Гражданка Испании и Франции Элизенда Поус-Друэт приехала в Алматы 16 лет назад. Она жила в Каталонии, а в конце девяностых познакомилась с Олегом - парнем из Казахстана. Безумно влюбившись, девушка бросила университет, оставила отчий дом и переехала с любимым на его родину, где у пары родились четверо сыновей. О своей жизни и наблюдениях, о том, что ее поразило в Алматы и Казахстане, Элли рассказала корреспонденту газеты "Вечерний Алматы".
Гражданка Испании и Франции Элизенда Поус-Друэт приехала в Алматы 16 лет назад. Она жила в Каталонии, а в конце девяностых познакомилась с Олегом - парнем из Казахстана. Безумно влюбившись, девушка бросила университет, оставила отчий дом и переехала с любимым на его родину, где у пары родились четверо сыновей. О своей жизни и наблюдениях, о том, что ее поразило в Алматы и Казахстане, Элли рассказала корреспонденту газеты "Вечерний Алматы".
"Я родилась в Сант-Висенс де Кастелльет - в небольшой каталонской деревне с населением всего семь тысяч человек, расположенной в предгорьях в 40 километрах от Барселоны. Конечно, слово "деревня" казахстанцами и европейцами понимается по-разному. Деревня в Каталонии - это множество магазинов, ресторанов, баров, есть супермаркет, две железнодорожные ветки, два вокзала, автострада рядом, по которой со скоростью 140-150 километров в час можно пронестись до самой Барселоны. В Сант-Висенс у нас дом в четыре этажа, два из которых принадлежат мне, один - моему родному брату, а на первом расположен магазин хозяйственных товаров моего отца Даниэля. Этому дому уже более ста лет. Он всегда принадлежал моим предкам. Прежде они были пекарями. После школы я уехала в Париж и поступила в Сорбонну учиться на переводчика - английский и французский язык. У меня вообще способности к языкам. Еще учась в школе, я каждое лето уезжала в США и практиковалась там в языке. В Париже я жила у своей тетки: моя мама Моник - француженка, работает программистом...", - начала рассказ собеседница издания.
Сравнивая каталонских и казахстанских мужчин, Элли призналась: "В Каталонии мужчина, если его жена чего-то добивается в плане карьеры, как правило, гордится ею. Здесь мужчины на успехи своей жены смотрят несколько по-иному. Многие хотят, чтобы их жены сидели дома. Мне в этом отношении повезло. Я сразу начала работать. Занималась в основном обучением языкам".
По ее словам, муж никогда не препятствовал ей в ее работе и устремлениях. "Единственное, на что он пошел с неохотой, - это чтобы я водила машину. Он боялся. Сейчас уже много женщин за рулем в Алматы, но тогда еще было не так. У него было какое-то предубеждение на этот счет. Тем более что в то время еще дороги были плохими, да и правила движения многие нарушали. Но я же опытный водитель. Я с 19 лет за рулем. Быстро привыкла к здешним порядкам на дорогах", - говорит Элли.
Женщина вспоминает, что впервые приехав в Алматы, было немного тяжело: "Друзья Олега приходили к нам в гости, чтобы посмотреть на меня, словно я инопланетянка или какая-нибудь зверушка в зоопарке. Сейчас уже не так воспринимают иностранцев: во-первых, в Алматы таких уже много, сами алматинцы много ездят по миру, алматинская молодежь учится за рубежом".
При этом Элли заметила интересное различие между людьми в Казахстане и Европе. "Поначалу люди здесь относятся к иностранцам с настороженностью, но когда ты уже войдешь в их круг, то все становится замечательным. У европейцев - все наоборот: люди очень легко идут на контакт, знакомятся, но дальше - уже тяжело. Ты приближаешься к некой черте, дальше которой тебя стараются не пускать, и преодолеть эту черту очень сложно", - заметила женщина.
Что касается местной еды, то, по словам иностранки, "она очень жирная". "Каталонская кухня мне нравится больше - в ней много овощей, рыбы и мяса. У нас есть такое блюдо, которое напоминает плов, но делается на основе морепродуктов. Вообще, мне поначалу было тяжело находить здесь те продукты, к которым я привыкла. Сейчас с этим стало проще. Помню, не могла найти стейки, а оливковое масло продавалось в аптеках. В Каталонии оно литрами расходуется. Допустим, наше традиционное блюдо pa amb tomaquet. По-русски это звучит, как "пам тумакет". Это резаный белый хлеб, в который втирают помидоры, посыпают его солью, сбрызгивают оливковым маслом и кладут на него сыр или колбасу", - сказала она.
Говоря о том, что ее поразило в Алматы, Элизенда заявила, что по сравнению с Каталонией город очень зеленый: "У нас там совсем зелени нет! Одни тротуары и дома". "Вот что мне сильно здесь понравилось - это барахолка. Все можно найти и дешево. У нас такого нет. До сих пор до конца не привыкла к алматинскому климату. Зимой не люблю выходить из дому", - добавила женщина.
"Еще мне очень нравится график работы магазинов и ресторанов. Практически, круглосуточный. В Каталонии в воскресенье вы ничего купить не сможете. Вы не сможете зайти в ресторан, скажем в полдень. Самое раннее - где-то в час-час тридцать. И до четырех. Потом закрывается до девяти вечера и работает до одиннадцати. Здесь намного удобнее. Еще мне очень понравилось то уважительное отношение, с которым здесь относятся к иностранным языкам. Когда я разговариваю со своими детьми на каталонском, люди вокруг относятся очень почтительно. У меня в деревне, когда я была ребенком и мама начинала говорить со мной на французском, другие дети смеялись надо мной. У меня даже тогда какой-то комплекс из-за этого появился. Здесь люди очень хорошо понимают, что знать иностранные языки необходимо", - продолжила Элли.
На вопрос, какие порядки в Казахстане вызывают у нее решительный протест, женщина, не задумываясь, ответила: "Отношение к гомосексуалистам". "Я за право выбора. Кому какое дело до того, кто с кем спит? Знаете, гораздо хуже, на мой взгляд, когда после столкновения на дороге один водитель избивает другого, а затем уходит от ответственности благодаря деньгам и связям", - заявила собеседница газеты.
У Элизенды и Олега четверо сыновей - Марк (14 лет), Жорди (12), Сержи (10) и Алекс (9). "Все они говорят на каталонском, русском, английском, испанском, французском, младшенький успешно осваивает казахский. Старшие казахский знают намного хуже. Вот самое главное забыла сказать: здесь можно быть кем угодно - казахом, корейцем, русским, евреем... Национальность не имеет значения. В Каталонии очень трудно адаптироваться иностранцу - особенно в таких небольших городках, как мой", - сказала Элизенда.