ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
22 января 2024 | 14:31

"Каждый стал специалистом". Эксперты высказались об экономике Казахстана

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

По результатам 2023 года экономика Казахстана успешно адаптировалась к новым внешним условиям и в текущем году вышла на траекторию устойчивого роста. Однако вопросы о будущем остаются актуальными: сможет ли страна сохранить тенденцию к росту и сумеет ли правительство реализовать заявленные Президентом реформы? Каковы изменения в экономике и каков ее дальнейший путь?

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

По результатам 2023 года экономика Казахстана успешно адаптировалась к новым внешним условиям и в текущем году вышла на траекторию устойчивого роста. Однако вопросы о будущем остаются актуальными: сможет ли страна сохранить тенденцию к росту и сумеет ли правительство реализовать заявленные Президентом реформы? Каковы изменения в экономике и каков ее дальнейший путь?

Своими взглядами на эти вопросы с корреспондентом Tengrinews.kz поделились экономисты Алмас Чукин и Галим Хусаинов.

Ранее Президент Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости перехода на новую экономическую модель. Тремя главными принципами новой экономической модели в Послании 2023 года Глава государства обозначил справедливость, инклюзивность и прагматичность. А ключевыми задачами указаны формирование промышленного каркаса страны и обеспечение экономической самодостаточности.

По словам экономиста Алмаса Чукина, объявленные реформы направлены на изменение самых основных правил игры в экономике и на такую адаптацию требуется время. В качестве примера эксперт упоминает внедрение в энергетике модели "Тариф в обмен на инвестиции".

"Корректировать тарифы необходимо, потому что единственная альтернатива - это выход оборудования из строя. С точки зрения инженерной инфраструктуры стоимость восстановления значительно выше, чем ее поддержание в нормальном состоянии. Опять же повышение тарифов на услуги ЖКХ никому не доставляет удовольствия, но это результат того, что все эти годы мы откладывали модернизацию. Держали фиксированными тарифы, которые отставали от потребностей в модернизации. Поэтому решение не в том, чтобы удержать тарифы, а чтобы модернизировать все это как можно быстрее", - говорит экономист.

Эксперт обращает внимание на то, что такую работу невозможно полностью завершить за один год - она должна идти на постоянной основе.

Аналогичного мнения придерживается и председатель совета директоров компании Teniz Capital Investments Banking, независимый экономист Галим Хусаинов. Эксперт подчеркивает, что в каждом из блоков начались определенные изменения, но результаты их будут видны через несколько лет.

"Сейчас государство пытается быть слышащим, но, к сожалению, у нас много давления происходит от популистов, которые не всегда разбираются в предмете, и это наносит в целом вред стране. В этом плане у правительства должен быть иммунитет на такие голоса, и, возможно, стоит больше привлекать экспертов, чтобы разработать и внедрить тот или иной документ", - добавляет он.

Комментируя энергетику, экономист также подчеркивает, что в экономике не может быть нерыночных тарифов, ведь в сфере ГСМ, как и в других отраслях, любые перекосы в ценообразовании приводят к проблемам и стагнации.

"Я помню, лет пять назад у нас для борьбы с инфляцией начали насильно снижать тарифы по электроэнергии и теплу, и это привело к тому, что мы сейчас видим: дефицит и аварии. Рыночные тарифы обеспечивают не только вопрос обновления фондов, но и делают привлекательной отрасль, в нее приходят новые игроки, которые привносят новые технологии, сокращают расходы, уменьшается норма прибыли, и естественным способом цены будут снижаться", - говорит независимый экономист.

Поэтому, уверяет эксперт, только узкий круг макроэкономистов может давать обратную связь по той или иной проблеме. Но в Казахстане, говорит Галим Хусаинов, "каждый стал специалистом по базовой ставке, инфляции или Налоговому кодексу".

Наряду с энергетической сферой большой акцент правительство делает и на развитие транспортного потенциала Казахстана.

Галим Хусаинов подчеркивает, что для страны, которая по территории является одной из самых крупных в мире, логистика и транспорт - это ключевые отрасли, без которых в принципе невозможно развитие.

"Поэтому строительство дорог вдоль Шелкового пути, Каспийский транспортный коридор, новые ветки железных дорог, строительство аэропорта в Алматы, завершение БАКАД, развитие метро в Алматы, LRT и другие подобные проекты являются одними из важнейших для развития потенциала страны. Логичным является и выделение в отдельное Министерства транспорта", - считает Галим Хусаинов.

В этом вопросе, по его словам, есть три ключевых аспекта. Во-первых, соседство с крупнейшими экономиками мира делает Казахстан очень привлекательным транспортным коридором. Во-вторых, стране необходима развитая транспортная инфраструктура, которая позволит привлечь инвестиции в отрасли, которые зависят от дорог. В-третьих, развитие городской агломерации и урбанизация невозможны без грамотной транспортной инфраструктуры, а ведь именно развитие крупных агломераций является одним из ключевых драйверов экономического роста.

"Чтобы товар или груз пересекли территорию Казахстана, есть мультимодальные решения. И железные дороги, и автодороги, и авиация, и морской транспорт на Каспии - все эти факторы важны, и сейчас делается большая работа в этом направлении", - подчеркивает Алмас Чукин.

В целом сейчас через Казахстан проходят 13 международных коридоров, из них пять железнодорожных и восемь автомобильных. Общий объем транзитных перевозок в 2023 году вырос на 21 процент - до 30 миллионов тонн.

В стране начали и строительство сразу нескольких новых железнодорожных линий. Если за последние 30 лет в стране было построено всего 2,5 тысячи километров железных дорог, то в ближайшие 3-4 года построят более 1,3 тысячи километров. Что касается развития морского транспорта, наращиваются перевозки через морские порты на Каспии - Актау и Курык. Здесь построят контейнерный хаб, уже работает зерновой терминал.

Значительный рост инфраструктуры железнодорожного транспорта не только улучшит логистику, но и оживит экономическую активность в стране. Теперь, когда смотрим на перспективы развития транспортной системы, встает вопрос: доходы для бюджета - где их искать?

Сейчас около четверти бюджета составляют трансферты из Национального фонда, то есть налоговые сборы не покрывают значительной части того, что правительство тратит на решение экономических и социальных вопросов.

Между тем Алмас Чукин отмечает, что Налоговый кодекс в Казахстане уже "отработан".

"И переписать его заново задача, наверное, не стоит. Задача стоит в его дальнейшей модернизации и дальнейшем усложнении. Но это усложнение идет на пользу делу. Конечно, по рядовым налогоплательщикам нужно все делать яснее и проще, но для этого тоже необходим текст, который четко оговаривает, что и в каких случаях применяется", - говорит экономист.

Но в целом, считает эксперт, бизнес становится сложнее и ему нужен не короткий Налоговый кодекс, а документ, в котором меньше серых зон, создающих конфликты между администраторами налоговой системы и налогоплательщиками.

"Тут вопрос шире стоит - не в том, поднимать ставку налога или нет, а как сбалансировать доходы и расходы государства. У нас почти четверть бюджета дотируется за счет трансфертов из Нацфонда, и собственно доходов, собираемых с налогоплательщиков, не хватает", - говорит Алмас Чукин.

Поэтому, уверен экономист, нужно принимать решения, чтобы разобраться с вопросом дефицита бюджета.

"Самым правильным является в какой-то степени сохранить существующую налоговую нагрузку, но распределить ее справедливо, охватывая большой серый сектор, где люди уклоняются от налогов, и администрируя все справедливо и честно. Собрать, что положено", - считает экономист.

В свою очередь независимый экономист Галим Хусаинов напоминает, что "любая налоговая система должна решать несколько задач, например, фискальную и стимулирующую".

"Сейчас очень много вопросов по Налоговому кодексу, и в этом направлении очень важно выработать сбалансированную систему. Я против любых налогов, которые нарушают принципы налогообложения. Например, если давать право кому-то платить 3 процента, а кому-то 20 процентов, то это создает неконкурентное преимущество, которое потом тормозит развитие. Сейчас мы это четко видим в действующем Налоговом кодексе. Например, компании из одной отрасли сейчас дробятся, чтобы не платить налоги, и страдает как конкуренция, так и бюджет", - говорит Галим Хусаинов.

Второй важный момент, по его мнению, заключается в том, что налоги должны покрывать расходы бюджета.

"Если мы позиционируем себя социальным государством - а мы таким являемся, то и налоги должны быть на уровне, чтобы мы могли обеспечивать эти расходы. Сейчас выглядит так, что мы хотим все получать бесплатно, но при этом не платить налоги. Наверное, раз мы социально ориентированное государство, то должны ориентироваться на такие же страны. Другое дело, что нужно повышать эффективность госрасходов, но это другой вопрос", - считает независимый экономист.

В ракурсе текущих экономических реформ важно рассмотреть и заявленную президентом задачу по удвоению ВВП Казахстана.

Галим Хусаинов отмечает, что задача по удвоению объема экономики достижима, но, помимо быстрых побед, нужны глобальные реформы, которые бы дали экспоненциальный рост экономики.

"В этом плане, кроме привлечения глобальных инвесторов и компаний, требуется внедрение институциональных реформ, связанных с инвестиционным климатом, придерживаться рыночных механизмов в денежно-кредитной политике, фискальной политике, бюджетной политике и в области регулирования бизнеса. Сейчас мы видим, что много реформ начато, и сейчас задача - их закончить", - говорит экономист.

В свою очередь экономист Алмас Чукин напоминает, что основная работа по реформированию только предстоит.

"Потому что любые реформы чего-то стоят, и основная проблема в том, что при любых решениях есть сначала издержки, а только потом результат. Политика и экономика взаимосвязаны, и необходимо понимать определенные политические циклы. У нас сейчас осталось 2-3 года для активных реформ", - резюмировал он.

Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer