Сложившаяся ситуация в религиозной сфере Казахстана и Центральной Азии (ЦА) в целом показала неготовность обществ и государств ЦА к новым тенденциям развития ислама в регионе, считает эксперт по Центральной Азии и директор фонда региональных исследований "Кунсейит" Нурлан Альниязов. Об этом он сообщил на организованной деловым журналом Exclusive и Фондом Фридриха Эберта международной пресс-конференции в Алматы "Новые тенденции в развитии ислама и их воздействие на стабильность в Центральной Азии", передает корреспондент Tengrinews.kz. "Можно выделить две новые тенденции касательно развития мусульманской религии в Казахстане: интеграция религиозных групп (в том числе экстремистских) во властные структуры и формирование религиозными группами альтернативных проектов государства и попытка участвовать в политической жизни страны", - предполагает эксперт. Альниязов отмечает, что заметная в последнее время радикализация религиозных групп подводит к выводу о возможности дальнейшей интеграции большинства экстремистских групп Казахстана и ЦА в единой цели проведения джихада: "Самыми крайними экстремистами, представляющими угрозу для Казахстана и ЦА в целом, являются салафитские группы, придерживающиеся идеологии "такфира". Именно с ними связывают последние теракты в Казахстане против правоохранительных органов и КНБ". По мнению эксперта, причины неготовности обществ и государств ЦА к новым тенденциям развития ислама в регионе кроются как в историческом прошлом, так и современной эволюции ислама в ЦА. Последние столетия обстоятельства способствовали локальному формированию религии и мусульманской общины Центральноазиатского региона, создавая собственную религиозную и культурную идентичность. С появлением независимых государств Центральной Азии началась хаотичная, бесконтрольная самоорганизация мусульманской общины ЦА и ее интеграция в мусульманский мир. "Последнее привело к распространению в регионе множества религиозных течений и движений. Вследствие данных факторов религия превратилась в бизнес или политический инструмент различных групп и сил, содействуя развитию конфликта внутри мусульманской общины и разногласию между светскими институтами государства и религией", - рассказывает спикер. Еще в 90-е годы исследователи отмечали ряд новых тенденций в развитии ислама в Казахстане. Тогда говорилось о разделении мусульманской общины на официальные и неофициальные структуры - противостояние между ДУМК и мусульманскими организациями, то есть джамаатами и мечетями, не находящимися под влиянием Духовного управления, отмечает Альниязов. "На сегодняшний день борьба перешла в политическую плоскость, где неофициальные мусульманские структуры представляют собственные проекты развития государства, как альтернативу действующей системе. Ситуация усложняется совершенно новым, в каком-то смысле искусственным явлением, как конфликт между суннитскими правовыми школами (мазхабами), что ведет к дроблению религиозной общины на множество противостоящих друг другу групп и джамаатов, позволяя делать религиозную сферу нерегулируемой", - сообщает спикер. Докладчик считает, что беспокойство по этой проблеме отразилось даже в последнем проекте казахстанского закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", где отмечено о признании государством исторической роли для региона ханафитского мазхаба. "Мусульманская община Казахстана, разделенная на множество общин по территориальным и прочим признакам, получила неуправляемое религиозными и государственными институтами развитие. Вследствие чего мы наблюдаем рост экстремистских идей и деструктивных религиозных групп в стране. Только по данным органов прокуратуры за 2008 год, на специальном учете стоят порядка 40 тысяч приверженцев экстремистских религиозных идеологий, не признающих авторитет и роль центральной религиозной организации", - сообщает спикер, который решение проблемы видит в возрождении традиционных исламских институтов при адекватном контроле государством. Для этого, по его мнению, для начала следует сделать ДУМК действенной авторитетной организацией, централизованно регулирующей деятельность всей общины мусульман.
Сложившаяся ситуация в религиозной сфере Казахстана и Центральной Азии (ЦА) в целом показала неготовность обществ и государств ЦА к новым тенденциям развития ислама в регионе, считает эксперт по Центральной Азии и директор фонда региональных исследований "Кунсейит" Нурлан Альниязов. Об этом он сообщил на организованной деловым журналом Exclusive и Фондом Фридриха Эберта международной пресс-конференции в Алматы "Новые тенденции в развитии ислама и их воздействие на стабильность в Центральной Азии", передает корреспондент Tengrinews.kz.
"Можно выделить две новые тенденции касательно развития мусульманской религии в Казахстане: интеграция религиозных групп (в том числе экстремистских) во властные структуры и формирование религиозными группами альтернативных проектов государства и попытка участвовать в политической жизни страны", - предполагает эксперт.
Альниязов отмечает, что заметная в последнее время радикализация религиозных групп подводит к выводу о возможности дальнейшей интеграции большинства экстремистских групп Казахстана и ЦА в единой цели проведения джихада: "Самыми крайними экстремистами, представляющими угрозу для Казахстана и ЦА в целом, являются салафитские группы, придерживающиеся идеологии "такфира". Именно с ними связывают последние теракты в Казахстане против правоохранительных органов и КНБ".
По мнению эксперта, причины неготовности обществ и государств ЦА к новым тенденциям развития ислама в регионе кроются как в историческом прошлом, так и современной эволюции ислама в ЦА. Последние столетия обстоятельства способствовали локальному формированию религии и мусульманской общины Центральноазиатского региона, создавая собственную религиозную и культурную идентичность. С появлением независимых государств Центральной Азии началась хаотичная, бесконтрольная самоорганизация мусульманской общины ЦА и ее интеграция в мусульманский мир. "Последнее привело к распространению в регионе множества религиозных течений и движений. Вследствие данных факторов религия превратилась в бизнес или политический инструмент различных групп и сил, содействуя развитию конфликта внутри мусульманской общины и разногласию между светскими институтами государства и религией", - рассказывает спикер.
Еще в 90-е годы исследователи отмечали ряд новых тенденций в развитии ислама в Казахстане. Тогда говорилось о разделении мусульманской общины на официальные и неофициальные структуры - противостояние между ДУМК и мусульманскими организациями, то есть джамаатами и мечетями, не находящимися под влиянием Духовного управления, отмечает Альниязов. "На сегодняшний день борьба перешла в политическую плоскость, где неофициальные мусульманские структуры представляют собственные проекты развития государства, как альтернативу действующей системе. Ситуация усложняется совершенно новым, в каком-то смысле искусственным явлением, как конфликт между суннитскими правовыми школами (мазхабами), что ведет к дроблению религиозной общины на множество противостоящих друг другу групп и джамаатов, позволяя делать религиозную сферу нерегулируемой", - сообщает спикер.
Докладчик считает, что беспокойство по этой проблеме отразилось даже в последнем проекте казахстанского закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", где отмечено о признании государством исторической роли для региона ханафитского мазхаба.
"Мусульманская община Казахстана, разделенная на множество общин по территориальным и прочим признакам, получила неуправляемое религиозными и государственными институтами развитие. Вследствие чего мы наблюдаем рост экстремистских идей и деструктивных религиозных групп в стране. Только по данным органов прокуратуры за 2008 год, на специальном учете стоят порядка 40 тысяч приверженцев экстремистских религиозных идеологий, не признающих авторитет и роль центральной религиозной организации", - сообщает спикер, который решение проблемы видит в возрождении традиционных исламских институтов при адекватном контроле государством. Для этого, по его мнению, для начала следует сделать ДУМК действенной авторитетной организацией, централизованно регулирующей деятельность всей общины мусульман.