Генпрокуратура проверила деятельность Республиканской палаты частных судебных исполнителей

14 августа, 16:11
10
Фото ©Турар Казангапов
Фото ©Турар Казангапов

Генеральная прокуратура РК провела проверку деятельности Республиканской палаты частных судебных исполнителей и оператора единой электронной торговой площадки по вопросам организации исполнительного производства и соблюдения законности при проведении электронных торгов за 2015-2017 годы и истекший период 2018 года, передает корреспондент Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу Министерства юстиции РК.

В ходе проверки были выявлены грубые нарушения законности. В частности, вмешательство в процесс распределения исполнительных производств между частными судебными исполнителями. Выборочными проверками было выявлено 2,5 тысячи таких фактов, при этом перспективные исполнительные листы распределялись 20 частным судебным исполнителям в различных областях. Вместе с тем сообщается, что исполнительные документы о взыскании алиментов, заработной платы, в доход государства остаются без должного исполнения.

"Также было выявлено несвоевременное и формальное рассмотрение актов прокурорского надзора. За указанный период внесено 936 актов надзора, 42 из которых рассмотрены формально. Должных мер реагирования в отношении виновных лиц не предпринято. Помимо этого, было выявлено 572 факта нарушений, допущенных региональными палатами при рассмотрении обращений физических и
юридических лиц", - говорится в сообщении.

Так, региональной палатой Алматы не даны ответы 35 заявителям по обращениям о незаконных действиях ЧСИ. При этом, как сообщается, жалобы поступали систематически, на одних и тех же лиц. Ни по одной из них проверки не проведены, меры не приняты. Также в ходе проверок было выявлено, что Республиканской палатой несвоевременно блокировался доступ частных судебных исполнителей к системе Автоматизированной информационной системе органов исполнительного производства после приостановления или прекращения действия лицензий. Выявлено 9 таких фактов.

"Также проверка показала нерациональное использование членских взносов частных судебных исполнителей. С 2015 года штатная численность центрального аппарата Палаты была увеличена более чем в 3 раза (с 11 до 34), расходы по выплате зарплаты увеличились с 77 до 197 миллионов тенге. Палата, не имея больших финансовых оборотов, содержала в штате 7 бухгалтеров с окладом не менее 220 тысяч тенге. В штат включено 9 специалистов отдела по защите прав и законных интересов ЧСИ (с окладом 140 тысяч). Палата никак не обосновала целесообразность введения таких должностей. Очевидно, что, имея высшее юридические образование, ЧСИ могут сами отстаивать и защищать свои права и законные интересы", - сообщили в Минюсте.

Взносы ЧСИ в Учебный центр вместо образовательного процесса использовались для выплаты премий сотрудникам палаты. На это потрачена пятая часть всех поступлений (10 из 50 миллионов). В соответствии со статьей 149 Закона ЧСИ не вправе заниматься иными видами оплачиваемой деятельности, за исключением научной, преподавательской или творческой деятельности. Выявлены отдельные факты, когда работники региональных палат (Астана, ЗКО), получая заработную плату, одновременно занимались исполнением исполнительных документов.

"Также были выявлены факты нарушений законности в деятельности единой электронной торговой площадки, повлекшие ущемление прав граждан и организаций при реализации арестованного имущества. Оператор единой электронной торговой площадки игнорирует требования по обеспечению прозрачности и информационной безопасности системы ЭТП. Согласно пункту 4 Правил осуществления выбора единой электронной торговой площадки от 5 мая 2015 года № 256 оператор ЭТП должен обеспечить безопасность, конфиденциальность, защиту сведений и сервисов ЭТП от несанкционированного доступа, прозрачность и открытость проводимых электронных аукционов.
Однако эти условия оператором ЭТП не соблюдаются. В 2016 году оператором ЭТП отключены функционалы протоколирования (протокол действий) и мониторинга трафика (подключения пользователей)", - говорится в сообщении.

Теперь, как сообщается, в системе нельзя отследить действия (манипуляции), проводить постфактумный мониторинг. Стороннее вмешательство не отображается. Об изменении параметров и функционала ЭТП (которые были при проведении аттестации) уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности оператором ЭТП не проинформирован. Вопрос повторной аттестации не инициирован. Оператор ЭТП привлечен к административной ответственности за нарушение требований в сфере информационной безопасности. Отключением указанных функционалов созданы условия для злоупотреблений и манипуляций. В ходе проверки проведены тестовые аукционы. Эксперимент показал, что в процессе торгов можно заблокировать любого участника аукциона и способствовать победе конкретного лица. К системе имеют доступ посторонние лица. Вход в систему осуществлялся через удаленный доступ с мобильных телефонов. Таким образом в систему заходили 879 раз.

Имеющиеся технические недостатки позволяют бесследно совершать любые, в том числе неправомерные действия при реализации имущества с торгов. 92 процента (11 тысяч) торгов проведены методом понижения цены. Стоимость снижена на 82 миллиарда тенге (с 203 до 121 миллиарда). В большинстве случаев (78 процентов) имущество продавалось дешевле на 20-48 процентов. Треть имущества (2 769) продана за полцены. В торгах участвуют и побеждают одни и те же лица, 40 постоянных участников купили 2 024 лота, 23 из них - представители банков.

Банки участвовали в 4 104 аукционах и победили в 2 343. Цена в среднем была снижена на 30 процентов (с 103 до 71 миллиарда). В условиях отсутствия конкурентной среды банки приобрели имущество в 78 процентах выигранных торгов. В 320 случаях подача заявок и онлайн-участие в торгах производились
с одних и тех же локальных сетевых адресов (IP-адрес), принадлежащих банкам. При этом в 52 случаях вторые участники, формально обеспечивающие легитимность торгов (торги признаются несостоявшимися, если в них участвует менее двух лиц), тоже являлись работниками банков. По всем этим торгам победителями признаны банки. Цены в среднем снижены на 37 процентов (с 22 до 14 миллиардов).

"Выявлены факты, способствующие уклонению от уплаты налогов. В период с 2015 по 2017 год оператором ЭТП заключено 10 договоров оказания услуг с различными индивидуальными предпринимателями. За 2017 год по ним выплачено 220 100 000 тенге. Это 70 процентов дохода (из 330 миллионов). Оператор ЭТП подтвердил, что акты выполненных работ подписывались без подтверждающих документов. При этом в качестве контрагентов специально выбирались индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенный режим. Согласно статье 687 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели платят налог всего 3 процента, а юридические лица облагаются налогом по ставке 20 процентов (статья 313 НК). Отдельные индивидуальные предприниматели пояснили, что фактически услуги не оказывали. Деньги обналичивались с их счетов, за что они получали 1 процент от суммы", - добавили в пресс-службе Министерства юстиции.

В настоящее время Комитетом государственных доходов по поручению Генеральной прокуратуры проводится комплексная налоговая проверка. По указанным фактам Министерством юстиции принимаются комплексные меры по правовому и информационному обеспечению исполнительного производства и деятельности частных судебных исполнителей, а также по привлечению виновных лиц к соответствующей ответственности.

Получить короткую ссылку


Нравится Поделиться
Показать комментарии (10)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц