КРУШЕНИЕ САМОЛЕТА БЛИЗ АКТАУ: ХРОНИКА АВИАКАТАСТРОФЫ
19 сентября 2023 | 07:58

"Игнорируют условия". Что не так в проекте Налогового кодекса, перечислили аналитики

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Экономисты Desht проанализировали проект нового Налогового кодекса, который предполагает изменения в ставках налога на добавленную стоимость, подоходного налога, а также предлагает упразднить транспортный налог с сохранением так называемого налога на роскошь, передает Tengrinews.kz.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Экономисты Desht проанализировали проект нового Налогового кодекса, который предполагает изменения в ставках налога на добавленную стоимость, подоходного налога, а также предлагает упразднить транспортный налог с сохранением так называемого налога на роскошь, передает Tengrinews.kz.

Министерство национальной экономики выпустило консультативный документ к проекту нового Налогового кодекса. Вот основные тезисы:

  • постепенно поднять НДС с 12 до 16 процентов;
  • для ряда отраслей поднять подоходный налог, как пояснили в Desht, их источники сообщают о росте с 20 до 35 процентов;
  • ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с граждан.
Как пояснили аналитики, в целом ряд инициатив является оправданным в текущем контексте, таких как систематизация специальных режимов и бесчисленных льгот или введение налога на роскошь. Но есть и недостатки, как в самом документе, так и в более широкой повестке государства, отметили эксперты.

Оторванность от политики

"Налоги – важнейшая часть общественного договора. Это бесконечные обсуждения – кто платит, за кого, сколько, по какой ставке и при каких обстоятельствах. В развитых странах вокруг этих вопросов формируются платформы политических партий, проводятся ожесточенные споры и выборы.

К слову, споры вокруг налогообложения послужили отправной точкой для начала борьбы американских колоний за независимость. Слоганом этой борьбы стала фраза "No taxation without representation" ("Нет налогам без представительства"). В наше время слоган использовался Движением чаепития в знак протеста против увеличения государственных расходов и налогов", - сообщили в Desht.

Движение чаепития - политическое движение в США, возникшее в 2009 году как серия протестов, выступавшее за сокращение правительственного аппарата, снижение налогов и государственных затрат, сокращение национального долга и бюджетного дефицита.

В Казахстане, по словам Desht, важнейшую политику разрабатывают бюрократы, при поддержке зависимых аналитических структур. Аналитики пояснили, что хоть обсуждения с различными группами еще будут, эффект "якорения" уже получен – первоначальный вариант задает узкие рамки для дальнейших дискуссий вроде "скажите, что конкретно исправить, по пунктам".

Оторванность от общей повестки государства

Как отметили аналитики, последнюю пару лет в обществе настойчиво циркулирует несколько посылов: экономика в стагнации, реальные доходы населения падают, цены растут (а значит, не хватает предложения на рынке). В последнем Послании поставлена задача по удвоению ВВП (причем в долларах).

"Классически контрцикличная политика требует ослабления фискальной нагрузки при кризисных явлениях. В проекте Налогового кодекса, наоборот, предлагается ужесточение по нескольким фронтам, включая повышение ставок.

Можно было бы сослаться на то, что для некоторых отраслей и групп населения предлагается понизить нагрузку. Однако столь амбициозные цели требуют роста системы в целом, элементы которой взаимосвязаны. Здесь требовалось масштабное снижение, а не перераспределение с суммой в "ноль", - пояснили в Desht.

Такие подходы, по словам экономистов, уменьшают возможности реализации более важной задачи в условиях казахстанской экономики – увеличения налоговой базы. При этом именно на ней были сфокусированы часто обсуждаемые кейсы экономических реформ отечественных экономистов – например, в Сингапуре и Грузии.

"Удивительно, но сами разработчики отмечают многие минусы новой политики. Например, что рост ставки НДС приведет к "увеличению цен и снижению инвестиционной привлекательности". Но ужесточить все равно хотят. Все это свидетельствует об иной оценке ими социально-экономического положения в стране в виде бурного роста на грани "перегрева", - заметили аналитики.

Игнорирование институтов

Институты – это правила и механизмы, которые сглаживают взаимодействие в обществе, в том числе экономическое. Они трансформируются крайне медленно и зачастую специфичны для текущего момента и географии. Их игнорирование – гарантированный провал практически для любой инициативы, пояснили в Desht.

По их словам, нельзя скомбинировать "микс из лучших мировых практик", как сделали разработчики проекта кодекса. Например, в развитых странах высокие налоги и сложное администрирование. С одной стороны, это связано с уровнем развития демократии – правительство избирается и контролируется, программа расходов определена заранее, федерализация предполагает сбор и трату налогов в одном месте – отсюда стимулы их платить. С другой стороны - высокие расходы и подконтрольность позволяют иметь профессиональную бюрократию с достаточными ресурсами для отслеживания трансакций.

"Большая часть аргументации разработчиков строится на текущих показателях развитых стран. Причем приводится пестрая палитра разнообразных мер в каждой из них, без учета контекста. Игнорируются условия в Казахстане: крайне высокий серый и теневой сектор (если брать по людям, а не ВДС), низкая собираемость налогов, их трата вдали от налогоплательщика из-за централизации, низкий уровень подконтрольности госорганов и непредсказуемость экономической политики, переходная стадия развития общественных отношений (аграрно-индустриальная).

Опять же, сами разработчики частично указывают на эти ограничения, например, что дифференцированные ставки по КПН и прогрессивный ИПН усложнят администрирование. Но вопреки минусам предлагают эти меры", - заметили аналитики.

Личные взгляды разработчиков, не являющихся политиками

"Парадоксально, но разработчики кодекса рассуждают о "социальной несправедливости" в качестве обоснования для введения прогрессивной шкалы ИПН. Ставят "благородную" цель, чтобы "более высокооплачиваемые работники вносили больший вклад в развитие страны", а нагрузка для населения с низким уровнем доходов была меньше.

Однако в реальности первые уже вносят значительно больший вклад. По-хорошему, все граждане, бедные и богатые, пользуются общественными благами одинаково (дороги, парки). При этом в ряде случаев люди с высокими доходами вовсе не потребляют государственные услуги (больницы, школы), переплачивая из своего кармана за частные", - заметили в Desht.

Даже плоская шкала, по их словам, означает неравный вклад. Все пользуются одинаково, но гражданин с окладом в 100 тысяч платил бы ИПН 10 тысяч, а имеющий оклад в 500 тысяч – 50, то есть в 5 раз больше.

"Ситуацию усугубляет наша система вычетов из зарплаты (пенсионные отчисления, медстрахование и стандартный налоговый вычет 14 МРП). В итоге первый из 100 тысяч заплатит налога около 4 тысяч тенге (4 процента). Возможно, для него более критично поднять свои доходы, а не уменьшить налог – такая сумма "компенсируется" инфляцией уже через несколько месяцев.

Второй, зарабатывающий 500 тысяч, уплатит порядка 40 тысяч тенге налога, или в 10 раз больше. Получающий 1 миллион – в 20 раз больше. Причем, напоминаем, пользуются они общими благами наравне со всеми или даже меньше", - объяснили аналитики.

По их словам, эта мера некорректна и политически, так как ведет к разобщенности между гражданами.

"Никто всерьез еще не доказал, что у бедных слоев в Казахстане есть претензии просто к богатым, а не к источнику их богатства ("коррупционер", "силовик", "судья", "тендерщик"). С учетом наших реалий они могут принадлежать к одной группе (например, родственники). Вопросы к качеству государственной статистики – отдельная больная тема", - заметили аналитики.

Также для Desht не очень понятно, для чего разработчики создают искусственную классовую борьбу. До введения прогрессивной шкалы, по их словам, необходимо осуществить множество реформ и процесс этот должен быть сопряжен с политическими процессами, а не с кабинетной фантазией.

Эксперты назвали это мышлением в стиле "тирании большинства", когда получающих большую сумму денег всего 0,12 процента от всех и якобы их не жалко. Коллективизм и пренебрежительное отношение к "небольшим процентам", по их словам, это начало долгой и нехорошей истории с ущемлением базовых прав человека.

Искажение рыночных сигналов

По словам Desht, идея с разными ставками КПН для разных отраслей – это костыль, плохо подменяющий более важные реформы.

"Разработчики видят в этом "справедливый подход с распределением уровня нагрузки в зависимости от рентабельности". Напомним, что существует базовая концепция риска и доходности, которые взаимосвязаны. Отрасли не могут и не должны иметь одинаковую доходность, так как за этим стоит множество факторов.

В рыночной экономике цены имеют сигнальную функцию, оповещая миллионы поставщиков о том, что выгодно производить. Аналогично рентабельность – это сигнал, но для инвестиций. Высокие значения привлекают новые капиталы, пока рентабельность не сократится до соизмеримого с риском уровня.

Если ее искажать разными ставками налогов, это приведет к кривым потокам капитала, с перенасыщением одних сфер и искусственной "засухой" в других. В отличие от рыночных факторов, налоговая политика может измениться в любой момент, а проекты уже будут на стадии реализации, деньги заморожены в физических активах. Параллельно можно загубить и передовые отрасли, зарезав курицу, несущую золотые яйца", - предостерегли в Desht.

Аналитики пояснили, что если в каких-то сферах наблюдается сверхдоходность, то, возможно, существуют барьеры для входа новых игроков. Если какие-то сферы, наоборот, не развиваются, возможно, есть фундаментальные причины в виде эффекта масштаба или чрезмерного регулирования.

"В любом случае определять "нормальную доходность" – это не задача бюрократов, так как подобное открывает широкое поле для коррупции", - заключили аналитики.

Напомним, на сайте "Открытые НПА" опубликован документ, разработанный Министерством национальной экономики, являющийся консультативным к проекту нового Налогового кодекса на 2024 год. Среди прочих предложений по решению проблем текущей налоговой системы в нем рассмотрен вопрос о пересмотре транспортного налога. Кроме того, предлагаются изменения в ставках КПН, ИПН и НДС.

Все новости с нашего сайта - в нашем новом Telegram-канале. Вы будете в курсе главных событий - подписывайтесь по ссылке!

Нажмите сюда, чтобы подписаться и получать казахстанские новости в сервисе от Google.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 515.11  course up  535.94  course up  5.16  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer