессменный директор Олжас Байканов. И московский директор и сопродюсер Руслан Магомедов. Это те люди, с которыми мне удалось поговорить во время съемок фильма.
Фото предоставлено Тимуром Балымбетовым. Композитор Еркеш Шакеев
- Во время подготовки фильма каким стал для вас Батыр? Изменились ли у вас представления, после того как вы поговорили с его родными, друзьями и коллегами?
- Несмотря на то что я его поклонник, очень много следил и даже была возможность с ним познакомиться. При съемке этого фильма для меня было очень много откровений, новой информации. Те пробелы, которые были у меня в голове и у зрителей, я пытался каким-то образом заполнить отсутствующие кусочки пазла. Конечно, такого отношения к музыке, к слушателям, к сожалению, сейчас уже ни у кого нет. Каким он был потрясающим музыкантом, профессионалом и человеком. Таких людей - единицы. Он был невероятно исключительным человеком. Моя главная надежда, что с выходом фильма молодые люди, которые не знакомы с его творчеством или, может быть, знают лишь главные хиты "Джулию", "Дождь", "Твои шаги", поймут, насколько у него потрясающе глубокое творчество. И как его много, что в антологии выходит 11 дисков, среди которых два новых. Это два диска с DVD - концертами и предыдущие релизы. И это просто потрясающий пласт работы. Люди, думающие и работающие над собой, должны услышать их.
Фото предоставлено Тимуром Балымбетовым. Композитор Павел Есенин
- В прессе много было слухов насчет разлада с Есениным и Чантурия в середине "нулевых". Вы будете говорить, почему, казалось бы, удачный союз в итоге прекратил существование? Какие недостающие пазлы в карьере Батыра вы для себя хотели сложить?
- Это уход из "А-Студио", это неожиданный уход от мегауспешных продюсеров в Москве. Хотя когда он стал с ними работать и выпустил первые два клипа и песни, казалось, что все - Батыр вырвался вперед. И действительно, он как сольный исполнитель мог взлететь выше, чем фронтмен группы. А потом внезапно все это закончилось. Было интересно узнать, каким образом он выбирал материал. Как оказалось, он исполнял песню "Отан Ана" очень много лет до этого. Она была у него в репертуаре с другим текстом и даже от другого автора. Мы покажем кусочек кадров, где он исполняет эту композицию в первоначальном варианте. И Куат Шильдебаев также поделился ранними версиями песен, которые никто не слышал. Про уход от Есенина, из "А-Студио" я процитирую его брата Бауржана Шукенова, который сказал, что на тот момент, на его взгляд, "это было несоответствие творческих энергий". Более подробно это раскрывается в фильме. По поводу конфликта с Есениным - там откровенно другая история. По материалам видно, ребята сработались, и это было очень плодотворно. Впоследствии возникли разногласия, которые касались финансовой части. Я скажу так: были нарушены обещания, данные Батыру изначально. Его директор в Москве Руслан Магомедов многие годы с ним работал, он отзывается о Батыре тепло. И сразу пошел на контакт, захотел помочь. За что ему огромная благодарность. Даже Павел Есенин, очень занятой человек, ответил на все наши вопросы. Мне казалось, что Батыр ко мне относился по-особенному, но он ко всем так относился, и в этом была его уникальность.
Фото из открытых источников
- После приезда в Казахстан сольный путь артиста начался с альбома "Отан Ана" в 2002 году. Это было своего рода возвращение к истокам?
- После всей этой истории он приехал в Казахстан раздавленным. И лучший его друг композитор Куат Шильдебаев, увидев это, сказал: "Давай мы эту идею, которая была, воплотим. Тебе нужно, как он говорит, подпитаться энергией родной земли, своими корнями. И давай сделаем не просто легкий реверанс, а сделаем монументально. Его казахстанский директор Олжас Байканов рассказывает, что Батыр тогда воспрянул духом. У него даже горели глаза, когда была презентация альбома "Отан Ана". Альбом - мощный! И он до сих пор слушается великолепно. Не похож ни на что другое. Такой качественный, что просто обеспечил нашей музыке рост и установил такую планку, которая до сих пор недосягаема.
- Согласна, когда слушаю эту композицию, у меня мурашки по коже бегут. Она сильно затрагивает душу, в ней есть нотки грусти и тоски...
- Этот период "Отан Ана" мы постарались в фильме разобрать по полочкам. Как это произошло? Какое было стечение всех этих обстоятельств, чтобы получилась такая мощная работа? Факторов было много, один из них даже политический. Ведь альбом готовили к 10-летию страны.
Фото предоставлено Тимуром Балымбетовым. Тимур Балымбетов и Роза Рымбаева
- Да, композиция на самом деле с глубоким смыслом, о любви к родине. Настоящей любви. Вы говорили о знакомстве с Батыром? Какое он произвел на вас впечатление в первый раз?
- Это было в 2013 году. Сначала я познакомился с ним на телеканале, где я тогда работал продюсером. И вот тогда мы и познакомились. И затем мы вместе сидели в президиуме фестиваля Jazzystan. Для меня было удивительно то, что я видел его до этого всего один раз, а он не просто запомнил меня. Он помнил даже то, что мы оба кызылординцы. В одной школе учились. Я в первый класс пошел, где он учился. И вся моя семья по папиной линии училась в школе № 233. Однажды были на одном мероприятии, и я так стеснялся к нему подходить. Хотел поздороваться. А он опередил меня, подошел сам и говорит: "Тимур, приветствую. Как дела?" Я подумал, насколько он простой и открытый человек. Пока я в своих мыслях думал, что не стоит великого человека отвлекать, он так запросто подошел. Это был очень трогательный момент и теплое воспоминание.
Фото предоставлено Тимуром Балымбетовым. Тимур Балымбетов и Куат Шильдебаев
- Как и у многих казахстанцев, у вас наверняка есть любимые композиции Батыра?
- У меня очень много любимых песен Батырхана, но они не сингловые. Это скорее не очень известные песни. Если говорить о русскоязычном альбоме "Душа", то я очень люблю песню "На берегу", часто ее слушаю. Есть в ней такая философская грусть. Каждый раз по-новому открываешь, но до конца все равно не понимаешь. Она трогает что-то очень глубокое в тебе. Мне очень нравится песня "Кто?", написанная Еркешем Шакеевым. Меня невероятно трогает песня "Аялаған арман-ай" из альбома "Отан Ана". Там также есть светлая и романтичная ода родине "Әсем дүние". Это потрясающая песня. На самом деле любимых композиций очень много. "Осенний мотив" из альбома "Твои шаги" - очень красивая песня, люблю ее слушать. Из лиричных песен отмечу "Мелодия печали".
Фото предоставлено Тимуром Балымбетовым
- Презентация нового альбома "Осень" обещает быть грандиозной. Какие композиции вы уже прослушали и какие из них затронули ваши музыкальные рецепторы?
- Этот альбом очень неожиданный. Обычно мы запрограммированы радиостанциями, интернетом на то, чтобы искать хиты или то, что понравится. Этот альбом не такой, он больше для погружения. И думаю, что это было сделано специально. Альбом очень глубокий, философский. Там необычные и красивые тексты. У него даже голос там другой. Вокальная подача абсолютно не похожа на раннее его исполнение. Что, казалось бы, удивительно, потому что его вокал узнаваем. Он звучит идеально чисто. Здесь же он позволяет себе где-то даже допустить какие-то моменты "грязи" неидеальной записи, чтобы люди могли почувствовать его истинные эмоции. То, что он на тот момент переживает. К примеру, песня "Ветер не в счет" - это удивительная баллада. Песня "А важно ли?" настолько тебя обволакивает и продирает. Ну, и конечно, там есть очень легкие, веселые и романтичные песни, такие как "Спорит сердце" или "Птица счастья". А также главная композиция "Осень", это, конечно, шедевр. Она будет в магазинах не только на CD-носителях, но и во всех цифровых магазинах. На радиостанциях же ротируется песня "Птица счастья" как один из первых радиосинглов. Другие песни тоже скоро казахстанцы услышат. Все антологии, предыдущие альбомы и новый альбом "Осень", а также там будет еще одна пластинка, которая называется "Нас исцеляет любовь". Это концептуальное одно собрание, которое он сам задумал. Это неизданные песни, записанные в разные годы. Олжас Байканов с трепетом и любовью эти песни собирал. Там есть бриллианты, потрясающие песни. Фильм будет показан на телеканале Gakku и на YouTube-платформе, чтобы люди из разных городов страны тоже могли его увидеть, вновь насладиться его музыкой. Почему мы не услышали раньше? Основная причина заключается в том, что, когда человек неожиданно уходит, возникает очень много моментов, которые нужно решить. И эти вопросы касаются наследства, авторских прав. Кто должен вступить в права сначала как наследник. Огромная победа, что они договорились со всеми авторами и теми, кто участвовал в создании альбома, чтобы все это вновь выпустить.
Еще быстрее, чем на сайте! Читайте наши новости в Telegram. Подписывайтесь на @tengrinews.